Направление-исследовательская практическая работа «Из истории художественной обработки металлов»

1
0
Материал опубликован 23 March 2020

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Приморский индустриальный колледж»











Направление – исследовательская практическая работа



ТЕМА: ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ.



Бутковский Александр Витальевич, Коробов Денис Евгеньевич

студенты КГБПОУ «Приморский индустриальный колледж»


Руководители: Балацкий Александр Васильевич, Федорова Татьяна Валентиновна, преподаватели профессиональных дисциплин высшей квалификационной категории по профессии 15.01.25 «Станочник (металлообработка).



















г. Арсеньев

2017 г.




Содержание

Введение …………………………………………………………………….....…4

1.Из каменного века в медный………………………………………….….……6

2.Холодная обработка металлов давлением……………………………..……..9

3.Горячая ковка………………………………………………………….….……14

4.Бронзовый век- развитие литейного ремесла………………………….…….15

6.Железный век…………………………………………………………….…….18

7.Художественная обработка металлов резанием……………………….……20

8.Практическая часть……………………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………….……25

Список источников и литературы…………………………………...…….…26

















Цель исследовательской практической работы:

Теоретическое и практическое подтверждение рационального выбора оборудования для обработки сложных пространственных художественных контуров с необходимой точностью и качеством.

Задачи исследования:

Изучить историю художественной обработки металлов.

Создать компьютерную модель гравюры и программу обработки

Изготовить гравюры на фрезерном станке с числовым программным управлением DMC 635 V ecoline

Объект исследования: Сложные пространственные формы из металла.

Предмет исследования: сведения о художественной обработке металлов, история возникновения металлообработки.

Методы исследования: наблюдение, поиск в интернете, чтение литературы, анализ, обобщение, работа в программе АртCam.

Практическая часть: Изготовление гравюр на фрезерном станке с ПУ.

Введение

Нас окружают изделия из металлов. Они бывают уникальными, ни на что не похожими и однотипными, как шестерни в коробке передач автомобиля и даже одинаковыми – кольца подшипников, винты и гайки. Многие из деталей имеют сложную пространственную форму.

Обработка таких деталей постоянно совершенствовалась в процессе эволюционного развития человечества. В век новых технологий это уже не представляет особого труда. Трудоемкость этого процесса снизилась в тысячи раз.

Мы попытались обозначить основные этапы развития металлообработки на примере создания высокохудожественных изделий.

С незапамятных времен человек познакомился с семеркой металлов: железом, медью, серебром, оловом, золотом, ртутью и свинцом. Два из них — золото и серебро — за красоту и стойкость стали называться благородными. 

К другим металлам отношение было не менее почтительное

Известны периоды в истории человечества, когда железо ценилось дороже золота. Но главное достоинство так называемых простых по своим характеристикам металлов в том, что эти великие труженики сыграли решающую роль в развитии цивилизации. Из истории металлов известно, что в средневековой Европе каждому металлу, входящему в замечательную семерку, была посвящена одна из крупнейших планет.

«Научный» трактат того времени, написанный в стихотворной форме, сообщает следующее:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец...

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть — родная мать! 

Меди была посвящена Венера, железу — Марс, серебру — Селена (Луна), золоту — Гелиос (Солнце), олову — Юпитер, свинцу — Сатурн и ртути — Меркурий.

t1584951851aa.png

История металлов, развития искусства и ремесел тесно связана именно с этими металлами. Пройдя долгий путь из глубокой древности до наших дней, они не утратили своего значения и сегодня.











1.Из каменного века в медный

t1584951851ab.jpg

Время, когда в своей деятельности человек использовал то, что было под рукой. В ход шли камни, кости, дерево и другие материалы, которые давала природа. Со временем человек научился обрабатывать данные инструменты. В результате улучшались их полезные свойства. Наибольшую значимость имели камни.  Если в первое время они использовались в обычном виде, то постепенно человек научился откалывать их, улучшая тем самым коэффициент полезного действия данного инструмента. А спустя какое-то время камни начали подвергаться сверлению, шлифовке и полировке, придавая им дополнительные преимущества.

Первым металлом, который узнал и стал применять человек, было золото. Потом настала очередь меди и, наконец, железа. Золото стало для человека металлом-первенцем не потому, что его так много на Земле. Но оно встречается в самородном виде, блестит, привлекая внимание и легко обрабатывается.

