Урок литературы в 3 классе на тему «Рассказ К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Фабеш Виктория Николаевна.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 3 «Б».
Тема урока: «Рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении на тему «Рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Дидактические средства: учебник (литературное чтение 3 класс). Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | ||||
1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) | Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Виктория Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, тетрадь, учебник. - Китайская пословица гласит «Чтение без рассуждения – скучное развлечение!». Как вы понимаете это высказывание? Поэтому мы будем сегодня с вами слушать, думать, запоминать, рассуждать, размышлять, понимать и делать для себя определенные выводы. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | | Р: определять учебную задачу; К: владеть диалогической речью. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: Попробуем прочитать с разной скоростью. Какого автора вы изучали на прошлом уроке? Этот писатель написал много интереснейших рассказов для детей и о детях. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших русских писателей –Константина Георгиевича Паустовского. Что вам известно об этом авторе? Нам с вами известен автор рассказа сможем ли мы сформулировать тему? | На уроках чтения мы учимся красиво говорить и читать. Дети слушают. Дети повторяют скороговорку. Дети пробуют и выполняют. К.Г. Паустовского Слушают. Нет. | | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: слушать и понимать речь других. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: Острые ушки, на лапках подушки, - Первое слова в заголовке – кот. - Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем). - Назовите кличку кота. - От какого слова образовалось слово «ворюга»? - Кто такой вор? - А ворюга? - Как вы думаете, почему кот – ворюга? Показ иллюстраций книг на экране. Прочитайте названия некоторых его книг. («Беспризорная кошка», «Заячьи лапы», «Похождение жука-носорога», «Растрёпанный воробей» «Жизнь замечательных животных») - Кто главные их герои? Писатель любил наблюдать за поведением животных, их поступками. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с его творчеством и прочитаем произведение "Кот - ворюга". Мы с вами узнали тему, а зная тему, кто может сказать, какова же тогда цель нашего урока? Верно, цель нашего урока: познакомиться с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». | Кот. Ворюга. Вор. Тот, кто совершает кражу, берёт чужое без разрешения. Презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает кражи. Предположения учащихся. Читают название книг. Животные. Цель: познакомиться с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». | | К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный(беседа) | А какие задачи мы с вами перед собой поставим? 1. Прочитать произведение. 2. Проанализировать его. Вот эти задачи перед нами стоят на сегодняшнем уроке. А эти задачи могут быть планом нашего урока? | Формулируют задачи: 1. Прочитать произведение. 2. Проанализировать его. Дети слушают. Да. | | Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) Частично-поисковый (анализ текста) | Мы с вами переходим к изучению нового произведения. Прежде чем его прочитать, мы должны познакомиться со словами, которые могут вам быть непонятны. Словарная работа. Ребята, давайте посмотрим может кто-то из вас знает значение этих слов. (На экране появляется слово, учащиеся дают свои объяснения, затем на экране появляется объяснение этого слова) Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Плоти́ца – маленькая плотва, речная рыба. Отчаяние – ощущение безвыходного положения. Шиворот – воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук. Чулан – Помещение в доме, служащее кладовой. Беспризорник – лишённый присмотра, бездомный, живущий на улице. Припадок – Внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни. Молодцы. Прослушивание аудиозаписи рассказа. Внимательно следите по тексту. Сейчас будет работа с текстом. Ребята, вы прослушали рассказ. Чем вам понравилось или может не понравился рассказ? - Что вас больше удивило и заинтересовало в рассказе? О чём говорится в рассказе? Хорошо, давайте мы с вами прочитаем ещё раз этот рассказ по цепочке. Итак, начинаем со страницы 86. | Дети слушают. Если дети знают значения слов, они поднимают руку и говорят. Слушают аудиозапись. Читают по цепочке по одному абзацу. | П: читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного. | К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный(беседа) Частично-поисковый (анализ текста) | - Почему это произведение можно назвать рассказом? - Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух») - Какая кличка была у кота? - Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка. О ком так говорят? - Какой оттенок у этого слова? - Какую кличку ему дали позже? - Почему же у кота были такие повадки? - Как он попался? Зачитайте. - Почему именно Ленька смог выманить кота? - Как хотели поступить с котом после того, как его поймали? - Какое решение оказалось верным? - Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким? - Кто и как помог в этом коту? | Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев. Сравнение. Ворюга. Ответы учащихся. - Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Милиционер. | П: использовать простейшие приёмы анализа текста. | П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (практическая работа) | Составление синквейна. Вам нужно составить синквейн на тему рассказа. Вспомним правило составления синквейна (слайд) 1стр. - 1 имя существительное (тема) 2 стр.- 2 имени прилагательных 3 стр.- 3 глагола, которые характеризуют действия предмета. 4 стр.- фраза из 4 слов 5 стр.- синоним к 1 слову. Посмотрите пример: Школа. Начальная, средняя. Работают, обучают, изучают. Учебное заведение для получения среднего образования. Знания. Примерный ответ: 1) кот-ворюга 2) грязный, шустрый 3) бегает, ворует, царапает 4) Он одинокий, ему нужна забота. 5) хороший друг Кто хочет прочитать свои синквейны? | Выполняют самостоятельную работу. | | Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | - Какова главная мысль этого произведения? - Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания? | Ответы детей. | | К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять обобщение изученного. | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Ребята, сегодня мы с вами познакомились с интересным произведением. Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли свое цели? А теперь давайте вернёмся к задачам: 1. Прочитать произведение. 2. Проанализировать его. Все ли задачи мы с вами решили? Хорошо, это значит мы с вами продуктивно поработали на уроке. Продолжите фразу: «Сегодня на уроке…: Я понял, что… Мне захотелось… Я задумался о… Хорошо, ребята. Мы сегодня продуктивно поработали, вы все молодцы. А теперь давайте запишем домашнее задание: вам нужно нарисовать кота в начале рассказа и в конце, подписать свои иллюстрации словами из текста. Спасибо за урок, до свидания. | Дети слушают. Да. Да. Дополняют предложения. Дети записывают домашнее задание. До свидания. | | К: слушать и понимать речь других. Р: осуществлять самооценку. | Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; |
группа:
Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2 группа:
Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
3 группа:
1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные к слову ворюга.
Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.
Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.
12