Урок обобщающего повторения «Африка», 7класс
Тема: Африка, 7класс.
Тип урока: урок обобщающего повторения
Форма урока: Африканский турнир
Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Африка», продолжить расширять их географический кругозор, прививать интерес к географии.
Оснащение урока: карта полушарий, запись «Ритмы Африки, цветик - семицветик с вопросами , «черный ящик» - плод тыквы и нефть , кофе и какао , слайды с изображением животных – слон , страус , жираф , таблички с цифровым материалом , таблички с географической номенклатурой , песочные часы.
Учащиеся для турнира делятся на две команды - мальчики и девочки, по 6 человек. Заранее готовят название, эмблему команды, рассказ-путешествие по любой из африканских стран, а также сюрприз команде участнице.
В «Африканском турнире» принимали участие команда мальчиков: «САМЕЛ» и команда девочек: «АНТИЛОПА ГНУ», выбирают капитанов.
Сегодня между эрудитами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас,
Вы проявите максимум терпенья
И результаты будут через час.
Мы будем рады, если вы в турнире
Проявите находчивость свою:
Уменье, знанье и веселье
Позволят вам сыграть вничью!
1 конкурс: «РАЗМИНКА» (по 1 баллу за правильный ответ).
Командам предлагают цифры – необходимо узнать, что они обозначают:
6671(длина Нила)
650 (длина о. Танганьика)
40% ( площадь саванн)
4320 (длина Конго)
120 ( высота водопада Виктория)
30,3 ( площадь Африки)
90% (доля Африки в добыче алмазов).
2 конкурс: «Карта – второй язык географии» (по 1 баллу за правильный ответ)
Учащимся предлагается вытащить ( заранее приготовленные) карточку, где написан географический объект и показать его на карте. Принимают участие все члены команд в порядке очереди.
3 конкурс «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Учащимся предлагается вытащить лепесток, на лепестках числа, с обратной стороны географические понятия, члены команды называют число и дают объяснение понятию.(пигмеи, гилея, окапи, вельвичия, сейба, Триполи, Намибия)-каждая команда получает по одной ромашке с 7 вопросами.
4 конкурс « ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ БОЙ».
Команды задают друг другу вопросы, оценивая их в баллах, до 5 баллов; если команда соперница отвечает, то получает то количество баллов, на сколько оценен вопрос, если не отвечает, это количество баллов получает команда, задающая вопросы. Команда готовит по 3 вопроса.
5 конкурс: «КОНКУРС КАПИТАНОВ».
Конкурс состоит из 3-х заданий.
Задание 1.
Путешествие по Африканским странам.
О какой стране идет речь?
Эта страна относится к числу развитых капиталических стран. Выделяется высокой долей населения европейского происхождения. Коренное население банту и бушмены. Здесь в национальном парке Крюгер собраны почти все животные мира. Что это за страна? Её ещё называют геологическим чудом . (ЮАР).
Эта страна самая большая по населению в Африке. Население относится к негроидной расе. Большую часть страны занимают саванны. Выращивают арахис, какао. Живут народы ИБО, ЙОРУБА . (Нигерия).
По своим природным особенностям страна делится на 2 части. Для жителей севера дождливая зима и вечнозеленая растительность привычное дело, а апельсины и лимоны не являются деликатесом, 90% страны занято пустыней, население ведет кочевой образ жизни , только в оазисах занимаются земледелием. (Алжир).
Это древнейшее государство. Здесь часто бывают землетрясения. Природа страны очень разнообразна. Кофе- важный продукт экспорта. Это родина ценных сортов пшеницы. Название её означает «Здесь живут люди с обожжёнными солнцем лицами». Что это за страна ? (Эфиопия).
Задание 2.
Капитанам вручается банка кофе и пачка какао.
Капитанам необходимо дать рекламу этим продуктам.
Задание 3.