Человек издревле занимался собирательством: рвал плоды с деревьев, искал целебные травы, гнезда птиц и норы зверей, копал съедобные корешки, так почему бы и золотинки не пособирать?

Золото начали добывать вдоль рек Африки и Азии. Лёгкость, с которой этот металл подвергался обработке, вдохновила умельцев на создание из него украшений. Красота и универсальность золота как материала была оценена очень быстро.

Оно настолько податливо, что может быть расковано в холодном состоянии в тонкие, почти прозрачные пластины. Оно настолько пластично, что может быть вытянуто в тонкие и достаточно прочные нити. Все это позволяло выполнять филигранные работы с золотом еще с ранних времен. Его цвет и блеск приравнивали к солнцу, а неподверженность коррозии сделало его символом постоянства. Ношение золота было символом богатства и власти.

t1584951851ac.jpg

Головной убор с орнаментом в виде листьев.


t1584951851ad.jpg

Посмертная маска Тутанхамона.  Сделана из чистого золота и инкрустирована цветным стеклом и драгоценными камнями.

2600-2500 г. до н.э Ур, Месопотамия.Шумерская цивилизация


Вторым металлом, который узнал и полюбил человек, стала медь. Она тоже известна в самородном виде, но основное ее количество входит в состав различных минералов. Меди на Земле много больше, чем золота, и она использовалась более широко. Из нее делали топоры и ножи, другие орудия древнего труда и, конечно, украшения


t1584951851ae.jpg t1584951851af.jpg


Переход к земледелию определил начало оседлого образа жизни. Живя дли­тельное время на определённой территории, люди досконально её исследовали. Их внимание привлекали свойства некоторых обломков камня, которые, попа­дая в огонь, становились мягкими, а потом жидкими. Охлаждаясь, они застыва­ли в форме, которую приобрели в разогретом состоянии. Эти, похожие на каменные, обломки были самородками металла, в первую очередь- медь.

Первые изделия из меди делались посредством обычных ударов. Но эти предметы были мягкими и не прочными, поэтому быстро ломались и затуплялись. Прошло время и наши предки выяснили, что при воздействии больших температур медь начинает плавиться и превращается в текучее вещество, которое может принять любую форму. Приноровившись, человек смог создавать действительно острые инструменты, пригодные для заточки. И даже если инструмент ломался, ничто не мешало переплавить орудие в новый предмет.  

Медный век охватывает приблизительно период с IV по III тысячелетие до н.э.

Все великие культуры и народы работали с медью: Колосс Родосский был построен из меди, а древние египтяне использовали медь для строительства своих водопроводов. Первыми же название этому металлу дали римляне: Они называли медь- руда с Кипра. Позднее его стали называть сокращенно "cuprum".

Более 80% когда-либо добытой меди в настоящее время все еще находится в обороте. Причина этого заключается в не представляющей проблем способности меди к переплавке.






2.Холодная обработка металлов давлением

Первые опыты с медью послужили началом в развитии металлургии и кузнечного дела. 

Обработка металлов давлением, возможно, является наиболее древним способом обработки металлов. В первых упоминаниях об ОМД на различных территориях Среднего Востока, датируемых примерно 8000 лет до н.э., описывают простые удары молотом при обработке золота и меди.

Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять медь, серебро и другие металлы и сплавы.

Для начала получали листы чистого металла, а затем из него творили чудеса.

Дифовка, выколотка, и чеканка, – основные способы обработки

листового металла. При дифовке, концентрируя удары в определённых местах листовой заготовки и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно получать изделия различной формы.

 Основной инструмент при дифовке – разнообразные по материалу, массе и форме молотки, а при выколотке – всевозможные опорные инструменты: наковальни, шпераки, различные подкладки. 
Дифовка — древний прием холодной обработки листового металла, производимый непосредственными ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. От кузнечной ковки дифовка отличается тем, что она производится в холодном состоянии, а при кузнечных работах металл нагревают докрасна. Кроме того, она выполняется из листового металла не толще 2 мм; ковочные же работы обычно производятся из массивной заготовки.

От чеканки дифовка отличается тем, что она выполняется непосредственно молотком, а чеканы (притом деревянные) употребляются редко.

Виртуозного искусства она достигала в руках величайших античных скульпторов Фидия и Поликлета, которые одевали в золотые одежды свои статуи Афины и Геры, дифуя их из тонких золотых листов.

Древнерусские златокузнецы выколачивали из листового золота и серебра кубки, чаши и ковши, украшенные чеканкой, гравировкой и драгоценными камнями, которые становились образцом ювелирного искусства.

