Публикация «Особенности взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе педагогов и трудных детей»
Автор статьи: Педагог-психолог высшей категории МОУ «СОШ №12» г.Магнитогорска Юсупова Татьяна Ильинична.
Особенности взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе педагогов и трудных детей.
Благоприятный психологический климат класса –это уровень психофизиологического комфорта обучающихся необходимый в учебно-воспитательном процессе для продуктивной совместной деятельности, который должен способствовать всестороннему развитию личности в коллективе. Рассматривая психологический климат, в коллективе класса ведущая роль принадлежит уровню сформированности эмоциональных взаимоотношений между детьми, эмоциональное благополучие выражается в умении выражать свои эмоции, чувство понять эмоции, потребности других, проявить сочувствие, понимание, оказать помощь. Потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт со взрослыми, сверстниками и другими детьми. Взаимоотношения между детьми в группе - целостная система, имеющая определенную структуру и свое развитие.
На психологический климат в классном коллективе часто влияют деструктивные лидеры, для педагогов это «трудные дети» , с которыми возникают конфликтные ситуации, проблемы с дисциплиной, в общении, в свою очередь в усвоении учебных знаний. Педагогу в своей работе обязательно важно знать психологические и физиологические особенности развития детей в определенном возрастном периоде, их мотивы, потребности, жизненные ценности в современных условиях т.к. меняются социально-экономические условия общества и меняются психологические особенности детей, меняется уровень социального и эмоционального интеллекта. Рассматривая, психологический климат класса, чаще педагогами - психологами проводятся социометрические методики для определения уровня благополучия в коллективе, определяется социальный статус членов коллектива: кто является лидером, принятым, предпочитаемым, также «изолированным».Оценивая уровень благополучия психологического климата в классе, нужно учитывать жизненные личностные ценности детей класса: умение проявлять добро, совесть, быть справедливым, вежливым. В последнее время уровень сформированности жизненных ценностей личности ребенка исходит с позиции потребителя, из заботы о получении удовольствий, развлечений, в большей степени увлечение интернет-ресурсами, играми, музыкой, общение в социальных сетях.
По результатам диагностик педагог должен учитывать то, на кого обратить внимание, на кого можно положить ответственность в выполнении каких-либо классных дел, кого привлекать к общественной активности . В установлении взаимодействия учитель - ученик нужно учитывать личностные особенности детей, характерологические особенности, иногда «изолированные» не испытывают дискомфорта т.к. уровень низкой общительности их устраивает, они предпочитает работать в одиночестве, а не в группе. Социометрические опросы не дают полную картину взаимоотношений, которая дает право выдавать практические советы, рекомендации педагогам. Необходимо учитывать наблюдения за свободным поведением и общением детей, что является одним из важнейших методов изучения личности и межличностных отношений.
По наблюдениям и исследованиям для поддержания уровня психофизиологического комфорта, педагогу необходимо уметь устанавливать взаимоотношения между детьми, также между педагогами и детьми, знать и уметь применять пути разрешения конфликтов.
В классных коллективах педагогам необходимо уметь создавать необходимые отношения для развития благоприятного психологического климата, присутствовать, управлять способствовать ему. Стиль отношения педагога к коллективу во многом определяет взаимоотношения между детьми и детей к педагогам.
Педагог должен не только быть профессионалом в своей работе как учитель-предметник, знающий профессионал должен обладать социально-психологическими знаниями, по наблюдениям и исследованиям для поддержания уровня психофизиологического комфорта, педагогу необходимо уметь устанавливать взаимоотношения между детьми, также между педагогами и детьми, знать и уметь применять пути разрешения конфликтов, обладать умением работать с классом - коллективом, сплоченным на основе общечеловеческих ценностей и обеспечивающими своим членам эмоциональное благополучие, что влияет на хорошую возможность приобретения знаний по учебным предметам.
В рамках введения ФГОС педагогами-психологами в школах проводятся диагностики достижений личностных результатов, в частности определение реальной структуры, ценностных ориентаций личности. (Автор:С.С. Бубнова), определение уровня самооценки; социометрические исследования (А. А. Реан), результаты предоставляются, классным руководителям, которые используются для планирования воспитательных мероприятий с целью повышения УУД обучающихся.
