Урок литературы в 3 классе на тему «Рассказ К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"»

3
0
Материал опубликован 27 April 2022


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Ф.И.О. Фабеш Виктория Николаевна.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 3 «Б».
Тема урока: «Рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока:
первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении на тему «Рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

Формировать умения: читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного.

Формировать умения: использовать простейшие приёмы анализа текста.

Предметные:

Уч-ся научатся:

читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного.

Уч-ся получат возможность научиться:

использовать простейшие приёмы анализа текста.

Развивающие

Формировать умение: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.





Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации в тексте, осуществлять анализ, осуществлять обобщение.





Формировать умение владеть диалогической формой речи, слушать и понимать других;

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

Уч-ся получат возможность научиться:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

Уч-ся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации.

Уч-ся получат возможность научиться:

осуществлять обобщение;

осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

владеть диалогической формой речи;

слушать и понимать речь других.


Воспитательные:

Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Воспитывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства: учебник (литературное чтение 3 класс).

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация.




ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Виктория Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, тетрадь, учебник.


- Китайская пословица гласит «Чтение без рассуждения – скучное развлечение!». Как вы понимаете это высказывание?

Поэтому мы будем сегодня с вами слушать, думать, запоминать, рассуждать, размышлять, понимать и делать для себя определенные выводы.

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.



Р: определять учебную задачу;



К: владеть диалогической речью.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)













Наглядный (демонстрация)










- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка:

Попробуем прочитать с разной скоростью.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Какого автора вы изучали на прошлом уроке?

Этот писатель написал много интереснейших рассказов для детей и о детях. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших русских писателей Константина Георгиевича Паустовского.

Что вам известно об этом авторе?

Нам с вами известен автор рассказа сможем ли мы сформулировать тему?

На уроках чтения мы учимся красиво говорить и читать.

Дети слушают.









Дети повторяют скороговорку.


Дети пробуют и выполняют.



К.Г. Паустовского


Слушают.



Нет.


























Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.











К: слушать и понимать речь других.




Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному.






















3. Выявление места и причины затруднения

Словесный(беседа)


Наглядный (демонстрация)


Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами.

Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.

- Первое слова в заголовке – кот.

- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

- Назовите кличку кота.

- От какого слова образовалось слово «ворюга»?

- Кто такой вор?

- А ворюга?


- Как вы думаете, почему кот – ворюга?







Показ иллюстраций книг на экране. Прочитайте названия некоторых его книг. («Беспризорная кошка», «Заячьи лапы», «Похождение жука-носорога», «Растрёпанный воробей» «Жизнь замечательных животных»)

- Кто главные их герои?

Писатель любил наблюдать за поведением животных, их поступками.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с его творчеством и прочитаем произведение "Кот - ворюга".


Мы с вами узнали тему, а зная тему, кто может сказать, какова же тогда цель нашего урока?


Верно, цель нашего урока: познакомиться с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».










Кот.








Ворюга.


Вор.

Тот, кто совершает кражу, берёт чужое без разрешения.

Презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает кражи.

Предположения учащихся.

Читают название книг.








Животные.









Цель: познакомиться с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».



К: владеть диалогической формой речи.
















































Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный(беседа)

А какие задачи мы с вами перед собой поставим?

1. Прочитать произведение.

2. Проанализировать его.


Вот эти задачи перед нами стоят на сегодняшнем уроке.

А эти задачи могут быть планом нашего урока?

Формулируют задачи:

1. Прочитать произведение.

2. Проанализировать его.


Дети слушают.


Да.











Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.


Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5. Реализация построенного проекта

Словесный(беседа)










Наглядный(демонстрация)


































Частично-поисковый (анализ текста)






Мы с вами переходим к изучению нового произведения.


Прежде чем его прочитать, мы должны познакомиться со словами, которые могут вам быть непонятны.


Словарная работа.

Ребята, давайте посмотрим может кто-то из вас знает значение этих слов.

(На экране появляется слово, учащиеся дают свои объяснения, затем на экране появляется объяснение этого слова)

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Плоти́ца – маленькая плотва, речная рыба.

Отчаяние – ощущение безвыходного положения.

Шиворот – воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Чулан – Помещение в доме, служащее кладовой.

Беспризорник – лишённый

присмотра, бездомный, живущий на улице.

Припадок – Внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни.

Молодцы.

Прослушивание аудиозаписи рассказа. Внимательно следите по тексту.

Сейчас будет работа с текстом.

Ребята, вы прослушали рассказ.

Чем вам понравилось или может не понравился рассказ?

- Что вас больше удивило и заинтересовало в рассказе?

О чём говорится в рассказе?

Хорошо, давайте мы с вами прочитаем ещё раз этот рассказ по цепочке.


Итак, начинаем со страницы 86.

Дети слушают.








Если дети знают значения слов, они поднимают руку и говорят.

































Слушают аудиозапись.




Читают по цепочке по одному абзацу.


















































П: читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного.













































К: слушать и понимать речь других.



К: владеть диалогической формой речи.



Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
















6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный(беседа)

Частично-поисковый (анализ текста)


- Почему это произведение можно назвать рассказом?





- Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)




- Какая кличка была у кота?

- Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка.

О ком так говорят?

- Какой оттенок у этого слова?





- Какую кличку ему дали позже?

- Почему же у кота были такие повадки?

- Как он попался? Зачитайте.

- Почему именно Ленька смог выманить кота?

- Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?

- Какое решение оказалось верным?

- Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?

- Кто и как помог в этом коту?


Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.




Сравнение.





Ворюга.


Ответы учащихся.


- Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора.


Милиционер.













П: использовать простейшие приёмы анализа текста.


П: осуществлять анализ объектов.


К: владеть диалогической формой речи.



Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.



7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический (практическая работа)


Составление синквейна.

Вам нужно составить синквейн на тему рассказа.

Вспомним правило составления синквейна (слайд)

1стр. - 1 имя существительное (тема)

2 стр.- 2 имени прилагательных

3 стр.- 3 глагола, которые характеризуют действия предмета.

4 стр.- фраза из 4 слов

5 стр.- синоним к 1 слову. Посмотрите пример:

Школа.

Начальная, средняя.

Работают, обучают, изучают.

Учебное заведение для получения среднего образования.

Знания.

Примерный ответ:

1) кот-ворюга

2) грязный, шустрый

3) бегает, ворует, царапает

4) Он одинокий, ему нужна забота.

5) хороший друг

Кто хочет прочитать свои синквейны?

Выполняют самостоятельную работу.


















Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.





















8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую?

- Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?


Ответы детей.


К: владеть диалогической формой речи.

П: осуществлять обобщение изученного.


9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с интересным произведением.

Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли свое цели?

А теперь давайте вернёмся к задачам:

1. Прочитать произведение.

2. Проанализировать его.

Все ли задачи мы с вами решили?


Хорошо, это значит мы с вами продуктивно поработали на уроке.

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке…:

Я понял, что…

Мне захотелось…

Я задумался о…

Хорошо, ребята. Мы сегодня продуктивно поработали, вы все молодцы.


А теперь давайте запишем домашнее задание: вам нужно нарисовать кота в начале рассказа и в конце, подписать свои иллюстрации словами из текста.

Спасибо за урок, до свидания.

Дети слушают.




Да.








Да.



Дополняют предложения.






Дети записывают домашнее задание.



До свидания.


К: слушать и понимать речь других.










Р: осуществлять самооценку.



Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;









группа:

Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2 группа:

Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

3 группа:

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные к слову ворюга.



Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.

12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.