Урок алгебры в 11 классе «Обобщающее повторение. Тригонометрические уравнения»
Обобщающее повторение:
Тригонометрические уравнения
Цели урока: повторить основные понятия по решению тригонометрических уравнений, знать общий вид решений простейших тригонометрических уравнений и частные случаи, уметь решать различные тригонометрические уравнения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
Предложить учащимся ответить на вопросы, можно для этого использовать учебник (стр. 64 – 81)
Что называется арксинусом, арккосинусом, арктангенсом числа?
Какова формула корней уравнения ?
Перечислить частные случаи решения уравнения ?
Какова формула корней уравнения ?
Перечислить частные случаи решения уравнения ?
При каком значении уравнения и имеют решения?
Какова формула корней уравнения ?
При каком значении уравнение имеет решение?
3. Решение задач.
Разобрать решение уравнений
1) 2) 3)
Данные уравнения необходимы для закрепления навыков работы с усложненными аргументами.
4) 5) 6)
Эти уравнения позволяют научиться исключать из одной серии корней другую – постороннюю.
7)
Это уравнение позволяет отработать навыки объединения двух серий корней и записывать их в виде одной серии.
8)
Это уравнение позволяет научиться видеть, что одна серия решений содержится в другой, и выбирать в этом случае для записи правильного ответа нужную серию.
4. Проверочная работа.
Учащиеся решают подобные уравнения с использованием копирки, у всех одинаковое задание.
1) 2)
3) 4)
5) 6)
7) 8)
Листочки с копиями работ собираются и проверяются учителем, а оригинал работы остается у ученика в тетради.
Далее учащиеся меняются тетрадями в парах, проверяют эту самостоятельную работу с помощью кодоскопа. На оценку «3» – должно быть правильно решено 5 уравнений, на «4» – 6 уравнений, на «5» – 7 уравнений.
5. Рассмотрение примеров.
Вспоминаем три способа решения тригонометрических уравнений:
1) Метод сведения к квадратному, который состоит в том, что пользуясь формулами уравнение преобразовывается к такому виду, чтобы какую-то функцию обозначить через , получив при этом квадратное уравнение относительно .
2) Метод разложения на множители (вынесение за скобки общего множителя, группировка, применение формул сокращенного умножения).
3) Однородные уравнения вида – второй степени и так далее, где – числа, решаются делением на подходящую степень или . Но предварительно нужно доказать, что делитель не обращается в нуль.
Примеры.
1)
Ответ: .
2)
Ответ: .
3)
Ответ: .
6. Задание из ЕГЭ.
Задание 1В:
Сколько корней имеет уравнение ?
Ответ: 4.
Задание 2В:
Сколько корней имеет уравнение ?
Ответ: 5.
Задание 3В:
Сколько корней имеет уравнение ?
Ответ: 2.
7. Итоги урока.
8. Домашнее задание.
Решить № 164 (стр. 333).