Урок чтения во 2 классе «М. Пришвин "Золотой луг"»
2 класса.
Учебный предмет: литературное чтение, автор Чуракова Н.А., УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока : М. Пришвин. «Золотой луг» .
Тип урока : Первичное предъявление новых знаний .
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с произведением М. Пришвина, на примере художественных образов произведения; показать, что увидеть скрытую жизнь природы и разгадать ее тайны и секреты может только наблюдательный, любящий природу человек.
Планируемые результаты.
Личностные УУД :формируют ценностное отношение к природному миру,
Метапредметные УУД .
Регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;
Познавательные УУД: находят и выделяют необходимую информацию в разных источниках.
Коммуникативные УУД: строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные УУД: знакомятся с произведением М. Пришвина и выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа и наблюдения.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие |
Деятельность |
Деятельность |
Универсальные |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся |
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь на свои места. |
Сообщают о готовности к уроку |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место |
II. Речевая разминка |
Речевая разминка в игровой форме |
Организует речевую разминку (развитие техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста). – Прочитайте скороговорку на экране сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп: У ЕЖА ЕЖАТА, У УЖА УЖАТА Молодцы справились. У нас на доске висит солнышко которое необходимо к концу урока заполнить лучиками, чтобы оно засияло. поэтому я прикрепляю к нашему солнышку первый лучик. |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают Сначала тренируются все вслух. Выбираю Даниила М. и Штейникову К., Зуева В. и Ершова Т. |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и рас ширяют имеющиеся знания |
III. актуализация |
Определение целей урока. Составление плана работы с произведением |
– Ребята, какую главу учебника мы с вами изучаем? – Чему учат нас произведения этой главы? Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением М. Пришвина «Золотой луг» – С какими произведениями этого автора мы уже знакомы? - О чём произведения М. Пришвина? – В чем отличительная особенность его рассказов? Давайте сформулируем цель урока. ПОВЕСИТЬ ВТОРОЙ ЛУЧИК Предположите, когда луг может быть золотым? – Отгадайте загадку: Горел в траве росистой Фонарик золотистый, Потом померк, потух И превратился в пух.
|
«Природа для поэта – любимая и живая» (Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей.) (М. Пришвин «Разговор деревьев».) (О природе.) В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по-новому 1) познакомиться с произведением «Золотой луг» 2)определить основную мысль произведения. (Весной – во время цветения, осенью – желтеют травы.) (Одуванчик.) |
Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление». Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат |
IV. Первичное восприятие текста |
Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем |
Сегодня мы отправимся на луг, где растут одуванчики. АУДИОЗАПИСЬ А сейчас расскажите свое отношение к услышанному произведению друг другу. ТРЕТИЙ ЛУЧИК – Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что «чудеса совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем». |
слушание) произведения работа в паре |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: работают с дополнительной литературой; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. |
– Откройте учебник. С.123 Найдите в рассказе «Золотой луг» слова, значения которых нужно уточнить. (Промысел, пяту, фукну.) – Где найдем значение слова «фукну»? (Прочитаем сноску внизу страницы.) – Где найдем значения слов «промысел» и «пяту»? 4 ЛУЧИК – А сейчас, мы прочитаем текст по цепочке друг за другом. Буду называть – Какие чувства вы испытали при чтении рассказа? -Кто из вас сейчас подумал: «Летом обязательно понаблюдаю за одуванчиком». – Кто герои рассказа? – Кто придумал детскую игру с одуванчиками « фукать». - от чьего лица ведется рассказ Давайте встанем попробуем фукнуть вместе. У вас на партах лежат желтые листочки, на которые нужно фукнуть как это делали ребята. Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? Докажите. СЛАЙД № 1 – Как рассказчик называет одуванчики в начале рассказа? Прочитайте строчки из текста. СЛАЙД 2,3 – С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? – Как рассказчик называет одуванчики в конце рассказа? Прочитайте строчки из текста. СЛАЙД 4 |
Работают Промысел-добывание чего-либо, охота - Пята-то же, что пятка. - Фукнуть-дунуть.(учебник) Ответы детей Два мальчика Тот, кто рассказывает (Рассказ ведется от лица мальчика.) Дуют (Мальчик наблюдательный, потому что когда рано утром он пошел на рыбалку, то заметил, луг был не золотой, а зеленый. А по возвращении домой он снова обратил внимание на луг. Луг снова превратился в золотой. Мальчик решил узнать, что же происходит с одуванчиками. Ему удалось раскрыть секрет этих цветков.) (Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты). Пальчики на ладони.) Работа пальчиками (Один из самых интересных цветов.) |
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) |
Обобща-ющая беседа по тексту (определение смыслового по-гружения |
– Какой литературный прием использует автор? – Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых цветов» - Давайте определим основную мысль и тему произведения. Сначала вспомним, что такое тема произведения? Какова она Основная мысль 5 ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧИК ПРИКРЕПИМ К НАШЕМУ СОЛНЫШКУ. Оно засияло. Значит у нас все получилось на уроке. Молодцы спасибо вам за ваши ответы, работу на уроке. Сегодня хочется отметить на уроке ребят и оценить. |
(Олицетворение.)утром открываются вечером закрываются. Внимательный, наблюдательный, любящий природу, заботящийся о ней, понимающий язык природы. То о чем автор пишет. Об одуванчиках, о том как они похожи на золотой луг. Ради чего и для чего Пришвин написал произведение. Чтобы мы бережно относились к природе, заботились о ней и понимали ее. Раскрывали ее секреты, умели находить в простом красивое. |
||
VI. Синтетическая |
– А кто-нибудь из вас знает, что означает слово «одуванчик»? Какие еще есть названия у этого цветка? Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение рассказа 2. Кто хочет дополнительно заработать оценку. Ответить на вопрос Чем полезен одуванчик. |
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют главную |
Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные: свободно ориентируются в корпусе учебных словарей и быстро находят нужную словарную статью; ориенти- |