Занятие «Экологическая тропинка»

14
0
Материал опубликован 3 July 2018 в группе

Экологическая тропинка

 

Цель: Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

·         Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления  об объектах    живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

·         Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

·         Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).

·         Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.

·         Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

·         Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.  

 

Материалы, инструменты, оборудование.                                                    

Кукла « Незнайка»,2 корзины для сбора шишек, листья деревьев.

 У детей тонированные листы бумаги, которые они накануне раскрасили акварельными красками: одну треть листа занимает земля (трава), две трети – небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца;    гуашевые краски, кисточки разных размеров, мягкие и щетинистые, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб,  ива, осина). Репродукция картины  И. Левитана «Березовая роща».

Ход:

Ребята  сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он узнал, что мы пойдем  на экскурсию, и  захотел  пойти с нами, чтобы мы ему показали экологическую тропу.

Мы с вами подошли к экологической тропе, находящейся на территории нашего детского сада. Экологическая тропа — это место, где мы наблюдаем за природой и бережем ее. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (ели и сосны)

 Правильно, это ели и сосны. А какое дерево выше?  (сосна)

— Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).    

А как называются листья сосны и ели? (Хвоя.)

 Ель и сосна – это хвойные деревья.

— А на какое животное похожи эти деревья? В чем заключается их сходство?

(На ежа, есть иголки.)

Да, ель на ежика похожа: еж — в иголках    елка — тоже. Кто знает загадки о хвойных деревьях?

Что же это за девица?

Ни швея ни мастерица,

Ничего  сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                                                               (елка)

Зимой и летом одним цветом

                                                               (елка)

    — Я хочу вам рассказать об этих деревьях.

Ель

Ботаники ель называют «математическим деревом». Как вы думаете, почему? (ель похожа на пирамидку)

Потому что очертания этого дерева изысканные и геометрически правильные. Еловые ветки, их еще в народе называют «лапами», загнуты вверх. Существует предположение, что крыши домов и храмов в Японии, Китае, Корее — копия еловых крон.

Хвоя елей держится на дереве 4—8 лет, в городе — 3— 4 года. Опадают иглы постепенно и незаметно. Дерево живет до 300 лет, иногда до 500 и более. Размножается только семенами. А где находятся семена ели? (В шишках.)

Еловые семена любят белки, мыши, дятлы, зяблики и клесты. Птенцы клестов выводятся зимой, и родители их кормят хвоей, немного переваренной в желудке у птицы, такой вот кашицей. И от этой еды птенцы растут здоровыми.

Мелкие птицы прячутся от хищных своих собратьев в колючих еловых ветках. А у подножия елей растет множество грибов.

Ель называют «королевой промышленности». Из нее строят корабли, дома. Поэтому раньше говорили: «Хоть изба  еловая, да сердце  - здоровое».

Из ели делают дубильные вещества, бумагу, картон, древесину, искусственный шелк, фанеру, телеграфные столбы, мебель и музыкальные инструменты (скрипки, арфы). Лучшие скрипки получались из деревьев, в которые ударяла молния. Также из ели получают витамины, масла.

— Посмотрите, что находится рядом с елью. На табличке написано название этого прибора. (Барометр)

 Может быть, кто-то из вас знает, для чего он нужен? (для определения солнечной и дождливой погоды)

 Есть барометры, которые изготовляют на заводах. По ним можно определять погоду. А наш барометр — деревянная плоская и длинная дощечка. Что на ней написано? (0,+, —)

 Обратите внимание на кончик ветви ели, на какой знак она показывает? (+)

 А теперь представьте, если пойдет дождь, капли его сядут на ветки ели. А если  капель будет много, что произойдет с  веточкой. (От тяжести капель она опустится.)

 И тогда какой знак покажет ветвь? (-)

 Правильно. А если выглянет солнце и будет ярко светить, что произойдет с капельками дождя на иголках ели? (Они испарятся.)

— Что тогда произойдет с веткой? (Она поднимется вверх.) (0)

— Но солнце светит долго, и тогда веточка выше поднимается еще вверх и показывает знак «+». Так по ветке ели можно определять влажность воздуха и погоду.

А теперь поговорим о другом хвойном дереве, стоящем на экологической тропе.

Сосна

Существует 20 видов этого дерева. Все деревья растут в Северном полушарии. Живет сосна до 4000 лет, высотой достигает 30 метров в возрасте 250 лет. Сосна и грает огромную  роль в  жизни человека. В Крыму растут корабельные сосны. Как вы думаете, почему их так называют? (Предположения детей.)

— Из таких сосен строят корабли. Еще из сосны делают мебель. Также ее используют  в  70 отраслях промышленности. Из сосны делают ванилин, из молодых шишек с сахаром варят варенье. Из нее делают бумагу, краски, лак, пластмассу, канифоль, духи, изготовляют  витамин С. Под соснами  растут разные грибы, в том числе и любимый грибниками белый гриб.

