12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Долдбешкина Елена Германовна28

Внеклассное мероприятие «Семья + профессия =?»

Автор: Долбешкина Елена Германовна, классный руководитель 11 б класса,

МАОУ «Технологический лицей»

Актуальность данного классного часа обусловлена той ситуацией, которую я наблюдаю как классный руководитель в 10 классе. Довольно часто при общении с подростками и родителями прослеживаются серьезные противоречия в подходе к профориентации. На сегодняшний день у большинства родителей есть твердая позиция в том, куда их дети должны пойти учиться, и какую профессию выбрать. При этом акцент делается на финансовые перспективы, связи и совершенно не учитывается желание ребенка и его индивидуальные способности.

Содержание занятия направлено на стимулирование личностного роста и предполагает большую внутреннюю работу как подростков так и родителей. Все задания классного часа опирались на конкретный опыт этих подростков и были построены опосредованно, чтобы подростки не стеснялись открыться. Элементы тестирования носили анонимный характер, чтобы ребенок смело высказывал свое мнение. Результаты занятия могут быть в дальнейшем использованы для родительского собрания.

Я пыталась раскрыть данную тему в системе классный час+родительское собрание. Первоначально подростки и родители работают с фильмом. Взрослыми людьми проводится анализ двух точек зрения: своей и подростков.

Затем подростки разыгрывают ситуации по принципу «Убеди родителей». Результатом этой деятельности является педагогический анализ взаимоотношений в семье, так как дети переносят поведение родителей на свою игровую роль.

Подростки определяют свой стиль взаимоотношений в семье по поводу профессии с помощью голосования, родители – тестированием.Преобладающий цвет шариков в банке позволяет сделать вывод о том, какой стиль преобладает в классе и соответственно позволяет корректировать дальнейшую воспитательную

Цели:

1. для подростков: формирование ответственного отношения к выбору профессии

2. Формирование умения аргументировано отстаивать свою позицию.

3.Для родителей: значимость осознанного выбора профессии ребенком.

Подготовка:

1.На цветных листах 3 группы составляющих жизни человека

2. Цветные стикеры по 3 для каждого учащегося

3.2 ватмана и маркеры

4. Ноутбук

5.Конверты с вложенными в них ролями для 2х групп, булавки

6.Фрагмент фильма «День свадьбы придется уточнить»

7.Листы с заданием для детей

8.Тест для родителей

Ход классного часа

Здравствуйте. Меня зовут Елена Германовна. Я – участник городского конкурса «Самый классный классный» и сегодня вместе с вами пройду один из этапов конкурса –классный час. В основе жизни каждого человека лежат определенные жизненные ценности. Этот набор жизненных ценностей общий, но каждый сам для себя выбирает, что для него стоит на первом месте, а что на последнем.

Вы видите на доске 3 группы жизненных ценностей. Выберите из каждой группы то, что вы считаете наиболее значимым, доминирующим. Хорошо подумайте. Кто решил, выйдите и прикрепите стикер напротив выбранных вами жизненных ценностей.

Мы видим, что в каждой группе обозначились лидеры. ( Оставляются только 3 ценности, выбранные подростками.) Сегодня для вашего класса приоритетными являются …

Давайте порассуждаем, связаны ли эти жизненные ценности между собой. Каким образом? У кого есть другое мнение? Может быть, кто-то смотрит на это с другой стороны? Можете ли вы проиллюстрировать эту связь на примерах своей семьи или семей своих знакомых?

Я эти связи увидела в одном из старых фильмов. И сейчас хочу показать вам фрагмент из этого фильма.

Показ фильма.

Как вы думаете, почему самый младший член семьи сказал: «Я тоже хочу работать на заводе как дедушка и дядя»?

Да, семья повлияла на выбор дальнейшей профессии этого ребенка. Хотелось бы определить, а всегда ли последствия влияния семьи на выбор профессии положительные? Возможно, есть и отрицательные?

Я предлагаю вам в группах подумать над этим вопросом и написать, каковы положительные и отрицательные последствия влияния семьи на выбор профессии. (Учащиеся получают ватманы и маркеры и в группах обсуждают и записывают положительные и отрицательные последствия влияния семьи на выбор профессии)

В то время пока готовятся дети, обращаюсь к родителям.

Уважаемые родители гости. Материал и работа этого классного часа станут основой для родительского собрания. Во время самоанализа вы узнаете о целях подробнее. Задания для родителей и учащихся построены на едином материале и подразумевают внутреннюю личностную работу. 1 задание по фрагменту фильма – родители получают такое же задание: отметить положительное и отрицательное влияние семьи на выбор профессии. Уважаемые родители, постарайтесь отметить сейчас положительное и отрицательное влияние семьи на выбор профессии. А теперь давайте посмотрим и сравним, что написали наши учащиеся.

Обсуждение и дополнение.

Положительное влияние семьи на выбор профессии

Отрицательное влияние семьи на выбор профессии

Накопление и передача опыта и профессиональных секретов;

Единение семьи;

Знание профессии изнутри;

Координация усилий;

Ранняя профориентация.

Не учитываются индивидуальные способности;

Нет возможности самовыражения;

Ограничение круга интересов;

На нелюбимой работе теряешь здоровье;

Твой успех может быть отнесен к успеху семьи;

Приходится постоянно соответствовать, т.к. сравнивают

Накладывается отпечаток на круг общения.

