Сценарий «По родным тропинкам»
Тема: «По родным тропинкам»
Экологическое путешествие с элементами туризма для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей с экологической тропинкой детского сада; уточнить и расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы весной, представления об экологических связях в природе; помочь детям овладеть начальными навыками туризма; развивать творческое представление, мышление, интеллект; воспитывать желание бережно относиться к природе, беречь ее.
Оборудование: глобус, сема экологической тропинки, диктофон, игрушки оригами, ведра, лейка, грабли, рассада капусты, палатка, разноцветные нитки, воздушные шары и флажки, султанчики, одноразовая посуда.
Ход занятия:
Воспитатель (смотря на глобус)
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
1 –й ребенок
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
2 –й ребенок
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!» 3 – й ребенок Остановил олень свой бег: - Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги!
Воспитатель:
Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
(Показывает глобус.)
Это всего лишь уменьшенная в сотни тысяч раз модель Земли. Наш город, например, на ней обозначен маленькой точкой. На самом деле планета Земля большая и очень красивая. Это реки, моря, океаны, горы и леса, поля и луга. Люди стремятся познать эту красоту. Для этого они отправляются в путешествия, туристические походы.
Познавать красоту земли можно Земли можно всю жизнь, а начинать нужно с самого близкого родного. Я предлагаю вам, ребята, совершить путешествие по тропинке нашего детского сада. Я буду вашим экоинструктором, а вы – туристами. Наше путешествие пройдет под девизом: Любимая наша планета Земля!
Отныне мы - дети твои и друзья.
Отныне мы все вместе – большая семья:
Цветы и деревья, птицы и я!
Во время походов туристы ориентируются по карте. Карта – это уменьшенное на бумаге изображение земной поверхности. Посмотрите, какую карту составили наши воспитатели. Мы с вами пойдем по самым интересным объектам нашего детского сада.
Поскольку путешествие наше не слишком длительное и далекое, то путешествовать мы будем налегке, без рюкзаков. Но каким бы путешествие, нужно соблюдать правила поведения. Закрепим правила поведения во время путешествия в экоигре «Паутинка» .
Экоигра «Паутинка»
Слушать инструктора.
Соблюдать дисциплину.
Не отставать.
Не ломать.
Не рвать цветы.
Не обижать животных.
Не разорять гнезда.
Не жечь костры.
Не брать домой детенышей животных.
Не вырывать грибы с корнем, оставлять грибницу; следует срезать гриб.
Не оставлять мусор.
Не загрязнять водоемы.
Не разрушать муравейники.
Беречь насекомых.
В природе все взаимосвязано. Если мы оборвем хоть одну нить, нарушается цепь в природе.
Начинаем наше путешествие.
(Дети выходят из здания детского сада. Смотрят на карту, идут по центральной аллее до первой остановки.)
Остановка «Березовая аллея»
Дети средней группы работают на участке: поливают деревья, рыхлят землю.
Подходят туристы.
Голос (запись на диктофоне). «Дорогие ребята! Наконец-то вы пришли к нам! Мы так ждали вас! Нас недавно посадили, и мы не знаем, что нужно , чтобы вырасти крепкими».
Дети-туристы: - Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусеницы. – Я дарю тебе солнышко. Пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя. Помогает листочкам окрашиваться в зеленый цвет…
- Я дарю тебе капельку воды. Пусть она капнет и умоет тебя.
- Я дарю тебе землю в почву, чтобы ты лучше росла. Пусть она кормит и поит тебя.
- Я дарю тебе бабочку. Пусть она украшает тебя своим нарядом.
Голос березки (запись на диктофоне). Спасибо вам, ребята! Мы вырастим и обязательно отблагодарим вас.
Воспитатель. А зачем нам нужны деревья – березы? (Очищают воздух, дают тень в знойные дни, березовый сок, почки, листья – лечебные.)
Ребята находят другую остановку, поют песню «Веселые туристы».
Остановка «Целебно-травяная»
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Вы прибыли на станцию «Целебно-травяная». Как вы думаете, почему она так называется?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, здесь растут лекарственные растения. А какие, вам сейчас расскажут ребята нашей группы. Видите, как они заботливо ухаживают за своими грядками!
1 – ребенок. На моей грядке посеяна календула, или ноготки. Это растение используют для полоскания горла при ангине, а так же для заживления ран.
2 – ребенок. На моей грядке растет чистотел. Он помогает при лечении бородавок и мозолей, поэтому в народе его называют бородавочником.
3 – ребенок. На моей грядке растет малина. Она хорошо помогает при простуде.
