Статья «Особенности взаимоотношений родителей с леворукими детьми дошкольного возраста»
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Инус Эльвира Эрнестовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дошкольная группа детский сад «Ромашка
В последние годы неуклонно растет число детей с признаками леворукости. Поэтому очень важно в детском саду создать все условия для нормального развития леворукого ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
Возникновение леворукости – это довольно сложная проблема и одним из важнейших аспектов в причине её возникновения является асимметрия полушарий головного мозга, существенно затрудняющая подготовку такого ребенка к обучению в школе и освоению графических навыков.
У леворуких детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движения руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство не умеют правильно держать ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как располагать бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звукобуквенного анализа. Всё это делает невозможными успешное формирование навыка письма и создаёт много проблем в процессе обучения леворуких детей. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.[1, 13-19]
Леворукие дети имеют комплекс особенностей: морфологических, психофизических и эмоциональных. К морфологическим особенностям можно отнести следующие: левая рука несколько больше правой; более подвижна мимика левой половины лица. Психофизические особенности: плохая зрительно-двигательная координация и в результате - плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений; речевые нарушения; нарушение пространственного восприятия; искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма; плохая зрительная память и другие. Но в большей степени страдает ребенок от эмоционально - психологических проблем: повышенной эмоциональной чувствительности; ранимости, раздражительности и обидчивости; быстрой утомляемости и ограниченной работоспособности; подверженности различным страхам, боязливости; низким уровнем самоконтроля; излишней конформности; пониженным эмоциональным фоном и плохим настроение [3, с. 38- 48].
Кроме того, нужно отметить постоянно действующий на леворуких детей декстра-стресс (лат. dexter - правый, англ. stress - напряжение) - это невротическое состояние леворуких детей, возникающих при насильственном приучении их пользоваться правой рукой. [2, с. 13]
Постоянное ощущение себя не таким, как все, а просто другим, неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно, - это трудная задача для ребенка. К этому могут добавляться мелкие неудачи, неудобство, раздражение, микрострессы, которых левша зачастую избежать не может. Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологического развития.
Поэтому леворукие дети нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке и понимании окружающих взрослых, главными из которых являются родители. [1, с. 213-220]
Однако, практика показывает, что во многих семьях леворукий ребёнок является причиной не только тревог, волнений, забот, но и споров, ссор между родителями. Проведенное нами исследование по выявлению проблемы взаимоотношений родителей с леворукими детьми показало следующие результаты. В семьях 40% детей есть другие леворукие родственники. 45% родителей беспокоит леворукость ребёнка и они считают необходимым переучивать его, заставляют всегда работать только правой рукой. 100% родителей указали на то, что воспитатели в детском саду воспринимают леворукость как норму. На вопрос: «Какие трудности в воспитании и обучении возникают у вашего ребёнка?» 57% опрошенных показали трудности на занятиях по изобразительной деятельности; при подготовке детей к обучению в школе, трудности в освоении графических навыков. Многие из родителей (56%) отмечают нарушения эмоционального развития – вспыльчивость, обидчивость, агрессивность ребенка. 62% обращают внимание на неуверенность и несобранность ребенка. Из них 70% не знают, как организовать режим леворукого ребёнка. Нередко родители допускают высказывания и упреки о том, что ребёнок – левша, что нарушает взаимоотношения с ребенком, лишая его положительной эмоциональной атмосферы, родительской поддержки и любви. Отрадно, что 100% родителей высказали желание ознакомиться с проблемой детской леворукости и получить рекомендации по воспитанию и обучению таких детей.
Для этого нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения леворуких детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Мы считаем, что главной целью процесса психолого-педагогического сопровождения родителей будет повышение развитие родительской компетентности в воспитании и обучении леворуких детей. В программе были обозначены следующие задачи:
актуализировать потребность участников в повышении родительской компетентности;
расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении детей с особенными потребностями.
Программа сопровождения родителей включает в себя занятия с родителями, которые проводятся в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Эффективными в применении мы считаем следующие методические средства: психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы, на групповое сплочение; короткие лекции (10-15 мин.); групповое обсуждение проблем воспитания леворуких детей; упражнения на овладение навыками; работа в парах и малых группах; индивидуальная работа; практические задания; визуализация; домашние задания. Безусловно, реализация данной программы поможет созданию благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания, социального и психологического развития леворуких детей на этапе подготовки к школе.
Таким образом, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Поэтому родителям так важно знать особенности развития леворукого ребёнка, чтобы научиться правильно взаимодействовать с ним. Это поможет компенсировать и скорректировать эмоциональные и психолого-педагогические нарушения, подготовить ребенка к школе.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Литература
1.Безруких, М.М. Обучение письму: Кн. Для учителя / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2007.
2.Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
3.Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - СПб.: Лань, - 1995. - 128 с.
Соколова Елена Борисовна
Куликова Ирина Геннадьевна