Давайте вернемся к нашим жизненным ценностям. Теперь мы понимаем, что влияние семьи на выбор профессии может сделать человека счастливым и наоборот – несчастным. Каждый сам определяет это.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Убеди родителей». Для этого мы создадим две семьи и выберем группу экспертов. Задания для групп в конвертах, задание для экспертов озвучивается.

Ваша задача оценить убедительность подростка в отстаивании своей точки зрения.

В то время пока готовятся дети, обращаюсь к родителям.

Уважаемые родители, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Вы видите, что данный тест определяет, какой стиль взаимодействия в плане выборе профессии сложился в вашей семье. Совпадает ли ваша точка зрения и мнение детей на этот стиль взаимодействия, мы узнаем в ходе классного часа. В реальности же, родителям предлагаются памятки, о том,как вести себя в той или иной ситуации. У вас будет возможность посмотреть активную часть, в реальной жизни мы предоставляем анализ классного часа.

Итак, посмотрим. Озвучивается задание для групп. Цель – подросток должен убедить семью. Эксперты оценивают сразу.

В то время пока группы готовились к заданию, наши эксперты работали над сложной проблемой. Они составили список советов для тех, кто ещё не определился с выбором профессии. На экран выводится список, подготовленный группой экспертов, зачитывается и по возможности дополняется. Эти советы мы сохраним и выдадим вам.

Итак, мы рассмотрели 3 стиля влияния семьи на выбор профессии.

1.как в фильме, где мнение единодушное

2.как в сценках, где мнение расходится

3.как у экспертов, где мнение не определилось

А к какой группе отнесете себя вы? Перед вами 3 коробки с разноцветными шариками. Выберите и опустите в коробку для голосования один шарик.

Пока подростки голосуют, на доске прикрепляются символы.

Итак, вы проголосовали, а теперь я снова обращаюсь к выбранным нами в начале классного часа жизненным ценностям. Это… С помощью предложенных символов попробуйте составить формулу жизненных ценностей человека.

Поделитесь с нами вашими идеями. Моя идея такова: семья + профессия = счастье.

Спасибо за активное и продуктивное сотрудничество. Мне было приятно общаться и работать с вами
 

Задания для экспертов.

1.Представьте, что ваш друг затрудняется в выборе профессии. Что бы вы посоветовали тем, кто ещё не определился в выборе будущей специальности. Составьте список правил для тех, кто не может определиться. Напечатайте текст советов на ПК.

2.Оцените убедительность подростка в отстаивании своей точки зрения.
 

Ситуации для работы в группах.

Ситуация 1. В семье династия врачей. Бабушка, дедушка, оба родителя врачи. Старший брат и сестра являются студентами медицинской академии. Дядя/тетя подростка также работают врачами – стоматологами в государственной клинике. Все они, зная сложность профессии изнутри не хотят, чтобы и младший сын/дочь – ученик/ца 10 класса, пошел /пошла по их стопам. Подросток же мечтает стать врачом.

Разыграйте разговор членов семьи с подростком, аргументируйте свою точку зрения.

Внимание! Цель задания: подросток должен убедить семью

Ситуация 2. В семье оба родителя работают в юридической сфере, имеют небольшой семейный бизнес – собственную адвокатскую фирму. Старший брат и сестра студенты университета, юридический факультет. Дедушка – прокурор в отставке, бабушка – мировой судья. Жена старшего брата учится вместе с ним на юридическом факультете. Младший сын/дочь не проявляет интереса к этой профессии, он/она в будущем хочет заняться творчеством и видим себя известным актером/актрисой.

Разыграйте разговор членов семьи с подростком, аргументируйте свою точку зрения.

Внимание! Цель задания: подросток должен убедить семью.


Тест для родителей

Выберите один вариант ответа из предложенных.

1.В выборе профессии мы

а) соглашаемся с ребенком

Б) не соглашаемся

В) не обсуждаем эту тему

2.В решении сложных жизненных вопросов мы

А) предлагаем помощь, сотрудничество

Б) считаем, что мы опытнее и ребенок должен поступать так как хотим мы

В) не вмешиваемся, каждый имеет право на свободу выбора

3. Мне как родителю:

А) хотелось бы, чтобы сын/дочь пошли по моим стопам

Б) нет уж, какая угодно, но только не моя сумасшедшая работа

В) мне все равно, лишь бы ему/ей нравилось

4. Считаю, что главными составляющими профессии являются

А) материальный доход

Б) возможность самовыражения

В) от работы нельзя получать удовольствия, надо просто ходить на нее.

5. В споре с ребенком мы:

А) он/она имеют право на свою точку зрения

Б) молод еще, чтобы спорить с нами, будет так, как мы скажем

В) зачем тратить время на споры, все решится само собой.

 

Если у вас больше ответов «А» – поздравляем, у Вас и вашего ребенка полное взаимопонимание. Шансы, что подросток выберет дело по душе велики.

Если у вас больше ответов «Б» – подумайте о своих отношениях с ребенком, желание доминировать во всем мешает самовыражению подростка. Ситуация конфликтная.

Если у Вас больше ответов «В» – совместное обсуждение проблем сближает, Вы же стараетесь отстраниться от обсуждения тем, волнующих ребенка. Обратите внимание на подростка – он в вас нуждается.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/i1454435926.avi (112)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.