Тема: НАПИСАНИЕ ПОЗДРАВИТЕЛЬНОГО ПИСЬМА (2 класс)
Тип урока | Изучение нового материала |
Педагогическая цель | Учиться писать поздравительные письма, различать части поздравлений |
Задачи | Образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о поздравительном письме развивающие: развивать устную и письменную речь, мышление, внимание, память; расширять кругозор, обогащать словарный запас; воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать парами и группами; адекватно оценивать результат своей работы; здоровьесберегающие: создать комфортную и доверительную атмосферу в классе, сохранять здоровье учащихся путём чередования различных видов деятельности и отдыха |
Планируемые | Регулятивные: участвуют в постановке проблемы урока; принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют действия по образцу и заданному правилу; контролируют свою деятельность, адекватно понимают оценку взрослого и сверстников. |
Коммуникативные: используют в речи слова, наполненные ласкательным, нежным оттенком; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | |
Личностные: осознают необходимость учения; работают над адекватной самооценкой; следуют установке на здоровый образ жизни и ее реализации в повседневном поведении; проявляют самостоятельность в разных видах деятельности; выражают свое мнение | |
Методы | Методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка); метод проблемно-развивающего обучения (эвристический, исследовательский), образовательные технологии (групповая работа, парная работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (рациональная организация учебной деятельности с целью сохранения здоровья обучающихся, чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся, «эмоциональные паузы»); информационные технологии |
Оборудование | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, учебник, карточки, раздаточный материал |
Организационная структура урока
| Этапы работы | Содержание этапа |
1 | 2 | 3 |
1 | Организационный момент. Цель для обучающихся на данном этапе: подготовиться к продуктивной работе на уроке, приготовить учебные принадлежности. Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе. Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. – Ну-ка проверь, дружок: Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Ручка, книжки и тетрадка? Тихо сели, посмотрели: Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь с хорошим настроением начнём урок. – Откройте тетради, запишите дату |
2 | Актуализация опорных знаний. Цель для обучающихся на данном этапе: получить возможность продемонстрировать имеющиеся знания, навыки и умения, владение учебной терминологией. Самостоятельная работа: разбиение слов на группы по заданному учителем признаку; запись в тетрадь с выделением орфограмм. Цель для педагога на данном этапе: определить уровень психологической готовности обучающихся к восприятию новой темы. Задачи: вызвать положительное эмоциональное отношение к обучению; способствовать | – Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (На доске записаны слова.) – Прочтите их. (Дорогая, праздник, поздравить, хорошо, пожелать, счастье, здоровье, весело.) – Распределите все эти слова на две группы. (Слова с мягким знаком и без.) – Спишите только слова с мягким знаком, выделите орфограмму. Какие две функции выполняет мягкий знак? (Учащиеся записывают в тетради слова: «поздравить», «пожелать», «счастье», «здоровье». Определяют в них роль мягкого знака, выделяют орфограммы.) – Какой темой объединены эти слова? (Поздравление с праздником) |
| развитию речевых умений обучающихся; побуждать к преодолению неуверенности в своих действиях. Методы: информационные, самостоятельная работа (на основе ранее изученного материала) | |
3 | Основная часть: изучение нового учебного материала. Цель для обучающихся на данном этапе: уметь называть, выделять части поздравительного письма. Задачи: необходимо внимательно прослушать задание, на основе накопленного опыта выделить новый материал, сделать записи; правильно и осмысленно проговаривать новые термины, что способствует развитию речи; классифицировать части поздравления, уметь формулировать определение понятий; применить самостоятельно полученные знания в комплексе и перенести их в новые условия; следовать правилам санитарно- гигиенических норм и правилам здорового образа жизни, избегать вредных привычек, влияющих на состояние и сохранение здоровья. Цель для педагога на данном этапе: создать условия для осмысления новой учебной информации; способствовать осозна- | – Действительно, поздравление с праздником. Посмотрите на экран. Прочтите. (Желаю тебе счастья, здоровья, успехов. Дорогая мамочка! Поздравляю тебя с днём рождения! Твоя дочь Василиса.) – Что необычного в этом поздравлении? (Части перепутаны.) – А какие части? – Тогда помогите мне сформулировать тему урока и поставить цели. (Учащиеся формулируют тему урока и ставят перед собой цели деятельности, работают над самооценкой, учатся прогнозировать результаты своей работы.) – Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете в конце выполнения заданий. Задания: Н – написание поздравления, П – работа в парах, Г – работа в группах. |
| нию пользы данных знаний для практической жизни. Задачи: познакомить с ключевыми понятиями; сформировать представление о частях поздравительного письма; развивать интерес к русскому языку. Методы: словесные, информационные, проблемно-поисковый |