Дифовку применяли для выколотки из стали рыцарских щитов, шлемов, лат и доспехов, с использованием кузнечного ремесла.

Наконец, ее применяли для изготовления больших котлов, трубопроводов и других изделий из меди, объединяемых понятием «медницких» работ и часто выходящих за пределы художественной обработки

t1584951851ag.jpgt1584951851ah.jpgt1584951851ai.jpg


t1584951851aj.jpg t1584951851ak.jpg


По сравнению с дифовкой и выколоткой чеканка – более тонкий вид обработки, применяемый при выделке высокохудожественных изделий, более популярный. Этот вид обработки металла относится к одному из древнейших. Он был известен в древнем Египте, античной Греции и Риме, с давних времён – в Иране, Китае, Индии и Японии.

Суть чеканки заключается в обработке поверхности металла путём ударов молотка по специальному инструменту – чекану. Чеканы различаются по форме рабочего конца и назначению. В древней Руси чеканом назывался боевой молоток, имеющий на конце острый шип. В современном понятии чекан – это стальной стержень с рабочим концом – боем. Бои имеют самые разнообразные формы. В арсенале современного чеканщика более 200 чеканов. 


t1584951851al.jpg t1584951851am.jpg


Своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки является басменная техника обработки металла. 

t1584951851an.jpg t1584951851ao.jpg

Басма – тиснение тонкого листа на матрицах – начала применяться в русском искусстве со второй половины XI века для отделки различных изделий: иконостасов, окладов икон, рам, переплётов книг, ларцов, сундуков и т. п. Вместо многократных ударов чеканом для придания необходимой формы применялись фигурные чеканы – пуансоны, производящие тиснение. Одного удара такого пуансона по тонкому листу было достаточно для придания металлу соответствующей формы. Матрицы – басменные доски изготавливаются из медных сплавов или из стали. На такую матрицу кладётся тонкий лист металла, сверху которого помещается свинцовая листовая накладка. По свинцовой накладке наносятся удары молотком или производится давление с помощью пресса. 

В III-IV тысячелетии до н. э. в Вавилоне при изготовлении украшений из благородных металлов золота и серебра применяли волочение. Первые волоки были получены из камня. Протягивание проволоки производили вручную. В последующем основным волочильным инструментом была доска с просверленными в ней отверстиями различного диаметра. Последовательно протаскивая заготовку через несколько отверстий с уменьшающимся диаметром, получали золотую и серебряную проволоку нужного размера.

Уже в нашем тысячелетии из серебряной, золотой и другой пластичной проволоки стали изготавливать изделия с применением техники филиграни или скани (от древнерусского скать – свивать).

В художественной обработке металлов она занимает особое место и состоит в образовании сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде, веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д.

В единые целые элементы филиграни соединяются при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра, платины, медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.  Нередко филигрань сочетается с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Различают филигрань ажурную и фоновую или напайную. Ажурная филигрань – это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная, и фоновая филигрань бывает плоской и объемной

t1584951851ap.jpg t1584951851aq.jpg






3.Горячая ковка

Ручная ковка с древнейших времен была одним из важнейших способов художественной обработки металлов, изготовления разнообразных изделий, произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Методом ковки можно придать любую форму тонким листам металла и объемным заготовкам.

Различные предметы, пустые внутри, – бокалы, чашки и чайники, выделывались при помощи ручной вытяжки – обработки листа металла молотом по нескольким наковальням с последовательно увеличивающимся изгибом; перед каждой новой стадией ковки металл повторно нагревали. Оставленные молотом следы на внешней поверхности изделия удалялись выравниванием специальным полировальным молотком, а завершающая полировка выполнялась вручную мелкозернистым абразивным составом.

Из олова и меди делали братины, тулово которых украшали орнаментом. В небольших медных ендовах с носиком подавали гостям пиво и квас.

t1584951851ar.jpgt1584951851as.jpg

С начала 19 в. ручную вытяжку сменила механическая обкатка – изготовление сосуда из плоского диска на вращающемся станке при помощи инструментов, которые постепенно увеличивали изогнутость стенки. Горячая и холодная прокатка на гидравлическом прессе сделала возможным очень быстрое изготовление полых сосудов из листовой заготовки. Нанесение декора на поверхность тоже стало механизированным: к листовой заготовке прикладывали валики с нарезным непрерывным узором. Плоские изделия, некогда изготавливавшиеся вручную литьем или ковкой, стали штамповать и формовать в один ход пресса.



