12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1809
Россия, Курганская обл., Куртамыш

Тема дружбы в лирике Пушкина

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с темой дружбы в лирике Пушкина

Задачи:

Образовательные: проследить взаимоотношения между А.Пушкиным и его друзьями в течение жизни поэта, показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, умение выразительно читать стихи;

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес к поэзии Пушкина.

План урока

1.Орг.момент

2. Определение темы и задач урока (видео)

3. Страница 1. Историческая (Лицей)

4. Страница 2. Лицейские друзья.

5. Страница 3. Поэтическая (Анализ стихотворения о дружбе)

6. Страница 4. Теоретическая (жанр послания)

7. Страница 5. Риторическая (Диспут о дружбе)

8. Итог урока

Ход урока


1. Организационный момент урока

- Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни А. С. Пушкина, больше читаем, узнаем о творчестве поэта, его окружении, времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. Как замечательно о нем сказал Тютчев:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Когда-то люди верили, что все деяния каждого человека Бог записывает в книгу жизни.

Сегодня мы пролистаем несколько страниц книги жизни великого Пушкина. Тему урока вы определите из видео. (Ст-е Пушкина "Бог помощь вам, друзья мои..." чит.А.Демидова) –Тема дружбы в лирике Пушкина

- Определим задачи урока. Для этого есть глаголы-помощники.

ЗНАТЬ друзей Пушкина

УМЕТЬ читать и анализировать стихи Пушкина

ПОНЯТЬ, почему Пушкин ценил дружбу и друзей.

Заполнение РКУ (рабочей карты урока)

3.Актуализация знаний

1) Проверка домашнего задания.

Подчеркнуть в РКУ основные темы поэзии А.С.Пушкина

патриотическая тема; городская тема; деревенская тема;
вольнолюбивая лирика; индустриальная тема; любовная лирика; лирика природы; тема дружбы; военная тема; тема поэта и поэзии, тема подвига.

Самопроверка по слайду, самооценка в РКУ

2)Игра «Правда ли?»

Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию.

1. А.С.Пушкин родился В Петербурге. (Нет, В Москве.)
2. Няня научила Пушкина читать. (Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов.) 
3. Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. (Да, правильно.) 
4. В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. (Нет, в 12 лет.)

5. Бабушка Мария Алексеевна практически заменила ему мать и очень любила Сашу.(Да)

-

-

+

-

+

Взаимопроверка работы, взаимооценка 

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Итак, в путь! Следуя страницам божественной книги жизни! Мы отправляемся в 1811 год.

Страница 1. Историческая

-Внимательно посмотрите ролик ( https://ok.ru/video/1656489386 ) и выполните задания в РКУ.(«Продвинутая лекция»)

-Цель постройки Лицея (воспитать свободомыслящих государственных чиновников)

-Допишите, кем были лицеисты: Пушкин – будущий (поэт), Пущин и Кюхельбекер – будущие (декабристы), Матюшкин – будущий (географ и путешественник), Горчаков – будущий (канцлер)

Ум и воображение лицеистов питали (книги и героизм соотечественников)

Профессор (Куницын) учил гражданскому праву, логике и экономике.

(Карцев) учил физике и математике.

Теппер де Фергюсон учил музыке. Чириков – живописи.

День рождения Лицея – (19 октября)

Проверка.

-Все герои , названные в фильме , навсегда остались друзьями Пушкина.

А мы переходим к следующей странице, на которой познакомимся с лицеистами, что называется, в лицо.

Страница 2. Дружеская.

В 1811 году тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Что же это были за мальчишки? Они были обычными детьми, обычными учениками, которые любили пошалить, поиграть. Фрагмент из фильма «1814»

Шесть лет провели они вместе в Царском Селе, который стал для них домом на все эти годы.

-Ребята, ну а теперь давайте поближе познакомимся с лицейскими друзьями Александра Пушкина (Не забывайте работать в РКУ!)

