Урок развития речи во 2 классе «Сочинение-описание зимней природы»
Инклюзивный урок развития речи
Соответствует требованиям ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор |
Черепанцева Людмила Юрьевна |
Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» г.Северодвинск, Архангельская обл., учитель |
Предмет |
Русский язык, литературное чтение |
Класс |
2 класс |
Название материала |
Интегрированный урок «Сочинение-описание зимней природы» |
Вид ресурса |
Инклюзивный урок развития речи |
Цель авторского материала |
Создание условий для формирования у обучающихся в инклюзивном классе устойчивых навыков создания и анализа текста в образовательной области «Русский язык», «Литературное чтение» |
Справка
В общеобразовательном классе обучается ребёнок с заболеванием «элективный мутизм».
Элективный мутизм у детей – сравнительно редкое и малоизученное заболевание, «проявляющееся неспособностью говорить в определенных и обычно предсказуемых ситуациях» (Жмуров В.А. Элективный мутизм.// Большая энциклопедия по психиатрии. – 2-е изд., 2012 г.).
Педагогические наблюдения
Обучение ребенка с проблемами в развитии, безусловно, дело трудное и ответственное, требующее особого подхода к образовательному процессу. Первый шаг - установление эмоционального контакта с ребенком. Заставлять молчащего говорить бессмысленно. Для социального взаимодействия необходимо использовать мимику, пантомимику. Мы договорились об условных знаках, сопровождающих наше общение. Стоит обратить внимание и на детей в классе, ведь они так же являются участниками процесса. Дети учатся принимать друг друга и понимать индивидуальные особенности.
Не стоит часто просить такого ученика отвечать у доски или даже с места - лучше предложить ему безречевые методы общения с учителем (карточки, рисунки, схемы или жесты). Необходимо суметь создать ситуации, в которых ученик будет наиболее успешен. При этом надо обратить внимание других детей на его успехи. Такому ребенку нужно все время показывать, что он не хуже, а в чем-то даже лучше других.
Поиски методов и форм работы определялись с учетом психофизических особенностей ребенка, его возможностей. Свою цель я видела в том, чтобы выбранные методы и формы были направлены на компенсацию имеющихся у него нарушений развития и выработку социально адаптивных компетенций.
Стоит заметить, что элективный мутизм не связан напрямую с развитием интеллекта и встречается у самых разных детей. Хотя иногда такие дети – перфекционисты (опасаются что-то сделать или сказать неправильно), но в основном им требуется все то же, что и обычным детям.
Дети с особенностями развития – это неоднородная группа, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели инклюзии. Я благодарна судьбе, что такой ребёнок появился в моём классе, потому что поиск возможных путей его обучения и развития привёл меня к изучению и дальнейшему использованию новых педагогических технологий, а также к поиску новых, нестандартных методов и приёмов.
Учитывая диагноз, я сознательно выбрала урок развития речи.
Цель урока
Создать условия для создания сочинения-миниатюры на тему «Зимний пейзаж».
Задачи
Обучение анализу текстов, выделению в них речевых и синтаксических средств выразительности и самостоятельному созданию текста-описания.
Освоение обучающимися сведений об особенностях создания текста-описания.
Сосредоточение внимания обучающихся на возможности выражения чувств в устной и письменной речи с помощью выразительных средств языка.
Привитие эстетического вкуса, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе.
Оборудование
Раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М. – «Просвещение», 2013г., индивидуальный код, личные словарики эпитетов, репродукции картин (Горбатов К. И. «Зима. Оттепель», Куинджи А. И. «Зима», Шишкин И. И. «Зима», Юон К. Ф. «Волшебница-зима. Лигачево. Московская губерния»).
Тип урока
Интегрированный / урок развития речи/.
Продолжительность
1-2 урока
Ход урока
Действия учителя |
Действия обучающихся |
||
Общеобразовательный класс |
Обучающийся с ОВЗ |
||
1. Организационный этап |
|||
Организация среды обучения, позитивный настрой учителя и обучающихся. |
|||
2. Постановка цели и задач урока Мотивация учебной деятельности |
|||
Приём «Со-принятие» Вы заметили, ребята, что у меня сегодня радостное настроение? Как вы думаете, почему? Платон (имя изменено), если ты согласен с одноклассниками, кивни. Да, многие ваши предположения верны. Я думаю, вы тоже заметили, какой сегодня восхитительный зимний день, так и хочется оставить в памяти эту чудесную картину природы, поделиться своим настроением с другими. Что же сделать? Вы знаете, что не всегда можно воспользоваться устной речью, не всегда есть краски или карандаши, а тем более фотоаппарат… На каком из ваших предложений остановимся? Итак, чему мы сегодня попробуем научиться? |
Высказывают предположения (все готовы к уроку, в предыдущих работах было много хороших результатов, какой-либо личный праздник, на улице хорошая погода и т.д.).
Предложения: рассказать, зарисовать, записать, сфотографировать.
Попробовать записать. Описанию зимнего дня, природы. |
Прислушивается к ответам. Мимикой и движением показывает своё отношение к высказываниям. |
|
3. Актуализация знаний |
|||
На основе каких единиц речи строится рассказ? С помощью личных кодов определите, какая из записей является предложением? (Личные коды созданы в программе «Plikers» - см. Приложение) A Улыбка солнышка B Берёзки, снежок, морозец. C Кружатся в танце снежинки. D радость и восхищение Устно докажите свой выбор. К сожалению, некоторые из вас ошиблись. Платон, докажи графически, что выбранный тобой вариант – предложение. Итак, как правильно оформить свою мысль? |
Рассказ строится из предложений. Обучающиеся доказывают.