4. Бронзовый век- развитие литейного ремесла

Медный век человечества сменился эпохой бронзы. Бронза — это сплав меди со свинцом, оловом и другими металлами. Возможно, бронзу человек получил впервые случайно, чисто опытным путем: выплавлял медь из разных руд, и сварилось что-то новенькое. Бронза прочнее чистой меди, и искусство ее получения высоко ценилось в древние времена.

По мнению учёных бронза стала известной человечеству в III тысячелетии до н.э. Олово наши предки получали, выплавляя его из камня - касситеритОлово по своим свойствам является мягким и непрочным, но в комбинации с медью получается металл гораздо твёрже меди. Придя к более совершенному знанию в области металлургии, наши предки стали изготавливать орудия труда из бронзы. Это позволило совершить очередной толчок вперёд в развитии человечества.

t1584951851at.jpg

Первоначально для литья использовали формы из влажной глины. Отпечаток модели в этих формах получали путем вдавливания. Несколько позднее появились каменные формы, сначала - открытые, а затем и закрытые.

Бронза стала первым литейным материалом.

Египтяне обозначали медь и бронзу одним иероглифом, но в первом случае к нему добавляли значок, который переводится как "настоящая", а Во втором - "искусственно приготовленная". В древнеегипетских папирусах и вавилонских глиняных табличках 2-го и 3-го тысячелетия до н.э. бронза упоминается как заурядный материал. Число обнаруженных археологами древних изделий из чистой меди и чистого олова по сравнению с числом бронзовых изделий крайне мало.

Древние мастера в основном отливали оружие и орудия труда: копья, рыболовные крючки. Тем не менее, найденные при раскопках литые украшения свидетельствуют о том, что изготовившие их люди были не только умелыми ремесленниками, но и художниками. Примером служит золотая голова быка из Ура (Древний Шумер), отлитая в VIII веке до н.э.

t1584951851au.jpg t1584951851av.jpg t1584951851aw.jpg

t1584951851ax.jpg t1584951851ay.jpg


Ближе к художественным отливкам, как по оформлению, так и по приемам литья, были литые мечи. Вряд ли можно найти хоть один народ, который владел искусством литья и не изготавливал бы бронзовых мечей. Найденные в раскопках древние мечи, как правило, богато инкрустированы золотом, серебром. Их рукоятки украшены замысловатым узором, изображениями животных.

Литье позволяет получать отливки сложных форм, больших и малых размеров и высокого художественного качества как в единичных экземплярах, так и сериями. Прекрасными литейными качествами обладает серебро, оно легко заполняет даже тонкие формы при отливке.

Литейщики Древней Индии уже в 3-м тысячелетии до н.э. применяли стержни для изготовления пустотелых отливок. К этому времени относится и появление технологии литья по восковой выплавляемой модели, которая дала толчок развитию художественного литья.

t1584951851az.jpg

Техника литья основана на свойстве расплавленного металла принимать форму емкости, в которой он находится, и сохранять эту форму, остывая до твердого состояния; матрица, или литейная форма, имеющая форму будущего изделия, обычно делается из песка или глины. Ради экономии металла и уменьшения веса изделия мелкие отливки обычно делаются монолитными, а крупные изделия – полыми и часто собираются из нескольких кусков. Наиболее распространенным методом литья в бронзе является «утраченный воск». В этом случае фигура сначала грубо формуется в глине, а затем покрывается воском. Резьбой по воску производится желаемая моделировка, после чего накладывается завершающий слой глины. В процессе обжига глиняная модель твердеет, а воск плавится. Через вертикальные литники (отверстия) расплавленную бронзу вливают в пространство, оставленное воском; глиняную оболочку и сердцевину удаляют, когда бронза остынет. Полученную в результате тонкую полую отливку дорабатывают вручную.

t1584951851ba.jpg

t1584951851bb.jpg





На Руси художественное литьё из цветных металлов получило развитие в VI – VIII веках, а литьё из чугуна – только в первой половине XV века.

t1584951851bc.jpgt1584951851bd.jpg


5.Железный век

И в какой-то момент человек начал использовать железо.  

t1584951851be.jpg

Железо, судя по данным раскопок в Египте и в бассейне рек Тигра и Евфрата, стало известно не позднее 4500 лет до н. э. Первые изделия из метеоритного железа получали ковкой.