Слайд-шоу «Лицейские друзья Пушкина»

(обучающийся рассказывает от лица лицеиста, некоторый материал дублируется на слайде, остальные обучающиеся делают пометки в РКУ)

1) Константин Данзас
- Я, Константин Данзас, прозвище – «Медведь». Я оправдывал своё прозвище, так как был равнодушный ко всему, а иногда у меня были вспышки ярости, когда меня дразнили. Про меня говорили:  «Он был медведь, но мишка милый» 

Учитель: Данзас за то, что был секундантом Пушкина, был предан суду и приговорен к двухмесячному аресту. В том, что произошло на дуэли он винил себя, и превратился в нервного и издёрганного человека. Впоследствии он создал свой собственный музей Пушкина. Он собирал все, что связано с Пушкиным. 
Скончался Данзас 3 февраля 1870 года в совершенном одиночестве в Петербурге. 

2) Горчаков Александр

- Я, Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище – «Франт». 
Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую. 
19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один – я последний живой лицеист. 
Учитель: В будущем министр. В своём стихотворении «19 октября» (1825 г.) А.С. Пушкин посвятил ему строки, найдите их и зачитайте. 

 

(читает ученик из класса) 
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, 
Хвала тебе – фортуны блеск холодный 
Не изменил души своей свободной: 
Всё тот же ты для чести и друзей. 
Нам разный путь судьбой назначен строгой; 
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: 
Но невзначай просёлочной дорогой 
Мы встретились и братски обнялись. 


3) Малиновский Иван

-Я, Иван Малиновский, 13 лет. Прозвище – «Казак» 
Вспыльчивый, задиристый, я был очень горяч. Я старался укрощать свою пылкость, часто увлекающую меня к ошибкам, в которых я признавался с раскаянием. 

Учитель: Малиновский был очень дружен с Пушкиным . В стихотворении «Пирующие студенты», написанном в 1814 году, поэт обращается к Малиновскому: 

А ты повеса из повес, 
На шалости рожденный, 
Удалый хват, головорез 
Приятель задушевный…

Умирающий Пушкин перед смертью, глубоко вздохнув, сказал: «Как жаль , что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Но всё-таки самыми близкими друзьями Пушкина были… 

4) Кюхельбекер Вильгельм
- Я, Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище – «Кюхля». Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал мне много и по-разному. Однажды, еще в Лицее я обиделся на его стих

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно.

Но потом понял, что даже эти стихи Пушкина мне очень дороги. И мы помирились.
Кюхельбекер был независим в своих мнениях, любил свободу и справедливость. Всё это оценили в нём впоследствии другие выдающиеся деятели принявшие его в тайное общество. Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года. Восемь лет он провёл в одиночной тюремной камере, а затем был сослан в Сибирь. В ссылке в г.Курган он продолжил свою литературную деятельность, следил за журналами, за выходом Пушкинских произведений. Его гениальность Кюхельбекер признал одним из первых. Кюхля был душевно близок Пушкину.

Учитель:Пушкин хлопотал за друга, посылал ему в тюрьму книги окольными путями. И Кюхельбекер до самой смерти хранил к нему благодарное товарищеское чувство.

5) Дельвиг Антон. 
- Я, Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище – «Тося». 
Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали: 

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? 
Проснись, ленивец сонный! 
Ты не под кафедрой сидишь, 
Латынью усыплённый.

УчительЭто был молодой человек внешне флегматичный увалень, но наделённый живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Одним из первых в Лицее Дельвиг все свои мысли и чувства посвятил литературе. Отлично знал древнюю литературу, ощущал её гармонию. Писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными – были положены на музыку, пелись в разных концах России. Дельвиг и Пушкина вывел на профессиональную литературную дорогу тайком от друга, послав его стихи в 1815 году в журнал. 

6) Пущин Иван (слайд 21, 22, 23, 24, 25) 
-Я, Пущин Иван, 13 лет. Прозвище – «Большой Жанно», «Иван Великий». Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он Пушкин, я – Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись. 
Пущина любили многие за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Любили в лицее, потом и в гвардии и на гражданской службе. Он всюду был в центре – жизнерадостный, надёжный и верный. Один из первых, ещё в детские годы оценил это сосед по лицейской комнате – Александр Пушкин, который сам часто был неровен в общении, вспыльчив, он доверял своему другу Жанно (так они его называли между собой) свои первые огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать. После лицея они часто встречались в Петербурге.

Характер Пущина, его взгляды совсем не случайно привели его в тайное революционное общество. Он хотел привлечь и Пушкина, но опасался за него. 