На учебных предметах дезорганизаторами процесса обучения, выступают «трудные дети», с которыми педагогу бывает трудно наладить контакт, помочь им удовлетворить потребности, научить конструктивному поведению, адекватно реагировать на чувства, потребности других.
Чаще эти трудные дети ведут себя плохо, для того, чтобы почувствовать свою важность и значительность в классе, перед педагогами. Чтобы конструктивно взаимодействовать с «трудным ребенком», во-первых, нужно определить основную цель поступка; затем выбрать способ для прекращения нарушения дисциплины, разработать стратегию своего поведения для снижения таких ситуаций у ребенка в будущем. Для обнаружения цели нарушений в поведении важны наблюдения за проблемным ребенком.
Ученики выбирают свое поведение в зависимости от обстоятельств исходя из целей: привлечение внимания, желание управлять коллективом, педагогом, какая-то месть, избегание неудачи. Ребенок в ситуации нарушения дисциплины может осознавать, что ведет себя плохо, иногда и нет, но причина присутствует обязательно.
Учителю нужно выбирать действенный способ для улучшения взаимодействия с трудными детьми, нарушающими дисциплину. Есть ли универсальный способ исправления поведения ребенка? Скорее всего нет, т.к. каждый ребенок уникален и у него есть право выбора вести себя так, как считает нужным.
В момент нарушения дисциплины нужно педагогу вмешаться, чтобы прекратить эту ситуацию, самое главное учитывать что это должно быть не агрессивной реакцией, не наказанием. Оценка поведения должна быть объективной, субъективной, не описания и ярлыки на ребенка других людей.
Ученики, имеющих цель - привлечь внимание, постоянно нуждаются в зрителях: одноклассниках, педагогах, иногда это желание нескончаемое. Потребность во внимании положительном и агрессивном - это психологическая потребность ребенка.
Как помочь ребенку во взаимоотношениях, реализовать себя с положительной стороны? Ребенку нужна обязательно помощь в формировании субъективно-личностных отношений, особенно в подростковом возрасте, когда идут большие перемены, осознание ребенка себя личностью и потребность в этом порождают активность в любом виде, желании быть самостоятельным в поступках, но чаще не сформирована адекватная самооценка, что способствует к неадекватным действиям.
Негативное поведение одного ребенка может провоцировать изменение ситуации взаимоотношении в классном коллективе, также и с педагогом. В поведении ребенка нужно понять цель его выбора взаимодействия, прежде что-то предпринять.
Пути помощи со стороны педагога для нормализации психологического климата на уроках в классе, разрешения ситуации нарушения дисциплины когда цель ребенка - привлечения внимания:
Игнорирование демонстративного поведения, визуальный контакт, обращение по имени, просьба, сдерживание своего отрицательного отношения к нему.
У современных подростков недостаточно сформирован уровень сочувствия, к переживаниям, пониманию чувств других, а взрослый должен строить взаимоотношения на уважении, сотрудничестве, принятии поведения детей, заботу и оказание помощи в преодолении негативного поведения.
Часто бывает, что ребенок задевая учителя, бросают ему вызов, провоцируют педагогов, а они могут идти на поводу из-за неумения правильно вести себя, быть уверенными, успокоить себя, снять нападки, не быть втянутым в «бой». В общении нужно учитывать индивидуальные особенности и степень включенности в коллектив, только тогда учитель может найти адекватные способы воздействия на ученика.
Подростки излишне требовательные к правильности оценки учителем своего поведения, деятельности, при отрицательной или заниженной как считает ребенок оценке, может проявить чувство обиды на учителя и ответить поступком, отомстить, чтобы причинить ему психологическую травму, ребятам с низким уровнем эмпатии это удается легко и без сожаления.
К таким ученикам нельзя применять наказания, не сравнивать с другими, не стыдить (это бесполезно), не читать мораль, нужно говорить о поступках, а не о плохом ученике.
Варианты педагогического вмешательства в ситуации с учеником, которого трудно терпеть за его проделки, нужно найти в нем положительные качества, даже в отрицательных качествах можно найти положительные стороны и использовать их для конструктивного общения. Здесь опять нужно отметить, что важно развивать эмоциональный интеллект ребенка, учить выражать эмоции безопасным способом. Не использовать резких, публичных порицаний к ученикам не только не эффективны в процессе воспитания, а могут привести к серьезным психическим переживаниям.
