Урок развития речи во втором классе по теме «Насекомые. Пчела»
Пояснительная записка к презентации
Урок развития речи
Тема: Насекомые. Пчела
МБОУ СОШ № 67 г. Новокузнецк
Учитель начальных классов: Макарова Оксана Владимировна
Цель: ознакомление учащихся с насекомым – пчелой.
Задачи:
- закреплять знания учащихся о насекомых и умение называть и различать их;
- познакомить с пчелой, ее строением;
- учить составлять рассказ описательного характера с опорой на схему;
- коррекция грамматического и синтаксического строя речи, связной речи на основе составления простых распространенных предложений и короткого рассказа;
- коррекция аналитико-синтетической деятельности;
- коррекция зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
– Скажите, какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны.
– Назовите месяцы весны.
– Какой сейчас месяц?
II. Актуализация опорных знаний.
- Отгадайте загадки: (СЛАЙД 2 – открывать каждую отгадку по щелчку)
1. На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик) |
2..Летит пищит, ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит (Комар). |
3.Шевелились у цветка все четыре лепестка Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел (Бабочка) |
4. Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой Похлопочет над цветком, И поделится медком. (Пчела) |
5. Я поменьше чем пчела А зовут меня …(Оса) |
6. И под тяжёлой ношей спешит на помощь друг. Тут народ хороший, в беде не бросят вдруг. Без работы хоть убей, жить не может (муравей). |
7. Осенью в щель забьётся, а весной проснётся (муха). |
- Кто это? Назовите одним словом. (Насекомые) (СЛАЙД 2 – по щелчку)
- Каких вы знаете ещё насекомых?
- Кто знает, почему эти животные так названы? (на брюшке у всех насекомых имеются поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и произошло название "насекомые” - от слова насекать.)
Рассказ учителя о насекомых:
Насекомые
Как передвигаются?
Чем питаются?
Как спасаются от врагов?
Какую пользу и вред приносят природе и человеку.
III. Работа по теме урока
Упражнение «Один-много». (СЛАЙД 3)
Муха – мухи, комар - …, стрекоза - …, жук - …, пчела - …, таракан - …, бабочка - … .
Упражнение «Назови ласково» (СЛАЙД 4)
Комар - …, стрекоза - …, таракан - …, жук - …, пчела - …, муравей - … , муха - … .
Согласование имен существительных с числительными(СЛАЙД 5)
Один муравей, два …, пять … .
Один жук, …
Один шмель, …
Одна муха, …
Одна пчела, …
Одна стрекоза, …
Одна бабочка, …
Упражнение «Чьи лапки, чья голова» (образование притяжательных имен прилагательных) (СЛАЙД 6)
Составьте предложения по образцу:
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы - … лапки, … голова.
У таракана - … лапки, … голова.
У комара - … лапки, … голова.
У шмеля - … лапки, … голова.
Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения. (СЛАЙД 7)
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 8)
Упражнение «Составь предложения». Рассмотри картинки и составь предложения. (СЛАЙД 9)
Предлоги из, под, из-под. Составление предложений с этими предлогами.
Рассмотрите схемы, сравните и запомните, в каких случаях употребляется предлог из, в каких – под, а в каких – из-под. (СЛАЙД 10 – открывать по щелчку)
Составьте с этими предлогами предложения по картинкам:
Пчела вылетает … . Пчела прячется … . Пчела вылетает … .
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД 11)
IV. Знакомство с пчелой
Отгадайте, о каком насекомом мы сейчас будем говорить? (СЛАЙД 12)
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
л |
п |
о |
е |
2 |
и |
а |
ч |
м |
2,1; 3, 2; 4,1; 1,1; 2,2.
- Что вы знаете о пчеле?
Сообщение о внешнем виде и строении пчелы (рассказ учителя или видеозапись) (СЛАЙД 13)
1. Кто изображен на картинке? 2. Кто такая пчела? 3. Назовите части тела пчелы 4. Где живет пчела? 5. Чем питается? 6. Пользу или вред приносит природе? Какую пользу или вред приносит человеку? |
Устное составление рассказа «Пчела» детьми.
Пчела – это … (домашнее животное, насекомое, птица).
У пчелы есть … (клюв, тело, хвост, голова, грудь, брюшко).
У пчелы есть … (2 лапы, 4 лапы, 6 лапок).
Пчела может летать, потому что у нее есть … (хвост, крылья).
Пчелы живут … (в лесу, на болоте, в садах, в ульях).
Пчелы питаются … (другими насекомыми, нектаром цветов, остатками пищи).
Пчела – это …(полезное, вредное) насекомое.
Пчелы приносят природе … (пользу, вред). Они опыляют растения.
Человеку пчелы приносят … (вред, пользу). Они дают … (молоко, мед, воск, мясо).
V. Итог урока
- О ком говорили сегодня на уроке?
- Почему насекомых так назвали?
- Каких насекомых запомнили?
VI. Домашнее задание
Записать рассказ «Пчела» в тетрадь.