Учитель:Когда Пушкин был сослан в ссылку за революционные стихи Пущин его навестил(как и Дельвиг), не испугавшись того, что друг под надзором властей. Это их свидание стало для ссыльного поэта нечаянной радостью. Находясь в ссылке в Михайловском Пушкин тосковал по друзьям, ему не хватало общения в письмах, хотелось видеть близких, лицейских друзей, говорить с ними.

 

7) Александр Пушкин

-Я, Александр Пушкин, 12 лет. Прозвища – «Француз», «Егоза», «Стрекоза», «Сверчок», «Искра», «Обезьяна», «Мартышка», «Смесь обезьяны с мартышкой». 
В те дни – во мгле дубровных сводов 
Близ вод, текущих в тишине, 
В углах лицейских переходов, 
Являться Муза стала мне. 
Моя студенческая келья, 
Доселе чуждая веселья, 
Вдруг озарилась – Муза в ней 
Открыла пир своих затей; 
Простите, хладные науки! 
Простите, игры первых лет! 
Я изменился, я поэт! 

Проверка записанного в РКУ
5. Первичная проверка понимания

-А мы переходим к следующей странице.

  Страница 3. Поэтическая (Анализ стихотворения о дружбе)

Работа по группам (каждый берет 1 листок, который является частью первой строки стихотворения. Делятся на группы)

В каждой группе – историк (биограф.сведения), ритор(чтец), литературовед

«19 октября»

Историк (рекле)

-Собрать из разрезанных строк текст, прочитать его, рассказать об истории появления стихотворения.

19 октября было для Пушкина знаменательной датой. Во время учебы сложились его главные жизненные взгляды и убеждения. Пушкин обрел настоящих друзей. В день окончания лицея товарищи договорились каждый год собираться 19 октября вместе, чтобы не разрывать свой «священный союз», делиться своими горестями и радостями. В 1825 г. Пушкин впервые не смог посетить это дружеское собрание, так как находился в ссылке в с. Михайловском. Вместо себя он отправил стихотворное послание.

Ритор(чтец),

-Приготовить выразительное чтение стихотворения

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Литературовед

- Прочитайте текст, составьте 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса, подготовьте рассказ по ним.

В стихотворении каждому из лицеистов отведены особые чувствительные строки. Пушкин отмечает, что ни смерть, ни расстояние не могут помешать душевному общению друзей, навсегда связанных совместной юностью. Строфа «Друзья мои, прекрасен наш союз…» характеризует отношение автора к Лицею, лицеистам.

Далее поэт обращается к тем, кто посетил его в «изгнании»: Пущину, Горчакову и Дельвигу. Они были наиболее близки Пушкину, с ними он делился самыми сокровенными мыслями и идеями. В финале Пушкин выражает надежду на то, что ежегодное собрание повторится еще не раз. Печально звучат слова поэта о неизбежном сужении дружеского круга со временем. Он сожалеет о том несчастном, который будет вынужден встретить очередную годовщину в одиночестве. Пушкин обращает свое послание в будущее и желает последнему живому лицеисту провести этот день «без горя и забот».

Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.

Композиция. Стихотворение построено как монолог-обращение к друзьям. В нём можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала Лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.

Жанр – дружеское послание.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА.

Метафоры «роняет лес багряный свой убор», «с огнём в очах», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».

Эпитеты«неколебим, свободен и беспечен» , «дружных муз

Сравнения «он как душа неразделим и вечен» .

Олицетворение « ни бросила судьбина», « счастие ни повело»

Тонкие вопросы                               Толстые вопросы

   

Кто?

Что?

Может?

Когда?

Будет?

Мог ли?

Как звать? Было ли?

Согласны ли Вы?

Верно ли?

 

В чем различие?

Предположите, что будет, если?

Что, если?

Почему вы думаете?

Дайте три объяснения, почему?

Объясните, почему?

Почему вы думаете?

Почему Вы считаете?

Дайте объяснение, почему?

Пущину”

Историк (Сюжетная таблица )

-Прочитать текст, заполнить таблицу, подготовить рассказ по таблице об истории появления стихотворения.

Среди друзей самым близким был И. И. Пущин . Он оказался одним из тех, кто не утратил расположения к Пушкину во время его ссылки. В 1825 г. он посетил великого поэта в с. Михайловское. Воспоминанию об этих счастливых днях и посвящено стихотворение.