Активное его применение в металлургии началось примерно с 1200 г. до н. э.  Причины, которые послужили столь позднему освоению данного металла, следующие. Во-первых, температура плавления железа достаточно высокая, а достичь таких градусов в старых металлургических печах было невозможно. Вторая причина, а возможно и самая главная заключается в том, что железо само по себе не такой уж и твёрдый металл. Лишь когда человек экспериментально дошел до "сплава" железа и углерода, началось активное использование железа в изготовлении орудий труда, т.к. именно это соединение (сталь) позволило придать железу конкурентоспособную твёрдость

Обработка стали требовала не только применения горячей ковки или чеканки, придающей куску или листу определенную форму, но и особого умения сохранять свойства материала и придавать изделию необходимые упругость и твердость, приобретаемые металлом после термической обработки.

Художественная отделка стали стала широко применяться с появлением оружия и различных воинских доспехов: шлемов, лат, щитов, особенно так называемого белого оружия (мечи, сабли, кинжалы, топоры, бердыши, пики и т. п.), а потом и с появлением огнестрельного оружия (декоративная отделка стволов и лож ружей, а позднее и пистолетов).

Наиболее часто применялось воронение — оксидирование в различные цвета (от темно-синего до коричневого). На стальном оружии производилось золочение узоров, орнаментов и надписей, кроме того, его декорировали драгоценными камнями, использовали травление, гравирование, чеканку и эмалирование.

Получила широкое распространение инкрустация, заключавшаяся в том, что на стальное оружие накладывались золотые или серебряные орнаменты и надписи; наряду с этим производилось огневое золочение.

Значительное место в декоративной отделке стального белого оружия занимало тауширование, или так называемая золотая насечка.

На стальное изделие, обычно на клинок сабли или ножа, наносился контур рисунка, по которому специальным зубильцем делались бороздки. В образовавшуюся канавку укладывалась скрученная золотая или серебряная тонкая проволока (толщиной примерно 0,2 мм); в утолщениях орнамента прокладывалось несколько проволочек. Проволока зачеканивалась медным молотком в сталь, где удерживалась заусенцами, образовавшимися при изготовлении канавок. Такой прием назывался углубленной насечкой. После этого изделие полировали, и зачеканенную проволоку сравнивали таким образом с поверхностью стали.

t1584951851bf.jpgt1584951851bg.jpg


6. Художественная обработка металлов резанием

Гравирование - способ нанесения на поверхность твердых материалов узора режущими граверными инструментами.

История гравировки по металлу насчитывает тоже не одно тысячелетие. Широко известны бронзовые изделия с искусной гравировкой, выполненной кавказскими художниками-граверами еще в начале первого тысячелетия до новой эры. В основном это оружие — боевые топоры и кинжалы, украшенные гравированными орнаментами и изображениями животных.

Широко для гравирования применялось серебро. Благодаря мягкости, металл без проблем принимает любую гравировку. Зачастую гравировке сопутствовала чернь. Она представляет собой специальный сплав, который состоит из серебра, меди, олова, серы или свинца в определенных пропорциях.

Гравюра резцом по металлу отличается высокими художественными достоинствами - четкостью линий, выразительностью штриха, строгостью и лаконизмом. Сложность техники гравирования заставляет художника быть особенно требовательным к процессу создания композиции в металле.

Существуют различные технические приемы резьбы по металлу: выполнение рисунка контурной или штриховой линией различной ширины и глубины, а также гравировка с выбиранием участков поверхности (удаление фона вокруг изображения).

t1584951851bh.jpg t1584951851bi.jpg

Обронное гравирование (трехмерное) — способ, при котором резцом создается рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла; кроме того, в обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое (позитивное) гравирование, когда рисунок рельефа выше фона (фон углублен, снят); углубленное (негативное) гравирование, когда рисунок или рельеф режется внутро.

t1584951851bj.jpg t1584951851bk.jpg

Резцовую гравировку выполняют вручную металлографическими резцами, так называемыми штихелями. Каждый штихель затачивают под определенным углом, который прежде всего зависит от твердости гравируемого металла

t1584951851bl.jpg t1584951851bm.jpg

Резцовая гравюра была суровым, трудным искусством, требовавшим большой внутренней дисциплины и упорства в работе. Вырезая тончайшие, подчас различимые только под лупой линии, штрихи и точки и почти не располагая возможностями для существенного исправления сделанного, гравер должен был обладать большими знаниями и уверенным мастерством в рисунке, острым зрением, а также безукоризненной точностью и твердостью руки. Эта кропотливая техника в прошлые времена была связана с такой большой затратой времени и сил, которую сегодня почти невозможно себе представить. Так, знаменитая резцовая гравюра Дюрера «Всадник, смерть и дьявол», имеющая сравнительно небольшой формат (24,7х18,9 см), гравировалась более трех месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов. А для выполнения гравюры на меди форматом в современные «пол-листа» с произведения масляной живописи квалифицированному граверу-репродукционисту в XVII—XIX веках требовалось иногда более года.