4 – ребенок. На моей грядке – ландыши. Это растение добавляют в сердечные капли.
5 – ребенок. На моей грядке крапива, в ней много витаминов. Она хорошо останавливает кровь. 6 – ребенок. На моей грядке – подорожник. Он хорошо залечивает раны. Воспитатель: Дорогие туристы, мы приготовили для вас несколько листочков подорожника. Вдруг кто-то разотрет ногу – можно приложить к ране вымытый листок растения, и ранка быстро заживет.
А еще в походе нам понадобится много сил, поэтому мы угостим вас витаминным напитком из ягод шиповника, рябины, кураги, вишни. Пейте на здоровье! Счастливого пути!
Дети пьют напиток и продолжают путешествие.
остановка «Озерная»
Дети подходят к водоему( бассейну).
Воспитатель. Мы подошли к остановке «Озерная».
Как одним словом можно назвать моря, реки, озера?(Водоемы)
- Какие бывают водоемы? (Природные и искусственные)
- Как называют водоемы, которые образовались без участия человека? (Природные)
- Какие вы знаете природные водоемы? (море, река, болото, озеро, океан)
- Как водоемы называются, которые образовались с помощью человека? (Искусственные)
- Какие вы знаете искусственные водоемы? (Пруд, водохранилище, канал)
- Какое значение имеет вода в природе? (Питье для людей и животных, используют для полива растений, среда обитания растений и животных)
- Какие животные обитают в водоемах? (Рыбы, земноводные)
4. остановка « Огородная»
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! По пути вы уже много видели, о многом узнали. Мы вам огород покажем и об овощах расскажем. На нашем огороде много грядок, а что на них, вы узнаете из загадок. Загадки не простые: вам нужно на ощупь узнать овощи (морковь, картофель, лук, редис, огурец).
- Ребята, какие блюда можно приготовить из овощей? - Чем полезны овощи? - Какими способами можно сажать овощи? - Капусту мы высаживаем рассадой. Ребята помогите нам!( Полив грядок, рыхление почвы)
- Спасибо вам, за помощь вашу – угощение – картошка, ведь какой привал без печеной картошки?!
5. остановка «Лесная»
Воспитатель. Мы пришли на остановку «Лесная». Посмотрите, какое чудо-дерево выросло на полянке. На одном дереве выросло мноро различных плодов.
Так бывает или нет?
- Почему? ( Потому что на одном дереве растут плоды разных деревьев.)
- Давайте рассмотрим плоды. С каких они деревьев?
- Какие деревья растут в нашем лесу?
- Наш поход продолжается.
Дети рассматривают карту. Следующая станция – «Спортивная»
6. остановка «Спортивная»
Дети подходят к спортивной площадке. Рассматривают полосу препятствий.
. «Паутина» - проходить, не зацепив ниточек;
. «Мост» - держать равновесие;
. «Кочки» - идти, стараясь не ставить ногу на землю;
. «Узкая тропинка» - поможет вам почувствовать плечо друга.
Воспитатель. Путешествие - это закалка организма и воли, познание красотой природы и, конечно, привал. А какой привал без костра? Давайте вспомним основные правила.
Отвечайте: «Можно» или «Нельзя».
. Разводить костры больших размеров; . Разводить костер под кронами деревьев; . Разводить костер среди сухой травы и камышей; . Очистить поляну от сушняка;
. Оставлять костер костер без присмотра;
. Уходя из леса, залить костер водой или засыпать землей;
. Для костра брать живые ветки.
- А знаете, что?...
. Один костер загрязняет воздух так, как 500 человек.
. Место под костром не зарастает 5-7 лет. Поэтому нужно пользоваться старым кострищем.
. Перед тем как засыпать костер, нужно сжечь мусор. Банки крышки и пластиковые бутылки выбрасывать в специально отведенные места.
Конкурс на лучший костер
Дети объединяются в 4 команды. Посередине поляны лежат дрова. Дети по команде заготавливают дрова и собирают костер: «шалаш», «колодец», «тяжелый».
Воспитатель. Осталось испечь в них картошку, но картошку нужно класть в угли после того, как костер погорит.
А теперь я предлагаю отдохнуть. Самый лучший отдых – активный.
Аэробика с султанчиками «Мой мир».
Воспитатель. Вот и по родным тропинкам. Какие у вас впечатления?
Ребенок.
Я узнала: что у меня
Есть огромная родня -
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок,
Звери, птицы и жуки, Муравьи и мотыльки. Все что рядышком со мною, -
Это все мое, родное.
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем?!
По окончании праздника детей угощают печеным картофелем.