Урок развития речи во 2 классе «Овощи: морковь, репа, лук»
-активизировать словарь, отрабатывать умения задавать вопрос и составлять простое предложение.
-корректировать зрительное восприятие на основе упражнений.
-отрабатывать умение задавать вопросы, используя картинки-символы, составлять рассказ-описание.
-воспитывать мотивацию к общению.
Ход урока.
Орг. момент. Релаксация. Музыка.
Всем добрый день!
-Вдохнули-выдохнули, не слышно.
Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку, распускаются и улыбаются друг другу.
-Молодцы! Тихонечко присаживаемся на свои места.
И начинаем урок развития речи.
Работа с календарём природы.
-Ребята, а в настоящее время мы можем увидеть цветущие растения на улице?
-Нет. Потому что наступило холодное время года.
-А какое время года и какая погода пойдёт расскажет……., поработав с календарём природы.
Время года – осень. Какие осенние месяца вы знаете?
Месяц-ноябрь, последний день месяца.
Сегодня 30 ноября.
День недели - среда, вчера был вторник, завтра-четверг.
Погода на улице……
Осадки …..
Повторение пройденного материала.
А) -Итак, сегодня мы провожаем осень, ведь завтра уже по праву будет считаться зима, т. к. наступит первый зимний месяц-декабрь.
Давайте ещё раз вспомним, уточним приметы поздней осени.
-Посмотрите на картинки и расскажите, что в знаете об времени года –осень.
(слайд _)
Б) -А сейчас послушайте звуки осени и подберите к этим звукам соответствующие картинки.
Дождь
Шелест листьев
Шлепанье по лужам
В) - Ребята, а что изображено на данной картинке?
- Люди собирают последний урожай в огородах, садах.
Ведение в тему урока.
-Ребята, посмотрите у меня в корзине тоже осенний урожай. А что именно, вы должны угадать. Сейчас по очереди вы будете подходить к корзине и на ощупь определять, что в ней лежит.
-морковь
-свёкла
-лук
-помидор
-огурец
-картофель
-яблоко
-Посмотрите внимательно и скажите, какой предмет здесь лишний?
-Почему?
-Как одним словом можно назвать оставшуюся группу предметов?
-Обратите внимание, как пишется слово ОВОЩИ. Какая здесь трудная буква?
-Придумайте предложение со словом «овощи»
Изучение нового материала.
-Ребята, а как вы думайте, почему я принесла на урок овощи?
-Потому что сегодня на уроке мы будем говорить об овощах, но, а каких конкретно вы узнаете, отгадав загадки.
Слушаем внимательно:
- Красная девица
Сидит в темнице
А коса на улице. (морковь)
-Золотистый и полезный
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он,
Когда чистишь – слёзы льёшь. (лук)
-Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко,
Что же это? (репка)
-Эту загадку вам было трудно отгадать, потому что репу вытеснили другие овощи, её стали всё реже и реже выращивать в огородах. Не смотря на то, что раньше репа была одним из первых овощей. Из репы готовили супы, салаты, гарниры, пюре, жарили, варили. Масса блюд. Кулинарные свойства намного выйграшнее, чем у картофеля. В Японии массово выращивают репу, а у нас в России её заменил картофель.
Репу не только принимали в пищу, но и лечились ей. Этот продукт богат витаминами. Этот продукт обладает противовоспалительным, ранозаживляющим, обезболивающим действием. Например, сок репы пьют при кашле, болях в горле, снимает даже зубную боль.
Физ.минутка
В огород пойдём,
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы качан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный
Лука мы нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.
Закрепление
-Итак, ребята, мы отгадали загадки про какие овощи?
-А сейчас давайте расскажем то, что мы знаем об этих овощах?
Для этого мы будем использовать картинки-символы.
Изображение палитры - цвет
Геометрических фигур - форма
Большой и маленький круг-размер
Рот-вкус
–Какой овощ у меня в руках? (лук)
–какого он цвета? (шелуха –коричневая, внутри- белый) разрезаю
–на какую г.фигуру он похож? (на круг, форма-шар)
Определите размер. (маленький, крупный)
Что можно сказать о вкусе? (горький, сочный)
–А сейчас я дам вам почувствовать запах тертого лука. Какой он? (резкий)
–В каком виде употребляем лук в пищу? (сыром, отварном)
-Кто готов рассказать о луке то, что мы повторили.
Морковь
-оранжевая, жёлтая
-овальной (цилиндрической) формы
-длина :
-сладкая
Репа
-жёлтая
-круглая
-маленькая и большая
-сладкая, сочная
-Ребята, а какой из этих овощей полезней?
Давайте послушаем и сделаем вывод
Сценка «Овощи»
Овощи.
Кто из нас, из овощей
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Репа
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
репу надо для салата, супа и гарнира
Кушай сам и угощай -
Лучше репы нету!
Морковь.
Ты уж, репа, помолчи!
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Лук.
Я - приправа в каждом блюде.
Я всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зелёный лук.
Учитель. Спор давно кончать пора!
Овощи. Спорить бесполезно!
Учитель.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас полезней.
Что-то я не поняла, так кто же всех вкуснее, всех полезней?
-Все овощи полезные, и имеют важное значение в питании человека. В них содержатся все необходимые вещества, витамины для нашего с вами здоровья. Поэтому ешьте все овощи без исключения. Только не забывайте мыть их перед едой.
- Вот собрали мы овощи и сделали из них салат. Какой получился салат? (овощной)
-Салат из капусты? (капустный)
-из свёклы? (свекольный)
-из кабачков сделаем икру. Какая икра? (кабачковая)-из картофеля пюре. Какое пюре? (картофельное)
-из помидоров сделаем сок. Какой сок? (томатный)
-Вот видите сколько вкусных блюд можно приготовить из овощей.
-И я вам даю такое задание: когда вы пойдёте на обед, то обратите внимание, какие блюда приготовил повар из овощей? А завтра расскажите.
Работа в тетради «Раскрась овощи»
Домашнее задание.
Итог урока.
-О чём мы говорили на уроке?
-Где растут овощи?
-Все ли овощи мы употребляем в пищу?
-Скажем друг другу-Молодцы!!!
-На уроке активно работали…….
-Урок окончен!