Учебный материал «Особенности взаимоотношений в диаде медицинский работник-пациент»
Тема: особенности взаимоотношений в диаде медицинский работник-пациент
Есть профессии, у которых нравственные отношения между ее представителем и человеком, которого он обучает, защищает или о котором пишет, составляют такую специфику, что являются частью самой профессии. Сюда следует отнести взаимоотношения между учителем и учеником, адвокатом и подзащитным, журналистом и читателем. Но особое место в этом ряду занимают уникальные по своей сути взаимоотношения между врачом и пациентом.
Известно высказывание сирийского медика 13 века Абуаль-Фараджа, которое просто и точно показывает роль больного в лечебном процессе. Он говорил, обращаясь к своему пациенту: «Нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один – вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна – мы ее одолеем» (Цит. по кн. И.А.Шамов. Искусство врачевания. Махачкала, 1980).
Правильные, хорошие отношения врача и пациента – необходимое условие врачевания.
Медицинскому работнику надо учесть, что своеобразие характеров пациентов, различных по возрасту, полу, образованию, воспитанию, социальному положению, помноженное на особенности болезни, тяжесть, последствия болезни – все это приводит к сложному многообразию отношений, которые должны регулироваться поведением и словом врача. Мы уже отмечали, что мастерство общения врача – это важное звено контакта с пациентом. Другое звено составляет поведение второй стороны, стороны больного. С этой точки зрения первое, чего некоторым врачам недостает и чем надо хорошо овладеть, независимо от специальности, - это мастерство общения с абсолютно разными людьми и больными. Немало полезного в этом отношении можно почерпнуть в замечательных произведениях Дейла Карнеги, который возглавлял университет человеческих отношений и ораторского искусства.
Чтобы понравиться людям, Карнеги рекомендует следующее:
искренне интересуйтесь людьми;
улыбайтесь;
помните, что имя человека – это сладостный и важный для него звук;
будьте хорошим слушателем;
говорите о том, что интересует вашего собеседника.
С определенными поправками на особенности личности человека и его состояние, эти правила помогут врачу расположить к себе больного, а пациенту надежнее войти в контакт с врачом, чтобы не получилось, как в анекдоте: «Этому больному нужен уход врача, и чем быстрее и дальше уйдет врач, тем лучше».
Не менее полезны правила, которые предлагает Карнеги, чтобы склонить людей к вашей точке зрения, завоевать их доверие. Это в большой степени касается пациентов. Нет нужды доказывать, как важно убедить его в правоте врача, в правильности его слов и действий. Всего этого можно достичь с помощью следующих правил:
- с самого начала придерживайтесь дружеского тона;
- проявите уважение к мнению своего собеседника;
- не говорите ему прямо, что он не прав;
- если вы не правы, признайте это быстро и решительно;
- убедите собеседника сразу же ответить вам «да»;
- пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;
- искренне старайтесь понимать положение с точки зрения вашего собеседника;
- относитесь сочувственно к его мыслям и желаниям;
- подавайте свои идеи доступно и эффектно.
Эти правила полезны всем, но для врача буквально каждое из них – руководство к общению. Если изменить терминологию и внести некоторые дополнения, то они составят основные положения учебного пособия для медиков любой специальности.
Важным для больного является все, что касается внешнего вида врача: его манеры, жесты, мимика, но, конечно, на первом месте слово.
Настоящий контакт с больным зависит от того, насколько врач владеет мастерством общения и убеждения. Лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер считал, что медицина – не только наука, но и искусство достичь взаимодействия нашей собственной индивидуальности с индивидуальностью больного. Это очевидно слабое место в работе лечащего врача, т.к. опрос населения показал, что только 20,5% пациентов полностью доверяют своему лечащему врачу. Для одного больного целесообразна беседа на равных, для другого – более упрощенно и понятно, с учетом его интеллекта и информированности, но всегда изложение должно быть серьезным, а отношение к собеседнику – уважительным. Недопустимы ирония, насмешки над неудачным выражением или действием пациента. Нельзя фамильярничать с больным, или врачом, как бы ни разделяли вас служебное либо материальное положение или возраст.
