Урок литературы в 9–10 классе «Тема маленького человека в творчестве Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского»

4
0
Материал опубликован 7 November 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

​​​​​​​

1.1.

Актуализация знаний.

Дайте краткую характеристику изученных в рамках раздела художественных произведений. Выделите их основные идеи (предложенные идеи и проблемы записываются на доске по ходу ответов учащихся).

А.С.Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - путь естественный и неизбежный.

Маленькому человеку открыто многое, но мало воспринято им. Он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя большое страдание, а стремясь к благу, не избегает греха, уходит из жизни глубоко подавленным и в ожидании высшего суда.


Н.В.Гоголь показал всевластие «чиновничье-бюрократического аппарата» и раскрыл бесчеловечность сословно-бюрократического общества, котое губит слабых и портит сильных. Гоголь возвысил голос в защиту «маленького человека». Забитый и униженный, маленький человек» вызывает у читателя сочувствие. Обстоятельства делают мелкого чиновника маленьким человеком.


Ф.М.Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их человеческих качествах. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как гоголевский Акакий Акакиевич: его герои – все эти «бедные люди» - по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе. Достоевский раскрывает перед нами внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» - обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.


А.П.Чехов вслед за Достоевским обращается к раскрытию психологии «маленького человека». Психология «маленького человека». – это психология мелкого чиновника, который может таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне. Автор прослеживает, как «маленький человек» становится духовным рабом, мелким человеким.

1.2. Выберите из предложенных вами идей и проблем ту, которая, на ваш взгляд, является ведущей. Обоснуйте свой выбор.

Тема воспитания человека-гражданина (лирика А.С.Пушкина, поэтов –декабристов, потов демократического направления, например, Н.А.Некрасова)

Тема исторического прошлого и настоящего России (А.С.Грибоедов «Горе от ума», поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Тема Петербурга – большого города, символа самодержавия, города контрастов («город пышный, город бедный), роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», повести Н.В.Гоголя «Невский проспект», «Шинель», роман Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

Тема маленького человека – открытие литературы 19 века. К этой теме обращались Пушкин «Станционный смотритель», Гоголь «Повесть о капитане Копейкине» Достоевский «Бедные люди», «Слабое сердце», «Белые ночи», Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»


1.3

Подведите итог нашему обсуждению. Сформулируйте тему урока.


Эволюция темы «маленького человека» в литературе 19 века.

2.1

Дайте характеристику маленького человека в произведениях Гоголя и Достоевского.

Гоголь «Шинель»

С помощью приёма «говорящие фамилии « показать приниженность чиновника низшего класса, страх перед «сильными мира сего».

Вина за униженное положение маленького человека лежит на социальном устройстве общества.

Забитый и униженный, маленький человек вызывает сочувствие



Н.А.Добролюбов писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке, который признает себя не в силах не в силах или, наконец, не в праве быть человеком…

Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку, - вот идеал, сложившийся в душе автора».


В произведениях 40-х годов заложены основные идеи позднего Достоевского. Герой первого произведения Достоевского, романа «Белые ночи», Макар Девушкин – первый бунтовщик у Достоевского. Герой романа задаётся вопросами: «отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны. Почему это так? Зачем Бог допускает эту неправду?» Однако он слишком робок, забит (опять используется приём «говорящие фамилии»), чтобы поднять настоящий бунт против несправедливого мира. Бунт назревает в душе у товарища бедного Васи Шумкова, герое повести «Слабое сердце», Аркадия Ивановича. Шумков не выдерживает своего счастья, а Аркадий не выдерживает гибели своего друга и впадает в бунт. И это уже не испуганное бормотанье Макара Девушкин6а, А подлинный бунт человека, усомнившегося в справедливом устройстве мира.


По Гоголю обстоятельства делают мелкого чиновника маленьким человеком. Судьба маленького человека вызывает сочувствие.

Достоевского, в отличие от Гоголя, интересует не только бедность маленького человека, но искажённое под влиянием бедности сознание маленького человека.

3. Работа над смыслом произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского

3.1.

Рассмотрите точки зрения литературных критиков и историков на причины острой актуальности темы маленького человека в литературе 19 века.

Профессор Н.А.Троицкий давал такую характеристику эпохе 19 века: «С одной стороны, Россия ….это пожизненная тюрьма для всех населявших её народов… это жандарм Европы…., где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы вроде Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте…

С другой стороны, Россия – это родина великого, хотя и трагически противоречивого освободительного движения, которое дважды (в 1859-1861 и 1979-1881 гг.) приводило страну вплотную к демократической революции».


Либерал Чичерин о 19 веке писал:»Девятнадцатый век был поворотной точкой в русской истории», поскольку именно тогда самодержавие исчерпало свои возможности. «Оно собрало и устроило Русскую землю, насадилов ней просвещение; наконец, оно освободило народ и поставило на ноги общественные силы, но в 19 веке ему пришлось решать проблему развившихся общественных сил, требовавших гражданской и политической свободы.

4. Работа по оценке произведений литературы 19 века, произведений Гоголя и Достоевского

4.1.

Обсудите предлагаемый план рецензии. При необходимости дополните. Ознакомьтесь с речевыми клише для написания рецензии. При необходимости используйте эти фразы



Речевые клише, шаблоны

План рецензии

Я рекомендую прочитать этот текст (просмотреть этот фильм), потому что


Самое интересное в этом тексте (фильме) то, что


Вы ни за что не сможете бросить чтение этого текста, потому что


Если бы не информация, имеющаяся в этом тексте, то я не смог(ла) бы..


