12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Nelya19


Технологическая карта урока по предмету Технология.

Тема: «Прядение и ткачество»

Программа, автор (ы)

Программа основного общего образования (ID 5013578) учебного предмета «Технология» 5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Класс

5 (3 четверть)

Раздел (содержательная линия)

Технологии обработки материалов и пищевых продуктов: Технологии обработки текстильных материалов


Тема урока

Прядение и ткачество

Цель урока

Дать понятие о пряже и прядении, формировать представление о ткани как о двух системах нитей

Задачи урока

-Научить различать нить основы и утка

-Познакомить учащихся с понятиями: прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей

-Воспитать интерес к изучению предмета технология .

Тип урока

Знакомство с новым материалом

Основное содержание урока

Классификацией текстильных волокон, технология прядения, ткачество

Термины и понятия

 Прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей

Материалы к уроку

 Компьютер, проектор, экран, образцы тканей с полотняным переплетением, коллекции образцов поэтапного получения пряжи из хлопка и льна.

Планируемый результат

Личностные умения


Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Предметные умения


Л1:Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Л2:творческий подход к выполнению заданий.

Л3: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.


М1: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.

М2: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

М3: Учиться высказывать своё предположение (версию);

М4: Учиться самостоятельно работать по предложенному учителем плану.


П1.Познакомить учащихся с понятиями: прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей

П2: Сформировать целостный образ предметов окружающего мира.

П3: Продолжение и закрепление ранее полученных знаний (материаловедение).


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы


- Литература (сказка о царе Салтане , А.С. Пушкин )

-История (истории прядения, история ткацкого станка)


1)Технология 5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией

Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

2)https://youtu.be/j6MKW9AE5zE

3)https://youtu.be/O2Q6S-ZNPUw

4)https://youtu.be/hHHKG6evy2w

5) презентация

-фронтальная;

-индивидуальная;

План урока

1.Организационный момент (5 мин)

Цели деятельности: Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Актуализация знаний. Включение в деятельность (10 мин)

Цели деятельности: Подготовка учеников к работе, напомнить ранее изученные темы.

3.Постановка задачи и определение темы занятия. Включение в деятельность (5 мин) Цели деятельности: Постановка проблемы и темы урока. Сообщение новых сведений. (15мин)

4. Физкультминутка. (5 мин)

5. Практическая деятельность. (30 мин)

Цели деятельности: Урок. «Изготовление макета полотняного переплетения»

6. Осмысление и закрепление знаний. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы (7 мин)

Цели деятельности: экспресс-выставка

7. Домашнее задание. (3мин)

Технология изучения темы урока

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.

Отмечаем отсутствующих.

- У всех на парте заранее готовы принадлежности к уроку

(Приветствуют учителя)

-Прежде, чем мы приступим изучать новую тему предлагаю вам, проверить ваши знания по прошлой теме сыграв в игру «Ромашка»

– На прошлом уроке вы познакомились с хлопчатобумажными и льняными волокнами. А как из волокна получается ткань, вы знаете? Нет. Далее, мы с вами об этом и будем говорить.

- Посмотрите пожалуйста фрагмент «Сказка о царе Салтане» https://youtu.be/j6MKW9AE5zE



Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря»

(смотрят отрывок из сказки)

-Скажите пожалуйста, каким ремеслом занимаются девушки в вечернее время?

(Ответы Учащихся)

-Есть идеи, что мы сегодня будем делать на уроке?

-Тема нашего урока «прядение и ткачество». Сегодня вы познакомитесь с процессами прядения и ткачества, научитесь определять нити основы и утка. Так же новым для вас будет такое понятие: переплетение нитей, и самое простое – полотняное.

t1665510407aa.png

Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Для изготовления тканей различного назначения требуется разная пряжа. В одних случаях нужна пряжа тонкая и гладкая (костюмные или бельевые ткани), в других толстая и пушистая (фланель, байка).

Из истории прядения.

Прялка на протяжении веков была непременной принадлежностью крестьянского дома. Была она полностью деревянной, часто с узорами, вырезанными по дереву или нарисованными. Веретёна для неё тоже точили из дерева. И прядение, и ткачество были занятиями нелёгкими, утомительными. От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость.

Иначе нить получалась неровная, непрочная. Естественно, что и полотно из такой пряжи выходило далеко не первосортным. Отсюда и пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Зимними вечерами молодёжь часто собиралась на посиделки. Девушки приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе невест. Естественно, каждому хотелось, чтоб его суженая была не только красивой, но и умелой, работящей. Парни рассуждали: «Возьмёшь дуру пряху, не сошьёт мужу рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Но вот девушка по всем статьям приглянулась парню. На этот случай бытовала пословица: «Прядись куделя на этой неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут».

- Предлагаю вам посмотреть видео (Как сделать хлопковую нить) https://youtu.be/O2Q6S-ZNPUw

Задание 1 «Получение пряжи из ваты»

-Давайте с вами побудем  пряхами. Возьмем немного ваты и попробуем растянуть ее в нитки.
-Девочки, трудно вытягивать пряжу?
 (Да)

Устройство и работа ткацкого станка. Процесс получения ткани мы рассмотрим по рисунку.

t1665510407ab.png

Из истории ткачества.

Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы – горизонтальной или вертикальной – неизвестно. В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два столба врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити – основу. Уток был намотан на палочку и с её помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку.

В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От слов «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок».

Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств. Им занимались даже знатные дамы. В известном произведении «Илиада» Гомера, например, упоминается о том, что Елена, жена царя Спарты Менелая, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, придававший ему большую инерцию вращения.

- Предлагаю вам посмотреть видео (Как работает ткацкий станок демонстрация) https://youtu.be/hHHKG6evy2w -Весь процесс получения ткани можно представить в виде схемы). Сначала из волокна в процессе прядения мы получаем пряжу, затем идёт процесс ткачества, и получаем суровую ткань, которая, проходит отделку, и получаем готовую ткань.

t1665510407ac.pngt1665510407ad.png



- При раскрое швейных изделий следует учитывать направление нити основы. (Объяснение следует сопровождать показом на ткани).

Существует шесть производственных этапов изготовления ткани:

Волокно.

Нити(пряжа).

Ткачество.

Суровая ткань.

Отделка.

Готовая ткань.

4.Физкультминутка

5. «Изготовление макета полотняного переплетения». (Приложение 5) Далее вы будете выполнять макет полотняного переплетения. Для этого вам понадобится цветная бумага двух цветов, ножницы и клей и технологическая карта.

t1665510407ae.pngt1665510407af.png

- Прежде, чем приступить к работе вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. (Рассказывают ученицы).

Во время самостоятельной работы учитель следит за работой учащихся и в случае типичных ошибок проводится текущий инструктаж.

В ходе текущего инструктажа указываются правильные методы работы и пути исправления ошибок.

На заключительном инструктаже учитель анализирует деятельность работы учащихся и указывает на типичные ошибки.

6. 1.Нити, которые прокладывает челнок, называются “уточные”?

2. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются стебли растения?

3. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются стебли растения?

4. Ткань растягивается больше по долевой нити?

5. С лицевой стороны печатный рисунок виден слабо?

Проводим выставку работ.

Оставляют работы для проведения выставки недели.

Рассказывают о своих впечатлениях.

Высказывают своё мнение о проделанной работе.

Дают характеристику и оценку своим работам.

7. Выполнить работу по инструкционной карте на стр.81 учебника. Учить термины.

Всем спасибо за урок! Желаю удачи!































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.