t1584951851bn.jpg

Весь процесс плоскостного гравирования включает следующие операции.

-Подготовка рисунка. Рисунок для перевода на металл выполняют на бумаге в натуральную величину в линейной манере. Все тональные или теневые переходы даются штрихом или точками (пунктиром).

-Подготовка металла. Поверхность металлической пластины (или изделия), на которой надо выполнять гравировку, должна быть соответствующим образом подготовлена. Основная задача подготовки — сделать поверхность чистой, ровной и гладкой. Все случайные риски и царапины тщательно удаляют путем шлифовки. Затем поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и пемзой.

Поверхность должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной), так как излишний блеск слепит глаза и затрудняет работу.

-Перенос рисунка на металл. Для переноса рисунка на металл поверхность пластины или изделия покрывают тонким слоем белой акварельной краски (или жидко разведенной белой гуашью). Краске дают высохнуть и на нее переносят рисунок или от руки тонко отточенным карандашом, или через копировальную бумагу, обводя линии рисунка также тонко отточенным твердым карандашом.

- Полученный рисунок покрывают спиртовым лаком или нитролаком, чтобы он не стирался при работе.

Резцовая гравюра была основана на глубоком, почти математическом предварительном расчете, вплоть до каждого отдельного штриха. Об этом свидетельствует, в частности, очень ловкий технический трюк, продемонстрированный французским гравером на меди XVII века Клодом Мелланом.

t1584951851bo.jpg

К. Меллан. Плат св. Вероники. 1649. Фрагмент. Резцовая гравюра на меди. 43х31,5 см.

Знаменитый лист этого мастера «Плат св. Вероники» с изображением лица Христа был целиком исполнен одной непрерывной спиральной линией, начинающейся в центре изображения, на кончике носа. При этом вся пластическая форма создавалась одними утолщениями этой линии, передающими движение светотени.







7. Практическая часть

В нашей практической части исследовательской работы мы попытались создать несколько гравюр на фрезерном станке с ПУ.

С использованием станка с ЧПУ стало возможным обрабатывать сложные пространственные формы. Воспроизвести эти детали можно многократно, с большой точностью и качеством поверхности. Причем делать это могут люди, не имеющие отношения к искусству художественной обработки металла.

Компьютерные 3D модели гравюр составлены в программе АртCam.

t1584951851bp.pngt1584951851bq.png

Обработка велась на станке DMC 635 V ecoline твердосплавной радиусной фрезой: на черновой обработке- диаметром 4 мм с глубиной резания на каждый проход 0,4 мм, на чистовой обработке- диаметром 3 мм с глубиной резания на каждый проход 0,05 мм.

Число оборотов шпинделя составило-7000 об/мин.

На обработку каждой гравюры ушло 6 часов.

t1584951851br.jpgt1584951851bs.jpg

Заключение

Всю свою историю человечество стремилось создать нечто не только полезное, но и прекрасное.

Осваивая различные способы художественной обработки металлов, оно за эти годы ушло далеко вперед.

Оно не только механизировало этот тяжелый труд, но и автоматизировало его. Этот процесс сегодня на новейшем технологическом оборудовании занимает всего несколько часов.

Весь трудоемкий процесс создания рисунка и все расчеты выполняет компьютер.

Работа, которую мы сделали пробудила у нас интерес к творчеству, поиску новых форм, познанию современных технологий, укрепила мотивацию к овладению профессией станочника, оператора станков с программным управлением.

t1584951851bt.gift1584951851bu.jpg









Список источников и литературы

1.Приемы художественной обработки металлов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gov.cap.ru

2.История развития художественной обработки металла [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kalih.com

3. История. Художественная обработка металла. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kyznica.ru

4.Художественная обработка металла-[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fio.vrn.ru

5.Металл художественный -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

6.История развития художественной обработки металла-[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://galvanicworld.com


28


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.