Открытый урок развития речи во 2 классе по теме «Доброта в моём сердце»
Учитель:Кусковская Светлана Юрьевна МОБУ "Новоладожская СОШ№2"
(подготовка к сочинению)
Цели:
Развивающие: развивать умение общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка; развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;
Образовательные: расширять знания о вежливых словах и их применение в жизненных ситуациях, тематический словарь, речевое творчество детей; формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста; прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения; повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии;
Воспитательные: дать понятие слова «доброта», воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим; мотивировать детей на добрые поступки; воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point к уроку, компьютер, проектор мультимедиа, экран; толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, задания для работы в группах: карточки-помощницы; тексты, словарики для записи слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
СЛАЙД 1
Ученики входят в класс под музыку детской песенки «Если добрый ты»
- Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения «Доброта в моём сердце». Узнаем, что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Какого человека можно называть вежливым? Ведь вежливость и доброта не разделимы.
Ученик читает стихотворение.
СЛАЙД 2
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
III. Знакомство с новым материалом. Этимология слова. Толкование слова.
- А что же такое доброта?
- Давайте заглянем в книгу мудрости, чтобы найти значение слова "ДОБРОТА", здесь находятся выдержки из толковых словарей учёных языковедов В.И.Даля и С.И.Ожегова.
СЛАЙД 3
"Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты" (В.И.Даль)
Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря.
СЛАЙД 4
4. Работа над словом.
Учитель. - Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы.
- Назовите и выделите орфограмму в этом слове.
- Назовите и запишите родственные слова к слову «Доброта».
- Найдите корень в этих словах.
- Найдите уменьшительно – ласкательную форму к слову «Доброта».
- Разберите это слово по составу. Что вы заметили? С помощью, какой части слова оно образовано?
Ученики. Одинаковый корень, суффикс, придающий уменьшительно-ласкательное значение.
Учитель. - Подберите слова – синонимы к слову «Доброта»
ченики. - Нежность, ласка, забота.
5. Работа над развитием речи
СЛАЙД 5
Учитель. – Ребята, а сейчас составьте и запишите словосочетания с прилагательными « добрый, добрая, доброе, добрые »
Ученики. – Добрый человек, добрые руки, доброе сердце, добрый день, доброе слово.
СЛАЙД 6
Учитель. – Скажите, ребята, от этих словосочетаний у вас на душе ясно и тепло или пасмурно и холодно? (ясно и тепло).
Учитель. – Значит, доброта – это положительное или отрицательное качество человеческой души? (положительное).
Учитель. – Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.
Учитель. – Ребята, а как вы думаете, какой человек может быть добрым?
- Какими качествами он должен обладать?
Ученики. - Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
СЛАЙД 7
VI. Жизнь слова в фольклоре.
Учитель - Скажите, дети, чего на земле больше - добра или зла?
Ученики - Добра!
Учитель - Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
СЛАЙД 8 :
Задание: "Восстановите пословицу".
На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Учитель.- Из предложенных пословиц запишите вторую пословицу, решив орфографические задачи.
Учитель - Первый шаг к доброте - это доброе слово. А как иначе мы назовём добрые слова?
Ученики – Вежливые слова.
Учитель – Что такое вежливость и вежливые слова?
СЛАЙД 9 -10
Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:
Зазеленеет старый пень, когда услышит: (добрый день)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим: (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (до свидания).
VII. Физкультминутка.(Под песенку «Добрый жук».)
СЛАЙД 11
VIII. Работа над составлением предложений.
СЛАЙД 12
Учитель. - Предлагаю вам слова, из которых нужно составить предложение.
На свете, хорошо, доброта, как, что, есть!
Запись предложения. Как хорошо, что есть на свете доброта!
Учитель. - Это предложение может быть началом вашего текста.
Продолжите предложение.
Для меня добрый человек – это…
Ученики читают предложения.
СЛАЙД 13
9. Работа в парах
Учитель. - Составьте 2-3 предложения о доброте.
(Звучат маленькие рассказики детей, предложения. )
Учитель. - Прекрасные строки!
Учитель – Найдите антоним к слову «доброта».
Ученики. – Зло.
Учитель - Как можно победить зло?
Ученики. - Добрыми делами.
Учитель. – Приведите примеры добрых дел, которые совершили вы сами.
10. Эстафета добрых дел
Учитель. - Ребята, а в сказках, как известно, добро побеждает зло. И, конечно, есть сказочные герои, которые делали добрые дела.
СЛАЙД 14
- А сейчас, вам нужно угадать этих сказочных героев.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
X1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
СЛАЙД 15
Учитель. - Наш урок подошел к концу.
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?
Ученики. - В сердце человека.
Учитель. - И мне, конечно, хочется, чтобы в ваших сердцах тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
СЛАЙД 16
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
СЛАЙД 17 "Доброта в моём сердце"
- Спасибо вам за урок! Дома вы составите текст, в котором расскажете всё, что вы узнали о доброте, о добрых делах и поступках.
СЛАЙД 18
Песня «Дорогою добра»