«Веришь-не веришь»
Капитаны друг другу задают твопросы по Африке спрашивая заранее ответ: веришь или не веришь? (по 3вопроса)
6.конкурс: « Видеосалон»
Участникам предлагают слайды с изображением африканских животных и растений и вопросы. Например :
ОКАПИ: какой длины язык у окапи (40 см)
В каком веке было открыто это животное (ХХ)
В какой природной зоне обитает ( гилея )
ВЕЛЬВИЧИЯ: почему называется так это растение ( в честь ботаника Вельвичия)
Сколько лет живет (150 )
На марках какой страны изображено (Намибия)
СТРАУС: Сколько весит страус (90 кг)
Сколько весит яйцо страуса (столько сколько 40 куриных)
Чем примечателен страус ( самая крупная птица)большие уши, клыки у самок и самцов)
ЗЕБРА: как по другому называют зебру (дикая лошадь)
БЕГЕМОТ: как называют по другому это животное (гиппопотам)
7 Конкурс «Черный ящик»(по 3 балла)
Участникам предлагается два предмета, которые лежат в закрытых коробках. Необходимо узнать, что это за предметы.
1 предмет: То, что лежит здесь является полезным веществом .В сыром виде оно не используется. Но после переработки находит широкое применение в области медицины, текстильной промышленности и в других отраслях. В Африке можно найти на севере и на западе, а у нас в России в Сибири. Что это? (Нефть)
2 предмет. Речь идет о предмете, который вы все знаете и видели , но в отличие от африканцев у нас он используется, как продукт питания; жители Африки из него изготавливают посуду, колебасы, музыкальные инструменты и употребляют в пищу. Размеры бывают разные. Что это ? ( Тыква)
8 Конкурс « Умники и умницы»
Вопросы команде 1.
У какого города сливаются Белый Нил и Голубой Нил? (Хартум)
Самая полноводная река Африки . (Конго)
Как местные жители называют водопад Виктория?(Гремящий Дым)
Самое длинное пресноводное озеро мира . (Таньганьика)
Как называется ветер в пустыне ? ( Самум)
Назовите 3 африканских пустыни . (Сахара ,Намибия, Калахари)
Как звали Ливингстона ? (Давид)
Какой самый крупный остров у берегов Африки ?(Мадагаскар)
Как называется пролив , отделяющий Европу от Африки? (Гибралтарский)
На какой реке находится водопад Виктория? (Замбези)
Другое название реки Конго. (Заир)
Жители экваториального леса . (пигмеи)
Крупная бегающая птица. (страус)
Ветры , дующие от тропиков к экватору . (пассаты)
Плотина на Ниле ( Асуанская ).
Вопросы команде 2.
Кто был по национальности Ливингстон? (Англичанин)
Какое озеро расположено в центре Сахары? (Чад)
Как называются сухие русла рек ? (Вади)
Какие змеи не имеют ядовитых зубов ? (Удавы)
Назовите растения с толстыми мясистыми листьями широко применяемые в медицине ? (Алоэ)
Озеро в центре Эфиопии. (Тана)
Вьющиеся растения. (Лиана)
Горы на севере материка. (Атлас)
Сладкий картофель . (Батат)
Птица – санитар. (Марабу)
Западный мир Африки. (Альмади)
Столица ЮАР . (Претория)
Растения осьминоги пустыни. (Вильвичия)
Стриж саванн. (Баобаб)
Сосуд из тыквы. (Калебас)
9 конкурс. Рассказ бывалого туриста.
Найти ошибки в рассказе : это было в африканской саванне. Три дня гонялись за тигром , изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга , обжигая ноги о раскаленный камни и щебень мы едва добрались до деревьев – это были акации. Мы укрылись под тенью акаций и решили немного отдохнуть. Но очень хотелось есть , недалеко росли баобабы , набрав сухих сучьев развели костер и стали готовить пищу. Но вдруг на нас обрушился сильный ливень , пришлось искать убежище в ближайшем лесу . Укрывшись под пологом густой листвы мы уснули и проспали до утра.
10. КОНКУРС «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
1.Учащиеся рассказывают о любой африканской стране увлекательно и интересно.
2.Вручают призы друг другу (например : мальчики команды «Камел» вручили девочкам путевку « Круиз на Мадагаскар».
ПОБЕДИТЕЛЯМ ВРУЧАЮТСЯ ПРИЗЫ
Подведение итогов: Общее количество баллов за весь турнир-65
Оценка «5»-65-55 баллов
Оценка «4»-54-44 балла
Оценка «3»-43-33 балла
Авторская разработка. Африканский турнир
Учащиеся для турнира делятся на две команды - мальчики и девочки, по 6 человек. Заранее готовят название, эмблему команды, рассказ-путешествие по любой из африканских стран, а также сюрприз команде участнице. Турнир состоит из 10 разнообразных, интересных конкурсах по теме Африка. В увлекательной форме удается повторить большой объем материала по теме.