Этот текст интересен не только школьникам, но и


Информацию из этого текста (фильма) можно использовать для…





4.4

Определите стилевые особенности текстов Гоголя «Шинель», «Невский проспект», и Достоевского «Белые ночи», «Слабое сердце».

Соотнесите фрагменты текстов произведений с их авторами

Текст 1.

Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов и их комми еще спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щеку и пьют кофий; нищие собираются у дверей кондитерских, где сонный ганимед, летавши вчера, как муха, с шоколадом, вылезает, с метлой в руке, без галстука, и швыряет им черствые пироги и объедки. По улицам плетется нужный народ: иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии бы был обмыть. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем.

Текст 2.

С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают и что все от меня отступаются. Оно, конечно, всякий вправе спросить: кто же эти все? потому что вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге, и почти ни одного знакомства не умел завести Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается. Пойду ли на Невский, пойду ли в сад, брожу ли по набережной — ни одного лица из тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час целый год

Текст 3


Подойдя к Неве, он остановился на минуту и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно‑мутную даль, вдруг заалевшую последним пурпуром кровавой зари, догоравшей в мгляном небосклоне. Ночь ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замерзшего снега поляна Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр иглистого инея. Становился мороз в двадцать градусов. Мерзлый пар валил с загнанных насмерть лошадей, с бегущих людей. Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и, словно великаны, со всех кровель обеих набережных подымались и неслись вверх по холодному небу столпы дыма, сплетаясь и расплетаясь в дороге, так что, казалось, новые здания вставали над старыми, новый город складывался в воздухе… Казалось, наконец, что весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами — отрадой сильных мира сего, в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно‑синему небу. Какая‑то странная дума посетила осиротелого товарища бедного Васи. Он вздрогнул, и сердце его как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива какого‑то могучего, но доселе не знакомого ему ощущения. Он как будто только теперь понял всю эту тревогу и узнал, отчего сошел с ума его бедный, не вынесший своего счастия Вася. Губы его задрожали, глаза вспыхнули, он побледнел и как будто прозрел во что‑то новое в эту минуту…


Текст 4

Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям.


Ключи к заданию 4.4

Достоевский – 2, 3 («Белые ночи», «Слабое сердце»)

Гоголь - 1, 4 («Невский проспект», «Шинель»)

4.6.

Сформулируйте проблему для домашнего задания

Сходство и различия творческой манеры Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского



Предварительный просмотр презентации

«Общая характеристика литературы 19 века (40- 90-х гг.)»

Основные темы изученных произведений Тема воспитания человека-гражданина (лирика Пушкина, поэтов – декабристов, Некрасова) Тема исторического прошлого и настоящего России (Грибоедов «Горе от ума»), поэма Гоголя «Мёртвые души» Тема Петербурга – большого города, символа самодержавия, города контрастов («город пышный, город бедный») (роман Пушкина «Евгений Онегин»), Гоголь «Невский проспект», «Шинель», Достоевский «Белые ночи» Тема неудовлетворённости своей судьбой (Лермонтов «Герой нашего времени») Тема маленького человека – открытие литературы 19 века. К этой теме обращались Пушкин «Станционный смотритель», Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине», Достоевский «Бедные люди, «Слабое сердце», «Белые ночи», Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»

Общая тематика произведений литературы 19 века Ф.М.Достоевский «Бедные люди» 4 А.С.Пушкин «Станционный смотритель» 1 Н.В.Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» 2 Ф.М.Достоевский «Белые ночи» 3 А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Тоска» 5

Пушкин «Станционный смотритель», Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине», Достоевский «Бедные люди, «Слабое сердце», «Белые ночи», Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»

Эволюция темы маленького человека в литературе 19 века

Характеристика маленького человека в произведениях Гоголя и Достоевского Н.В.Гоголь С помощью приема «говорящие фамилии» показать приниженность чиновника низшего класса Страх перед сильными мира сего Вина за униженное положение маленького человека лежит на социальном устройстве, на обществе Забитый и униженный, «маленький человек» вызывает сочувствие Обстоятельства делают мелкого чиновника «маленьким человеком» Ф.М.Достоевский Судьба маленького человека вызывает сочувствие Достоевского, в отличие от Гоголя, интересует не только бедность» маленького человека, но искажённое под влиянием бедности сознание маленького человека.

Причины острой актуальности темы маленького человека в литературе ХIХ века Профессор Н. А. Троицкий «С одной стороны, Россия... это пожизненная тюрьма для всех населявших ее народов... это жандарм Европы, глава Священного союза монархов против народов, душитель восстаний в Польше и революции в Венгрии... цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы вроде Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте... С другой стороны, Россия — это родина великого, хотя и трагически противоречивого освободительного движения, которое дважды (в 1859—1861 и 1879—1881 гг.) приводило страну вплотную к демократической революции» Либерал Б. Н. Чичерин «Девятнадцатый век был поворотной точкой в русской истории. Самодержавие собрало и устроило Русскую землю, насадило в ней просвещение; наконец, оно освободило народ и поставило на ноги общественные силы», но в XIX в. ему пришлось решать проблему развившихся общественных сил, требовавших гражданской и политической свободы.

1. ВСТУПЛЕНИЕ. Предмет анализа: чему посвящено произведение (работа, текст)? Актуальность выбранной автором темы. Исходные данные об авторе и произведении. Какова цель автора, какие задачи им ставятся? 2. Основная ЧАСТЬ. Каково основное содержание произведения, основные проблемы? Что удалось автору? Оценка содержания и формы исходного текста. Есть ли недостатки, в чём они заключаются? Какой возрастной категории интересна будет эта работа? 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Полезность. Интересна ли тема для нравственного воспитания или расширения самопознания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации