12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Еленам45
4

Тема маленького человека в творчестве Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского



​​​​​​​

1.1.

Актуализация знаний.

Дайте краткую характеристику изученных в рамках раздела художественных произведений. Выделите их основные идеи (предложенные идеи и проблемы записываются на доске по ходу ответов учащихся).

А.С.Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - путь естественный и неизбежный.

Маленькому человеку открыто многое, но мало воспринято им. Он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя большое страдание, а стремясь к благу, не избегает греха, уходит из жизни глубоко подавленным и в ожидании высшего суда.


Н.В.Гоголь показал всевластие «чиновничье-бюрократического аппарата» и раскрыл бесчеловечность сословно-бюрократического общества, котое губит слабых и портит сильных. Гоголь возвысил голос в защиту «маленького человека». Забитый и униженный, маленький человек» вызывает у читателя сочувствие. Обстоятельства делают мелкого чиновника маленьким человеком.


Ф.М.Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их человеческих качествах. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как гоголевский Акакий Акакиевич: его герои – все эти «бедные люди» - по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе. Достоевский раскрывает перед нами внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» - обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.


А.П.Чехов вслед за Достоевским обращается к раскрытию психологии «маленького человека». Психология «маленького человека». – это психология мелкого чиновника, который может таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне. Автор прослеживает, как «маленький человек» становится духовным рабом, мелким человеким.

1.2. Выберите из предложенных вами идей и проблем ту, которая, на ваш взгляд, является ведущей. Обоснуйте свой выбор.

Тема воспитания человека-гражданина (лирика А.С.Пушкина, поэтов –декабристов, потов демократического направления, например, Н.А.Некрасова)

Тема исторического прошлого и настоящего России (А.С.Грибоедов «Горе от ума», поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Тема Петербурга – большого города, символа самодержавия, города контрастов («город пышный, город бедный), роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», повести Н.В.Гоголя «Невский проспект», «Шинель», роман Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

Тема маленького человека – открытие литературы 19 века. К этой теме обращались Пушкин «Станционный смотритель», Гоголь «Повесть о капитане Копейкине» Достоевский «Бедные люди», «Слабое сердце», «Белые ночи», Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»


1.3

Подведите итог нашему обсуждению. Сформулируйте тему урока.


Эволюция темы «маленького человека» в литературе 19 века.

2.1

Дайте характеристику маленького человека в произведениях Гоголя и Достоевского.

Гоголь «Шинель»

С помощью приёма «говорящие фамилии « показать приниженность чиновника низшего класса, страх перед «сильными мира сего».

Вина за униженное положение маленького человека лежит на социальном устройстве общества.

Забитый и униженный, маленький человек вызывает сочувствие



Н.А.Добролюбов писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке, который признает себя не в силах не в силах или, наконец, не в праве быть человеком…

Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку, - вот идеал, сложившийся в душе автора».


В произведениях 40-х годов заложены основные идеи позднего Достоевского. Герой первого произведения Достоевского, романа «Белые ночи», Макар Девушкин – первый бунтовщик у Достоевского. Герой романа задаётся вопросами: «отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны. Почему это так? Зачем Бог допускает эту неправду?» Однако он слишком робок, забит (опять используется приём «говорящие фамилии»), чтобы поднять настоящий бунт против несправедливого мира. Бунт назревает в душе у товарища бедного Васи Шумкова, герое повести «Слабое сердце», Аркадия Ивановича. Шумков не выдерживает своего счастья, а Аркадий не выдерживает гибели своего друга и впадает в бунт. И это уже не испуганное бормотанье Макара Девушкин6а, А подлинный бунт человека, усомнившегося в справедливом устройстве мира.


По Гоголю обстоятельства делают мелкого чиновника маленьким человеком. Судьба маленького человека вызывает сочувствие.

Достоевского, в отличие от Гоголя, интересует не только бедность маленького человека, но искажённое под влиянием бедности сознание маленького человека.

3. Работа над смыслом произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского

3.1.

