Открытый урок развития речи во 2 классе по теме «Доброта в моём сердце»

0
0
Материал опубликован 16 November 2015

Учитель:Кусковская Светлана Юрьевна МОБУ "Новоладожская СОШ№2"

(подготовка к сочинению)

Цели:

Развивающие: развивать умение общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка; развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;

Образовательные: расширять знания о вежливых словах и их применение в жизненных ситуациях, тематический словарь, речевое творчество детей; формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста; прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения; повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии;

Воспитательные: дать понятие слова «доброта», воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим; мотивировать детей на добрые поступки; воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point к уроку, компьютер, проектор мультимедиа, экран; толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, задания для работы в группах: карточки-помощницы; тексты, словарики для записи слов.

 


Ход урока

I. Организационный момент.

СЛАЙД 1

Ученики входят в класс под музыку детской песенки «Если добрый ты»

- Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

II. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения «Доброта в моём сердце». Узнаем, что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Какого человека можно называть вежливым? Ведь вежливость и доброта не разделимы.

Ученик читает стихотворение.

СЛАЙД 2

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.


 

III. Знакомство с новым материалом. Этимология слова. Толкование слова.

- А что же такое доброта?

- Давайте заглянем в книгу мудрости, чтобы найти значение слова "ДОБРОТА", здесь находятся выдержки из толковых словарей учёных языковедов В.И.Даля и С.И.Ожегова.

СЛАЙД 3

"Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты" (В.И.Даль)

Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря.

СЛАЙД 4

 

4. Работа над словом.

Учитель. - Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы.

- Назовите и выделите орфограмму в этом слове.

- Назовите и запишите родственные слова к слову «Доброта».

- Найдите корень в этих словах.

- Найдите уменьшительно – ласкательную форму к слову «Доброта».

- Разберите это слово по составу. Что вы заметили? С помощью, какой части слова оно образовано?

Ученики. Одинаковый корень, суффикс, придающий уменьшительно-ласкательное значение.

Учитель. - Подберите слова – синонимы к слову «Доброта»

ченики. - Нежность, ласка, забота.

 

5. Работа над развитием речи

СЛАЙД 5

Учитель. – Ребята, а сейчас составьте и запишите словосочетания с прилагательными « добрый, добрая, доброе, добрые »

Ученики. – Добрый человек, добрые руки, доброе сердце, добрый день, доброе слово.

СЛАЙД 6

Учитель. – Скажите, ребята, от этих словосочетаний у вас на душе ясно и тепло или пасмурно и холодно? (ясно и тепло).

Учитель. – Значит, доброта – это положительное или отрицательное качество человеческой души? (положительное).

Учитель. – Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.

Учитель. – Ребята, а как вы думаете, какой человек может быть добрым?

- Какими качествами он должен обладать?

Ученики. - Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.

СЛАЙД 7

 

VI. Жизнь слова в фольклоре.

Учитель - Скажите, дети, чего на земле больше - добра или зла?

Ученики - Добра!

Учитель - Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

СЛАЙД 8 :

Задание: "Восстановите пословицу".
 

На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Учитель.- Из предложенных пословиц запишите вторую пословицу, решив орфографические задачи.

Учитель - Первый шаг к доброте - это доброе слово. А как иначе мы назовём добрые слова?

Ученики – Вежливые слова.

Учитель – Что такое вежливость и вежливые слова?

СЛАЙД 9 -10

Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:

Зазеленеет старый пень, когда услышит: (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим: (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (до свидания).

 

VII. Физкультминутка.(Под песенку «Добрый жук».)

СЛАЙД 11


 

VIII. Работа над составлением предложений.
СЛАЙД 12

Учитель. - Предлагаю вам слова, из которых нужно составить предложение.

На свете, хорошо, доброта, как, что, есть!

Запись предложения. Как хорошо, что есть на свете доброта!

Учитель. - Это предложение может быть началом вашего текста.

Продолжите предложение.

Для меня добрый человек – это…

Ученики читают предложения.

СЛАЙД 13
 

9. Работа в парах

Учитель. - Составьте 2-3 предложения о доброте.

(Звучат маленькие рассказики детей, предложения. )

Учитель. - Прекрасные строки!

Учитель – Найдите антоним к слову «доброта».

Ученики. – Зло.

Учитель - Как можно победить зло?

Ученики. - Добрыми делами.

Учитель. – Приведите примеры добрых дел, которые совершили вы сами.

 

10. Эстафета добрых дел

Учитель. - Ребята, а в сказках, как известно, добро побеждает зло. И, конечно, есть сказочные герои, которые делали добрые дела.

СЛАЙД 14

- А сейчас, вам нужно угадать этих сказочных героев.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

 

X1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

СЛАЙД 15

Учитель. - Наш урок подошел к концу.

А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?

Ученики. - В сердце человека.

Учитель. - И мне, конечно, хочется, чтобы в ваших сердцах тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

СЛАЙД 16

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

СЛАЙД 17 "Доброта в моём сердце"

- Спасибо вам за урок! Дома вы составите текст, в котором расскажете всё, что вы узнали о доброте, о добрых делах и поступках.

СЛАЙД 18

Песня «Дорогою добра»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.