Надо вовлечь больного в совместную работу по лечению, уверенно дать совет и задание для выполнения. И в этом случае не может быть единственного подхода. Есть люди, которым надо приоткрыть завесу болезни, сказать об опасности последствий при легкомысленном отношении к лечению или режиму. Например, надо убедить больного лечь на операцию (строго соблюдая правовые требования), потребовать бросить курить, соблюдать диету или сменить работу. Более откровенно, но всегда обоснованно и тактично следует информировать родственников. Часто это дается очень нелегко, особенно при безнадежном заболевании.
При неблагоприятной информации важно знать, как ее подать больному. А сделать это, как правило, нужно в соответствии с законом. Это целая философия. Еще Гиппократ завещал: «Оставь больного в неведении того, что ему угрожает». С.П.Боткин говорил: «Я считаю, что непозволительно врачу высказывать больному свои сомнения в возможности благоприятного исхода болезни». Нужно вникнуть в индивидуальные особенности больного, его положение, подумать, как построить важное сообщение, наедине или в присутствии родных. Важно, чтобы больной поверил в святую ложь врача, который заранее бы определял ее пределы. Однако родственники, как правило, должны знать правду. Но даже в этой ситуации могут быть, а иногда должны быть исключения.
Такое положение мастерски описано в произведении Владимира Солоухина «Приговор», в котором приводится состояние человека, имеющего множество планов и неожиданно узнавшего о страшном злокачественном заболевании (впоследствии не подтвердившемся). Сразу все его планы и заботы оказались по другую сторону занавеса, оставалось «только лечь, закрыть глаза, лежать и ни о чем не думать». После осмотра врача и направления на консультацию в онкологический институт, «когда легкий присасывающий к сердечной стенке холодок возник в груди, он вдруг понял, пока шел от докторского кабинета до раздевалки, что жизнь его до посещения врача и после – это уже две жизни, с разными законами, с разным течением времени, с разными понятиями о том, что важно, как, допустим, жизнь государства до и после объявления войны. И прерываются отпуска, и откладываются свидания, и отменяются разные поездки, покупки, ремонты квартир, планы на лето – все уже идет не так, как час назад, нынче утром.
Пугают больного, травмируют его психику такие выражения: «у вас страшно запущено заболевание», «немедленно ложитесь в стационар», «вас может спасти только операция» и др. Авторитет врача, а значит, отношение к его словам, особенно при контакте с интеллигентным пациентом, зависят от грамотности его речи. Беседуя с больным на дому или в амбулатории, врач должен всегда помнить о присутствующих при этом родственниках, знать и учитывать их взаимоотношения. Еще более сложные ситуации могут возникнуть, когда обследование больного проходит в больничной палате и приходится делать это при других больных. Надо помнить, что не только подробности интимной жизни больного, но и сведения о своей болезни он может скрывать от окружающих.
Коммуникация – это прежде всего взаимодействие, само присутствие рядом другого человека уже предопределяет передачу информации, и невольно функционирование человека построено так, чтобы облегчить или затруднить другому человеку прием этой информации. Например, «каменное» аммиачное, маскообразное лицо, когда человек как бы закрывается забралом, чтобы другие люди, те, с которыми он общается, получили как можно меньше информации. Однако и в этом случае они получают ее – человек закрыт. Т.е. полностью исключить передачу информации при взаимодействии с людьми невозможно никакими способами.
Какие же факторы оказывают влияние на общие процессы взаимодействия, в том числе на взаимодействие врач – больной?
Выражение лица.
Дистанция общения: приближенность, отдаленность или оптимальность, расположение собеседника тоже либо облегчает, либо затрудняет или вообще делает невозможным общение. Вряд ли представляется возможным серьезное общение на расстоянии двух километров без помощи средств связи.
Социально-психологические факторы и механизмы психологической защиты.
Элементы социальной привлекательности людей – что привлекательно в той или иной социальной среде. Например, в среде ученых – это талантливость и одаренность, профессионализм. В студенческой среде – определенные манеры держаться, принадлежность к какой-либо группе, т.е. то, что определяет социальный статус.
Список используемой литературы и публикаций сети Интернет
https://www.dirklinik.ru/article/439-meditsinskaya-etika-i-deontologiya-normy-printsipy-narusheniya
https://studme.org/181628/sotsiologiya/vzaimootnosheniya_sisteme_vrach_patsient
https://med.ulgov.ru/informasiya/5331/9922.html