12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бармина Галина Вадимовна48
Россия, Еврейская АО, Двуречье
3

Открытый урок литературы в 6 классе «Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Открытый урок литературы в 6 классе

Учитель русского языка и литературы

Бармина Галина Вадимовна

Тема урока. Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тип урока: урок-размышление.

Цель урока: формирование у учащихся нравственных понятий о добре и зле, чуткости и бездушии на основе анализа прочитанного произведения; подвести учащихся к пониманию ответственности за свои поступки

Образовательные:

Формировать умение анализировать прочитанное произведение, пользоваться текстом для аргументации собственного мнения; уметь видеть характерные черты каждого героя;

Развивающие:

Развивать умение анализировать отдельные эпизоды произведения; развивать интерес к изучению произведений К.Г. Паустовского; проанализировать сказку, побудить их к размышлению о том, что такое добро и зло;

Воспитательные:

формирование умения слушать друг друга, формирование следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Оборудование: учебник литературы под ред В.Я. .Коровиной , выставка книг писателя, иллюстрации к произведению.

Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, групповая работа, выборочный пересказ, выборочное чтение, индивидуальная исследовательская работа.

Словарная работа: литературная сказка, сюжет, эпизод, пейзаж, олицетворение, эпитет, милосердие, теплый.

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста; подбор материала из художественного текста.

Структура урока

1.Организационный момент. Осмысление содержания притчи

2.Целеполагание.

3.Актуализация знаний.

4.Работа с текстом произведения. Работа в группах.

5.Физминутка.

6.Первичное закрепление.

7.Рефлексия.

8.Домашнее задание.

Ход урока.

На доске два эпиграфа.

«Доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить, и невозможна сама жизнь».

«Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр.Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек»

К. Г. Паустовский

1.Организационный момент.

Цель: настроить учеников на учебную деятельность.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок размышление о прочитанном произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Начать урок мне захотелось с одной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:….

Учитель: Как вы думаете, что ответил старик?

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я начала наше общение со знакомства с этой притчей?

- Какого волка проще вырастить в себе?

2. Целеполагание. Формулирование целей и задач урока

- О чем заставила задуматься сказка Паустовского?

- Как вы думаете, почему сказка получила такое название?

Дайте определение сказки.

Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Назовите особенности народной сказки. Ответы учащихся:

        автор неизвестен,

существует в устной форме,

у нее может быть несколько вариантов)

- К какому виду сказки вы отнесете сказку «Теплый хлеб»?

- Чем литературная сказка отличается от народной?

У литературной сказки есть один автор, она существует в письменной форме, у нее только один вариант.

- Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

Учитель. - Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной?

- Почему автор дал сказке такое название? (ответы учащихся) А как бы вы ее назвали? Почему?

- Что значит « слово теплый»?

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый
Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Хорошо защищающий тело от холода.
Не знающий морозов, южный.
Имеющий отопление.

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7).

Нагретый, дающий или содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.

Хорошо защищающий тело от холода.

Имеющий отопление.

Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

3. Актуализация знаний..

Учитель. Назовите героев сказки. (Филька, его бабушка, Панкрат, раненый конь, жители деревни, природа)

Цель: проверка усвоения материала, развитие умения формулировать свои мнения, аргументировать его,

4. Работа с текстом произведения

Цели: развитие умения анализировать прочитанное произведение, цитировать его, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся;

- Почему герои, которых вы назвали являются главными?

Прочитайте каким Паустовский показал Фильку в начале сказки?

Работа в группах. Первая группа. Описание Фильки.

Чтение с остановками.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя. Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

- Что вы можете сказать об этом мальчике? Каким вы его увидели? Почему он так себя ведет?

- Как зовут его в Бережках?

(Филька хочет, чтобы его никто не беспокоил, он никого не любит, даже от бабушки также отговаривается. )

Анализ описания природы.
- Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа.

Вторая группа. Природа в начале сказки.

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

- На что автор обращает наше внимание, описывая природу?

- А что делается в Филькиной душе?(злится на всех, показывает, что всем недоволен, даже о бабушке говорит «Да ну тебя! Надоела!»

- Зачем Паустовский прибегает к приему антитезы?

- Что случилось, когда Филька обидел раненого коня?

- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

 Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Первичное закрепление знаний.

Продолжаем чтение. В один из таких тёплых серых дней…. До слов …Иди, копай!

Учитель. Люди во все времена очень бережно относились к хлебу т понимали, что хлеб- это их богатство. К хлебу относились с глубоким почтением. А как поступил Филька.

Вам не кажется, что природа наказывает его еще и за такое обращение с хлебом?

Как Филька назвал коня в злобе? (Христарадник)

Что обозначает слово “Христарадник”?(Человек, который просит подаяние Христа ради)

Проверка домашнего задания. (первая группа)

Поведение Фильки(цитаты)

Как реагирует конь на Филькин поступок

- нехотя встал,

- «Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам.