– Давайте разберёмся, из каких частей состоит поздравительное письмо или поздравление, с чего надо его начинать. (Обращение – к кому обращаются. В данном поздравлении – «Дорогая мамочка!».) – Затем что следует? (С чем поздравляют, поздравление. В данном поздравлении – «Поздравляю тебя с днём рождения!».) – Далее? (Что желают, пожелание. – «Желаю тебе здоровья, счастья, успехов».) – Чем обязательно заканчивается поздравление? (Подписью, то есть указывается, кто написал поздравление. – «Твоя дочь Вероника».) |
| | – Прочтите всё поздравление. (Учащиеся читают восстановленное поздравление.) – Перед вами на карточке записано поздравление, в котором потерялись слова. Восстановите данные предложения, используя слова для справок. Взаимопроверка по эталону (учебник: с. 136, упр. 208) |
4 | Физкультминутка. Цель для обучающихся на данном этапе: получить психоэмоциональную разгрузку. Цель для педагога на данном этапе: создать безопасные здоровьесберегающие условия для дальнейшей деятельности обучающихся. Задачи: воспитывать тактичность, доброжелательность, умение слушать. Методы: свободное передвижение , словесные | Обучающиеся встают с рабочих мест и выполняют физкультминутку, вместе проговаривая её текст. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, А четыре – улетела. – Сели красиво, спинки выпрямили |
5 | Закрепление учебного материала. Цель для обучающихся на данном этапе: уметь классифицировать части поздравлений по группам; сотрудничать, работать на общий результат. Цель для педагога на данном этапе: определить степень усвоения изученного материала, создать комфортную обстановку для практической работы обучающихся. Задачи: развивать умения работать в группе, в паре, слышать своих товарищей, не бо- | Работа по парам. – У вас на партах лежат карточки со словами, которые распределены на группы. В каждой группе надо дописать по одному слову. Вам необходимо совместно решить данную задачу. (Учащиеся путём сотрудничества приходят к какому-либо решению и доказывают свою точку зрения.) Проверка. – Включите на светофорах второй огонек, спасибо. Работа в микрогруппах (по 4 человека). Игра «Составь поздравление». – А теперь предыдущая работа поможет вам выполнить следующее задание: составьте поздравление кому-нибудь из своих друзей или родных. Из предложенных слов выберете только те, которые относятся к вашему празднику. Вклейте их в карточку. |
| яться выступать перед аудиторией. Методы: практическая работа по группам и по парам | (1-я группа: с днём рождения. 2-я группа: с Новым годом. 3-я группа: с Днём защитника Отечества. 4-я группа: с Международным женским днём 8 марта. 5-я группа: с Рождеством. 6-я группа: с Днём Победы.) – Когда отмечают эти праздники? Какой учебный предмет нам помог в этом разобраться? – У какой группы получились поздравительные письма? Поблагодарите друг друга за совместную работу. – Зажгите свой третий светофорчик. – Скажите, пожалуйста, а ваше поздравительное письмо готово? Можно ли его сейчас вручить адресату? (Нет.) – Почему? (Его надо оформить: ярко, красочно, с тематикой праздника.) – Кто догадался: какое у вас будет домашнее задание? (Оформить поздравительное письмо.) Домашнее задание: оформить поздравительное письмо: нарисовать иллюстрацию, сделать аппликацию, затем всё соединить, чтобы получилось красивое поздравление. – С выставки и защиты ваших работ мы начнём следующий урок. Логические упражнения (по парам). – Составьте из букв слова и найдите лишнее слово: ЖЛЕАЮ, РОЗДОВЯЬ, ЧСТЬЯСА, СТИРОДА, РОДОГЯА. Проверка и обсуждение. Желаю, здоровья, счастья, радости – это всё пожелания, лишнее – дорогая. |
| | Рефлексия. – У вас на парте лежат яблочки (красное, жёлтое, зелёное). На доске вы видите «дерево успеха» (изображен силуэт дерева). Кому на уроке удалось то, что он задумал, кто достиг всех целей, поставленных на уроке, возьмите зелёное яблоко и поместите его на «дерево успеха». Кому удалось не всё, возьмите жёлтое яблоко и прикрепите на «дерево успеха». Кто сегодня много ошибался, кто считает, что ему ещё нужно поработать над данной орфограммой, возьмите красное яблоко. (Яблоки крепятся на «дерево успеха». Таким образом можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные задания, а также задания, которые понятны всем) |
6 | Итог урока. Цель для обучающихся на данном этапе: адекватно оценивать результат своей работы; группировать слова по определённому признаку. Цель для педагога на данном этапе: создать ситуацию, побуждающую к самостоятельному поиску нужных знаний и навыков самостоятельной творческой работы. Задачи: помочь обучающимся осознать, что поздравительные письма можно использовать для поздравлений с различными праздниками, их можно изготовить своими руками; формировать у обучающихся умение объективной самооценки своих знаний, умений, навыков, возможностей. Методы: словесные, создание ситуации для получения знаний, просмотр мультфильма | – Что вам понравилось на уроке? – Что запомнилось особенно? – Что же главного было на уроке? – Что показалось наиболее интересным? Трудным? – Что получилось хорошо? Над чем нужно поработать? (Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют причины возникших проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.) – А сейчас я проверю, как вы запомнили, из каких частей состоит поздравление. Вы просмотрите отрывок из мультфильма и определите, какие из частей поздравления отсутствуют. Просмотр отрывка из мультфильма «Винни-Пух и день забот». – Отсутствуют обращение и подпись. – Спасибо всем ребятам, принимавшим активное участие в работе на уроке. Они помогли узнать новое и сделать урок более интересным. – Урок окончен |