Проведение урока литературы в 9 класе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»
МОУ "Урусовская СОШ"
Учитель русского языка и литературы
Родькина Н.Н.
2015 год
Открытый урок в 9 классе
Тема урока: Тема Родины в лирике С.А.Есенина.
Цели урока:
Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве;
показать, что тема родины – ведущая в творчестве поэта;
развивать интерес к личности и творчеству С. А. Есенину, навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта, образное мышление и познавательную активность учащихся;
воспитывать чувство восхищения родной природой, духовно-нравственную культуру учащихся.
Ученица. Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы сестры русского рассвета —
Сбежались у околицы села:
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло — он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже —
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на́ плечи села.
И в ельнике ему горели свечи,
И в городе земля его звала...
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его — Россия —
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин — то не просто имя, —
России стихотворная душа.
Т. Зубкова
Учитель. С. А. Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах, вспоминал он в 1925 г. в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Ученик. Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой...
Учитель. И снова строчка из автобиографии: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам».
О чем же его стихи?
Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины основное в моем творчестве».
Ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная...» (с. 89 учебника.).
Анализ стихотворений «В хате», «Гой ты, Русь моя родная!» (15)
А давайте прочитаем стихотворение «Гой ты, Русь моя родная!» (Выразительное чтение)
Обратите внимание на значение слов! !(слайды с лексическим значением слов, чтение)
Гой ,ризы, спас ,стежка , корогод , лехи, рать .
Выпишите слова, которые создают картину этого стихотворения!
Как меняется пространство в этом стихотворении?(Не ограничивается домом)
К какому выводу приходит поэт? (Рай у ног твоей матери)
Вывод: любовь к дому, к «малой родине» перерастает в большое и трепетное чувство к родной стране!
Что же такое для поэта родина? (родные поля, леса, долины, дом, околица, деревня, край)
Учитель. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. «Россия... Какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то...»
Ученик. Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Ученица. «Нет поэта без Родины», — говорил Есенин. Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимым.
О, Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
(Из стихотворения «Запели тесаные дроги...»)
Учитель. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.
Ученик читает стихотворение «Край ты мой заброшенный…» (с. 90 учебника).
Учитель. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей родины и тогда, когда
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось...
и тогда, когда она превращается в
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз...
С родиной у Есенина связана и лучшая метафора — «страна березового ситца».
Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу...».
Ученица. Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке...», «Словно белою косынкой подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...».
Звучит песня «Отговорила роща золотая...»
Учитель. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы — одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.
Создание положительного эмоционального фона, настроя на творческую работу. Прослушивание записи песни на стихи С. А. Есенина «Над окошком месяц…» в исполнении В. К. Трошина) (5 мин )
А теперь я предлагаю вам мысленно перенестись в родное село русского поэта. Послушайте песню на стихотворение С. А. Есенина «Над окошком месяц…» и поделитесь своими впечатлениями, подумайте, какую картину вы написали бы к этой песне.
Прослушивание записи песни на стихи С. А. Есенина «Над окошком месяц…»
Каковы ваши впечатления от прослушанной песни?
(Хочется пробежаться по полю, обнять кого-то из родных, зарыдать, выплакать накопившуюся печаль).
Какую картину вы создали бы, прослушав песню?
(Мокрая от росы трава, фыркает конь на мокром лугу, умолк за деревней трактор, деревня отдыхает после трудового дня. Бесконечные поля и леса, хлеб, зерно, реки и озера, тихая церквушка, покосившийся плетень, одинокая песня иволги.)
Практикум по поэзии С. Есенина (15)
Итак, образ родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Даже в звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее!
Как же создается образ родины в творчестве поэта?
Дома вы должны были перелистать страницы есенинских сборников и понаблюдать ,какие цвета, звуки, запахи, преобладают в его стихотворениях.
1 группа, какими цветами наполнены стихотворения Есенина? (Синий, розовый, алый, малиновый, золотой, медный)
Что они символизируют?(Жизнь, любовь, красоту, юность, зрелость)
Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях?(Синий, золотой)
Как вы думаете, почему?(Цвет неба, солнца –символ вечной жизни, бесконечной красоты, совершенства)
Какое средство художественной выразительности передает яркую цветопись в стихотворениях? (эпитет)
Приведите примеры! («Синий вечер», «алый свет», «золотая листва», «розоватая вода» , « пожар голубой»)
2 группа, какими запахами наполнены стихотворения С. Есенина? (мед, смола, сосна, дым, травы, яблоки)
Почему стихотворения наполнены именно этими запахами? (Все эти запахи передают атмосферу с деревенской жизни, простого крестьянского быта, который так дорог был поэту )
Какой предстает природа у Есенина? (Олицетвореннная)
Как называется такое средство выразительности, когда природа наделяется свойствами живого человека? (Олицетворение)
Приведите примеры! («Шепчет ветер», «нашептал ковыль», «дремлет взрытая дорога», «поет зима -аукает»
Сложился ли в вашем представлении образ родины в стихотворениях С. Есенина?
Звучит песня «Над окошком месяц...». Выходит ученик, и под песню читает отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют…» (из книги «Затеси» или из журнала «Литература в школе» (1989. № 2. - С. 40.))
Ученик. «...Плачет тальянка, плачет...
Только не там, не за рекою, а в сердце. И видит все в исходном свете.
Дальний плач тальянки, голос одинокий...
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его...
А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью...
На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба!
Уймись, велеречивый оратор!
Не кривляйтесь, новомодные ревуны!
Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!»
Творческое задание (Запись на доске) (5 мин)
Поделитесь впечатлениями, какой представляется родина в стихотворениях С. Есенина, с помощью следующего задания. Продолжите предложение: «Есенинская Русь – это русская деревня, крестьянская изба…»
«Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и сила, и «синее» что-то!» -говорил С.А. Есенин о горячо любимой Руси.
7.Итог. (1 мин.) Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира природы –родины. Мы начали урок со слов С. Есенина, закончим тоже его словами: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине»
8.Оценки. (1 мин.)
9.Домашнее задание. (1 мин.) выучить одно из стихотворений наизусть, мини-сочинение "Что для меня является родиной"