Рассмотрите точки зрения литературных критиков и историков на причины острой актуальности темы маленького человека в литературе 19 века.

Профессор Н.А.Троицкий давал такую характеристику эпохе 19 века: «С одной стороны, Россия ….это пожизненная тюрьма для всех населявших её народов… это жандарм Европы…., где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы вроде Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте…

С другой стороны, Россия – это родина великого, хотя и трагически противоречивого освободительного движения, которое дважды (в 1859-1861 и 1979-1881 гг.) приводило страну вплотную к демократической революции».


Либерал Чичерин о 19 веке писал:»Девятнадцатый век был поворотной точкой в русской истории», поскольку именно тогда самодержавие исчерпало свои возможности. «Оно собрало и устроило Русскую землю, насадилов ней просвещение; наконец, оно освободило народ и поставило на ноги общественные силы, но в 19 веке ему пришлось решать проблему развившихся общественных сил, требовавших гражданской и политической свободы.

4. Работа по оценке произведений литературы 19 века, произведений Гоголя и Достоевского

4.1.

Обсудите предлагаемый план рецензии. При необходимости дополните. Ознакомьтесь с речевыми клише для написания рецензии. При необходимости используйте эти фразы



Речевые клише, шаблоны

План рецензии

Я рекомендую прочитать этот текст (просмотреть этот фильм), потому что


Самое интересное в этом тексте (фильме) то, что


Вы ни за что не сможете бросить чтение этого текста, потому что


Если бы не информация, имеющаяся в этом тексте, то я не смог(ла) бы..


Этот текст интересен не только школьникам, но и


Информацию из этого текста (фильма) можно использовать для…





4.4

Определите стилевые особенности текстов Гоголя «Шинель», «Невский проспект», и Достоевского «Белые ночи», «Слабое сердце».

Соотнесите фрагменты текстов произведений с их авторами

Текст 1.

Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов и их комми еще спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щеку и пьют кофий; нищие собираются у дверей кондитерских, где сонный ганимед, летавши вчера, как муха, с шоколадом, вылезает, с метлой в руке, без галстука, и швыряет им черствые пироги и объедки. По улицам плетется нужный народ: иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии бы был обмыть. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем.

Текст 2.

С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают и что все от меня отступаются. Оно, конечно, всякий вправе спросить: кто же эти все? потому что вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге, и почти ни одного знакомства не умел завести Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается. Пойду ли на Невский, пойду ли в сад, брожу ли по набережной — ни одного лица из тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час целый год

Текст 3


Подойдя к Неве, он остановился на минуту и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно‑мутную даль, вдруг заалевшую последним пурпуром кровавой зари, догоравшей в мгляном небосклоне. Ночь ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замерзшего снега поляна Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр иглистого инея. Становился мороз в двадцать градусов. Мерзлый пар валил с загнанных насмерть лошадей, с бегущих людей. Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и, словно великаны, со всех кровель обеих набережных подымались и неслись вверх по холодному небу столпы дыма, сплетаясь и расплетаясь в дороге, так что, казалось, новые здания вставали над старыми, новый город складывался в воздухе… Казалось, наконец, что весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами — отрадой сильных мира сего, в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно‑синему небу. Какая‑то странная дума посетила осиротелого товарища бедного Васи. Он вздрогнул, и сердце его как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива какого‑то могучего, но доселе не знакомого ему ощущения. Он как будто только теперь понял всю эту тревогу и узнал, отчего сошел с ума его бедный, не вынесший своего счастия Вася. Губы его задрожали, глаза вспыхнули, он побледнел и как будто прозрел во что‑то новое в эту минуту…


Текст 4

Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям.


Ключи к заданию 4.4

Достоевский – 2, 3 («Белые ночи», «Слабое сердце»)

Гоголь - 1, 4 («Невский проспект», «Шинель»)

4.6.

Сформулируйте проблему для домашнего задания

Сходство и различия творческой манеры Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского



Дата проведения: 31 января 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.