В каждом классном коллективе есть деструктивные лидеры, сочувствующие, идущие на поводу предложенным поведением в ситуации конфликта с педагогом, а имеются просто созерцатели, наблюдатели за происходящим. У таких детей мотив поведения заключается на избегание неудач в своей деятельности, здесь присутствует нейтральная реакция, которая затрудняет оценить эмоциональное состояние ребенка, т.к. он не хочет в процессе взаимодействия получить оценку своего поступка, действия, ответа, результата. Педагогу трудно установить контакт с таким учеником, ведь ему лучше ничего не делать, он не хочет быть неуспешным, боится совершить ошибку, не хочет соревнований с другими, не хочет общаться с другими, проявляет инфантилизм. Педагогу нужно с такими детьми начать устанавливать на позитивном внимании, применить позитивное слушание после уроков, беседовать, начиная с его самочувствия, найти положительное качество в ребенке, чтобы отметить его нужность в коллективе, в групповых отношениях, особенно это важно для детей, со страхом неудачи оказывать психологическую поддержку принятием, вниманием, уважением, одобрением, проявлением заботы для повышения самоуважения, для повышения уверенности в себе и не боязни совершения ошибок. Неспособность ребенка проявлять себя в деятельности ограничивает его личностное развитие, что влияет на психофизиологический комфорт.
В заключении, отмечу, что у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы, присутствует непонимание их родителями, они так же не понимают родителей, конфликты с педагогами , сверстниками, негативные переживания, тревога, недоверие, нежелание, неумение говорить о себе, о своем внутреннем мире, неумение добывать информацию и правильно ее использовать. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.
Рассматривая проблему работы с трудными детьми нужно отметить, что умение результативно взаимодействовать с ними приходит не сразу в педагогической деятельности, но когда учитывать знания их особенностей и рекомендации, легче устанавливать контакт разрешать конфликты, помогать детям в их повышения социального и эмоционального интеллекта.
В своей работе педагога-психолога для развития социального и эмоционального интеллекта, формирование психологической культуры, использую проведение уроков психологии по разработкам занятий «Психология» для 6-8 классов (составитель Р. М. Мухаметова). По результатам диагностик у детей 12-14 лет недостаточно сформированы жизненные личностные ценности и уровень эмоционального интеллекта. По результатам исследования уровня эмпатии- сочувствия( по Эм ИНД В.Люсик), уровень высокого интеллекта: у девочек- 16%, мальчиков-10%, низкий: у девочек- 50%, мальчиков- 36%. Цель занятий: научить познать детей свой внутренний мир, понимать чувства , потребности других для развития успешной личности, умеющей лучше адаптироваться в обществе. После проведения занятий использовалась методика «Незаконченные предложения», сравнивая первичную и вторичную диагностику получили, что ответы в продолжении предложений по отношению к себе, к жизни, к семье, к окружающим стали более разнообразнее и раскованнее, позитивнее, конструктивнее , отражают в большей степени активную личностную позицию, адекватное осознание себя в окружающем мире и живущих рядом людей, в беседах с педагогами отмечалось, что дети стали более спокойными, менее конфликтными в отношении к учителям, одноклассникам. Как показывает мой опыт, при общении с подростками на занятиях видна заинтересованность в приобретении знаний о себе и других, приобретается грамотность в общении, с интересом учатся использовать свои интеллектуальные и личностные ресурсы, это в свою очередь влияет на повышение эффективности педагогического процесса.
Используемая литература:
1.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.: Кн. Для учителя и родителей.- М.:Просвещение,1987.-207 с.
2.Каган В.Е.- Преодоление: неконтактный ребенок в семье.Спб.,Фолиат,1996,-155с.
3.Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. -М., Просвещение,1986.-80с.—Психол.наука -школе).
4.Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины./Практическое руководство для школьного психолога. –М.,Генезис,2000.-288 с.
4.Мухаметова Р.М. Психология. Разработки занятий.7 класс.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.-112 с.
5. Мухаметова Р.М. Психология. Разработки занятий.8 класс.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.-112 с.
6.Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.- метод. пособие.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.-288с.-(Воспитание доп.образование детей).
7.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб.:ЗАО «Издательство «Питер»,199.-416 с.:(Серия «Мастера психологии»)