Известно, что декабристы скрывали от Пушкина планы вооруженного восстания, так как не хотели навлечь на поэта подозрения. Они понимали значение его таланта и хотели сберечь его для будущего. Во время визита в Михайловское Пущин также ничего не сказал Пушкину о готовящемся выступлении. Поэт узнал о нем, по-прежнему находясь в ссылке. Пущин был осужден и отправлен на поселение в Сибирь. Пушкин несколько раз писал обращения к царю с просьбой о смягчении наказания, но неизменно получал отказ. В 1826 г. он написал стихотворение «И. И. Пущину» и отправил его в далекую Сибирь. Несчастный каторжник был очень благодарен Пушкину за эту литературную весточку.

Приём «Сюжетная таблица»

Суть работы с этой таблицей следующая: читая текст, учащиеся делают пометки, создавая скелет текста:

Кто?              Что?                Когда?                 Где?              Почему?

Ритор

-Приготовить выразительное чтение стихотворения

         

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

 

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

 

Литературовед

-Прочитать текст, составить кластер, подготовить рассказ по кластеру

С первых строк Пушкин обращается к товарищу с очень трогательными словами («первый друг», «друг бесценный»). Пушкину было скучно и одиноко в деревне. Единственной его отрадой была няня – Арина Родионовна. Он бесконечно благодарен другу за его посещение, которое связано со звоном колокольчика. Русские поэты и писатели часто отмечают волшебный звук колокольчика, пробуждающий забытую богом деревню из спячки и символизирующий неожиданный приезд гостя.

Пушкин сравнивает свою деревенскую ссылку с сибирским заключением Пущина. Он, конечно же, понимает, что размеры наказания несопоставимы. Но оба друга пострадали за свои искренние убеждения, которые сложились у них одновременно еще во времена Лицея. Напоминая Пущину о «лицейских ясных днях», Пушкин подчеркивает свою нерушимую приверженность юным идеалам.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй – старается поддержать друга в его трагическую минуту.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрёстной и парной рифмой.

Метафоры«лучом лицейских…дней».

Эпитеты – «бесценный», «печальным», «ясных».

Олицетворение – «колокольчик огласил».

Анафора – «Да голос.… Да озарит…».

старославянская лексика ( «святое провиденье») подчеркивает высокие чувства поэта..

6.Первичное закрепление

Страница 4. Теоретическая

- Кому посвящено и к кому обращается автор в этих стихах?/к другу/друзьям.

- Такие литературные произведения, написанные в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу, называют посланиями. Они бывают дружеские, сатирические, любовные.

- Почему Пушкин, обращаясь к друзьям, использует именно этот жанр? (Он позволяет выразить более теплые, близкие отношения, сказать о самом сокровенном, может быть, тайном)

7.Итог урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Мы заканчиваем наше знакомство с некоторыми страницами жизни поэта.

Задание всем: 1) прочитать получившийся конспект, выучить определение и стихотворение о дружбе наизусть. 2) Составить рассказ о своем друге или написать сочинение-миниатюра “Настоящий друг” (задание для сильных учеников).

8.Этап рефлексии деятельности

Страница 5. Риторическая

А)коммуникационная

-Последняя страница нашего знакомства. Риторическая. Или ораторская.

Пушкин был удивительным рассказчиком. В его уме всплывали образы, которые помогали любого убедить в правоте говорящего. Но вспыльчивость и неуемность всегда мешали поэту. Попробуйте и вы, отбросив лишние эмоции, доказательно ответить на вопросы.

– Нужна ли человеку дружба? 

Что значит быть хорошим другом?
- Был ли Пушкин хорошим другом и почему?

Б) оценочная

-Вернемся к началу урока. Прочитайте задачи. Соотнесите написанное с имеющимся у вас материалом.

ЗНАТЬ друзей Пушкина

УМЕТЬ читать и анализировать стихи Пушкина

ПОНЯТЬ, почему Пушкин ценил дружбу и друзей.

-Оцените свою работу на уроке, не забыв те оценки, что вы получили в начале урока. Поставьте себе 


Лицейские друзья ПушкинаPPT / 560 Кб

/data/files/r1704957500.ppt (Лицейские друзья Пушкина)общую оценку за урок.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.