Обучающиеся, ответ которых был ошибочен, ещё раз формулируют правила оформления мысли в предложение. |
Платон выделяет грамматическую основу предложения. |
|
4. Систематизация знаний и умений |
|||
Приём «Треугольник» Вспомним, из каких частей состоит текст. Наш волшебный треугольник поможет нам оформить мысли. (Более подробно в моей публикации «Приём «Треугольник» + приложение) Итак, с чего начинается путешествие в мир рассказ? Предложите варианты названия и выберите из предложенных наиболее близкий вам. Какими репродукциями картин известных художников вы бы проиллюстрировали свой рассказ? Закройте глазки, представьте свою зимнюю картину, настройтесь. |
Вступление, основная часть, вывод.
С названия.
(«Зимний день», «Зимнее настроение», «Волшебница зима» и т.д.) |
||
Выбор картин и его объяснение. |
|||
Физминутка для глаз. |
|||
5. Применение знаний и умений в новой ситуации |
|||
Начнём наш нелёгкий, но интересный путь – путь рождения рассказа. Первый треугольник нам поможет. Какое ключевое слово вы бы записали? Вспомним, с помощью каких средств поэты и писатели помогали нам увидеть красоту природы? У вас есть словарики эпитетов (см. дополнительный файл), выберите нужное вам слово, выпишите тот эпитет, который наиболее точно подходит к ключевому слову, поделитесь вашей находкой с партнёрами (шёпотом). |
Зима, зимушка…
Эпитеты и олицетворения. Обучающиеся работают со словарём, шёпотом делятся своим вариантом. |
Платон показывает в словаре партнёру свой вариант. |
|
А сейчас совершим «зимнюю прогулку» |
Тематическая физминутка. |
||
Всё, что мы «увидели» вокруг, постараемся описать в основной части. Какие ключевые слова нам помогут? Запишите их на треугольничках и из словарика эпитетов подберите к ним самые интересные имена прилагательные. «Бригадный метод» проверки (Более подробно в книге «Большая дидактика и 1000 мелочей» М.Я.Адамского и Е.В.Яновицкой). Вспомним словарные слова, может, и они нам помогут в дальнейшем составить наш рассказ. Каких «помощников» вы звали?(Слова-ассоциации, рисунки-ассоциации).
Когда мы восхищаемся красотой природы, что невольно вспоминается? (p.s. Обучающиеся еженедельно по выходным к понедельнику учат какое-либо стихотворение необязательно программное – такова традиция. Родители Платона высылают видеозапись). Обратимся к строчкам великих поэтов. Вспомните или прочитайте из учебника «Литературного чтения» стихи Ф.И.Тютчева, К.Бальмонта, С.Есенина. Выпишите на соответствующие поля треугольников 1-2 олицетворения или понравившихся слова. По желанию тихо можете поделиться находками с одноклассниками.
Я вижу, что кто-то из вас жизнерадостен, кто-то задумчив. Как же мы закончим свой будущий рассказ? Запишите ключевое слово. Из словарика подберите эпитет к вашему настроению. Вы – молодцы, перед вами обозначилась «тропинка» в мир зимней природы. А как называется изображение природы в творчестве? Я хотела бы, чтобы это слово звучало в конце вашего сочинения. Запишите его в последний треугольник. |
Снег, снежинка, лес, деревья, природа… |
||
1-е – 4-е номера пишут свои варианты на доске, 5-е (наиболее сильные) – корректируют. |
|||
Данная работа ведётся постоянно на основе применения мнемотехнических приёмов (см. Приложение). Обучающиеся записывают в словарные тетрадки под диктовку учителя: Здравствуй, рисунок, берёза, дорога, мороз, январь, метель, улица, картина, метель. Взаимопроверка, после которой подаётся условный знак учителю. Всё правильно: руки подняты в кулачках, 1 ошибка – 1 пальчик, 2 ошибки – 2 пальчика. Корректировка с использованием мнемотехнических приёмов. Поэтические строки. |
|||
|
|||
На этом этапе детям разрешено свободно передвигаться по классу, не мешая работе других, и жестами показывать свои находки. В эти моменты звучит тихая классическая музыка. |
|||
Расскажем, напишем о своём настроении. Настроение
Пейзаж. |
|||
6. Информация о домашнем задании |
|||
Рассмотрите поля своих «волшебных» треугольников, что осталось сделать, чтобы чудо создания рассказа произошло? Платон, ты согласен? Я надеюсь, что завтра вы удивите меня не только вашим рассказом, но и его оформлением. Не забудьте проверить ваш текст вместе с паучком. (см. Приложение) С нетерпением буду ждать встречи с вами. Помните: как всегда ваши работы по вашему желанию будут опубликованы в группе класса. Желаю удачи. |
Оформить слова в предложения. |
Платон кивает. |
Приложение
1. Личные коды
Результаты сразу видны на планшете учителя.
2. Мнемотехнический словарик (у каждого свои варианты ассоциаций)
3. Приём «Треугольник»
4. Паучок
6. Публикация работ в закрытой группе класса
Ватолина Светлана Анатольевна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кадырова Ольга Игоревна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Елена
Ватолина Светлана Анатольевна
Белова Светлана Сергеевна