Сосну называют санитарно - гигиеническим деревом. От ее запаха гибнут микробы и туберкулезная палочка. Поэтому санатории для туберкулезных больных строят в сосновых лесах. Смола сосны укрепляет десна и зубы. А из иголок дерева делают хвойный концентрат для принятия успокоительных ванн. Вот какое это лечебное дерево (дети  трогают, нюхают ствол кору разных деревьев)

Подвижная игра «Кто быстрее наберет шишек»

Мальчикам и девочкам дается по одной корзинке и предлагается собрать шишки: девочкам — еловые, мальчикам - сосновые

 Кто это сделает быстрее. Потом идет счет шишек.

— Посмотрите, что это на нашей тропе? (Пень.)

 Пень — это остаток ствола дерева. А какое дерево здесь росло? (Предположения детей.)

 Как вы определили, какое это было дерево? (По коре дерева.)

— Вы спрашиваете, что стоит на пне? Давайте попробуем разгадать вместе.

(Осадкомер)

 Это тоже прибор. Из чего он сделан? (Из пластиковой прозрачной бутылки.)

 Что на ней нарисовано? (Черточки и цифры.)

 А что находится на дне прибора? (Вода)

 Что попадает к нам на Землю из атмосферы, кроме дождя? (снег, град)

 Как можно назвать одним словом дождь, снег, град? (Осадки)

—Для чего нужен такой прибор? (чтобы  узнать, сколько дождя выпало)

С помощью этого нехитрого прибора можно определить. Сколько дождя выпало за день, неделю, месяц и т.д.

 Как бы вы его назвали? (Дождемер)

— Поднимите вверх глаза. Перед вами еще один прибор. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)

— Как вы думаете, для чего он нужен?  (Для определения направления ветра) Стрелка прибора доказывает направление ветра, а буквы у основания прибора

помогут определить, какое направление у ветра по сторонам горизонта.

 Давайте определим, какой дует ветер. (Идет определение.)

 Какие приборы есть на экологической тропе? (Барометр, осадкомер, флюгер)

—Для чего они нужны? (Барометр – для определения погоды.)

(Осадкомер – для определения сколько осадков выпало)

(Флюгер – для определения направления ветра)

 А какие деревья еще растут на экологической тропе? (Тополь, осина, дуб береза  и т.д.)

У этих деревьев нет хвои, а есть листья.

А как их можно назвать? (Лиственные деревья)

Ребята, все деревья условно можно разделить на: хвойные деревья:  у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр лиственные деревья:  у которых листочки, береза, дуб, осина, тополь и т.д.    

Тополь

У тополя  -  высокий  ствол зеленого цвета тополиные листья   свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, поэтому листья очень   подвижны: трепещут и дрожат даже при легких порывах  ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух  от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.  Они не прихотливы и быстро растут.

Осина

Осина – это листопадное дерево с кроной округлой формы, с прямым зеленоватым гладким стволом  и желтовато -  белой кроной. Высокие, стройные  осины очень красивы. Листья дрожат на  высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, осинки переговариваются друг с другом.

Листья осины  зеленые, зубчатые по краю, на длинных черешках. Цветки мелкие, собранные в свисающие сережки.

Береза

 Береза получила свое название за белую кору. Листья березы зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

 Ива

Крупное дерево 20-25 м высотой, с мощным стволом, покрытым трещиноватой, серой корой. Очень эффектны молодые ветви, тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Листья очередные,  продолговатые, длиной до 15 см,  У ивы много разновидностей: ветла – белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да и гибкие ивовые ветки – прекрасный материал для плетения корзины и коробов.

Липа

Липа относится к семейству липовых. Это листопадное дерево с черной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. Цветки липы желтовато – белые  душистые.  Из них заваривают полезный липовый чай.  Цветет это дерево в конце июня – в начале июля.

Воспитатель напоминает детям, что кора – это одежда дерева, которая защищает его от холода.

Хорошо любоваться деревьями в любое время года, хорошо отдыхать здесь весной, когда деревья распускают листья, цветут, слышится пение птиц. В жаркий день тихо, пахнет травами. Осенью можно видеть все оттенки листвы, от желтых и желто-зеленых до багряных. Зимой на голых деревьях сразу бросается в глаза яркое оперение синиц, снегирей, свиристелей.

— Я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Воспитатель показывает детям, листок, а они должны подбежать и дотронуться до того дерева, с какого сорван лист.

Ребята, Незнайка хочет поблагодарить вас за интересную экскурсию. И просит  нарисовать красивые картины «Деревья в нашем саду». Нарисуем! Да!  

 

Комментарии
Комментариев пока нет.