- На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

злорадный окрик

- раненый конь постучал мордой в калитку;

- конь потянулся к хлебу;

- Конь отшатнулся, замотал головой

Слеза скатилась у коня из глаз

- Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться?

- Как повел себя раненый конь и почему? Как природа отреагировала на поступок Фильки?

Третья группа. Рассказ о раненом коне

Чтение с остановкой.

Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца

….всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Учитель. Зачитайте, вторая группа, какие цитаты вы выделили. ( кругом мело и хлестало в глаза, Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни, ревела, обезумев, метель

- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок? Почему он страшно испугался?

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» — и прислушался., но сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

- Что слышит мальчик в этом завывании?

- Какие выразительные средства использовал автор в описании природы в Бережках?( эпитеты, метафоры, олицетворения. Выпишите их в тетрадь)

Эпитет- это слово или выражение (синтаксическое целое) в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то присуще лишь ему одному

Метафора- слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Олицетворение-– изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

- Почему Филька не смог рассказать бабушке о том, что это он виноват в том, что свирепствует непогода?

-Когда домой возвращается бабка, про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказывает?

- Как Филька отнёсся к ее рассказу?( заплакал от страха; кричал на мышей, вылезающих из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

- Чем похожи история притчи, которую вы услышали от меня, и содержание поверья, рассказанного бабкой.

— От охлаждения сердца, — ответила бабка, помолчала и добавила: — Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

— Чего ж теперь делать, бабка? — спросил Филька из-под тулупа. — Неужто помирать?

— Зачем помирать? Надеяться надо.

— На что?

— На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

— А как его исправить? — спросил, всхлипывая, Филька.

— А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо.

- Почему Фильку испугала фраза «от охлаждения сердца»? Как вы ее объясните? Можно ли считать, что эти слова тронули душу мальчика и растопили в ней лед?

-Когда Филька понял сою вину перед конем и перед всей деревней? К кому советует обратиться бабушка?

— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих.

Учитель. Посмотрите, ребята, опять мы видим, как ведет себя маленький герой.

- Можем ли мы говорить о том, что в его характере видны изменения.

- Кто скажет, в чем они выражены?( нет той злости в голосе, он говорит про Панкрата и сразу же задумывается, «затих» пишет Паустовский.

Работа с текстом. Первая группа Чтение со слов

«Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

— Садись к печке, — сказал он. — Рассказывай, пока не замёрз.

- Легко ли ему было решиться обратиться за помощью к Панкрату? Как проходит объяснение Фильки с Панкратом?( Филька сопел, вытирал рукавом глаза)

— Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? — спросил Филька.

— Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

- Почему ребята откликнулись на его просьбу?

- Какой урок извлек Филька из своего поступка и что смог понять?

Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

Учитель. Впервые, может быть, Филька задумался над самым главным: как исправить то, что он натворил. Обдумав своё поведение, он идет ко всем ребятам за помощью. У героя меняется даже интонация в голосе, что говорит в первую очередь об изменениях, произошедших и в его душе. (Но первый и самый главный шаг сделал сам Филька)

Зачитаем в тексте.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустотажгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

- Как вы считает, почему автор, описывая ужас морозной ночи упоминает о колючести воздуха?( он проводит сравнение поведения Фильки и его отношения к людям, он ведь тоже своими «колол» всех и его фраза «Да ну тебя!»)

- Кто помог Фильке заслужить прощение коня?(дети, старики и даже сорока)

-Почему в конце сказки мы не слышим любимую Филькину фразу?( читаем пример из текста «Сцена прощения». Какие ключевые слова вы выбрали, которые характеризуют и Фильку и коня?

«Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб- соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята. — Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж, — сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Филька. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

Не пужайся, Мальчик! Филька — не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял, наконец, хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались..

Вторая группа. Описание природы

- О чем трещала сорока? Что она хотела рассказать?

А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся

Учитель. Вернемся к тексту. Проследите по тексту, как меняется природа к концу сказки

- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж?

«В морозные дни солнце… Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Учитель. Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль.

Вторая группа. Анализ описания природы в конце сказки

- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?

В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».

Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее».

Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.

- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.

- Какой же все- таки волк победил в Фильке? Можем ли мы сказать, что Филька многое понял и вынес урок из случившейся истории. Легко ли ему дается понимание важных нравственных ценностей, таких как добро, раскаяние, сострадание? Сложен ли был его путь к раскаянию?

«Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост».              (А.И. Солженицын)

Сделаем вывод.

- Итак, в чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

Учитель.

Злое дело обязательно надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никому и никогда.

Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Вывод. - Как вы думаете, ребята, понял ли Филька, что «Доброта- бесценное человеческое качество»?

7. Рефлексия.

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Заинтересовали ли вас затронутые проблемы?

- Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?

8. Домашнее задание.

Мини-сочинение на тему «О чем заставляет задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.