Конспект урока литературы «Философская лирика в произведении С.Есенина «Письмо к женщине»» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 15 February 2017

МБОУ «Шалдежинская ОШ»


 

Конспект урока литературы.

  9 класс.

Философская лирика в произведении С.Есенина "Письмо к женщине"


 


Выполнила: Кокорева И.А( учитель русского языка и литературы )


 

 2015г.

Конспект урока литературы в 9 классе на тему: Философская лирика в произведении С.Есенина «Письмо к женщине».

Кокорева Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1)Анализ поэмы С.Есенина «Письмо к женщине» с целью определения мировоззрения поэта последних лет жизни.

2)Проследить 2 линии (любовную и философскую) в произведении .

3)Развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста. Развитие устной речи учащихся, логического мышления, умения видеть художественные средства и делать вывод.

        4) Воспитание интереса к творчеству поэта, воспитание любви к Родине.

Оборудование:

-портрет С.Есенина

-фотографии З.Райх с детьми

-иллюстрации к стихотворению

-музыкальное сопровождение

Ход урока.

Слово учителя: Сегодня на уроке пойдет разговор о философской и любовной линии в произведении Сергея Есенина «Письмо к женщине».

Мы с вами будем анализировать произведение С.Есенина «Письмо к женщине» с точки зрения его философской направленности.

Некоторые из вас получили индивидуальные задания : сообщения по темам:

Дать понятие «философская лирика».

(Под философской лирикой мы понимаем стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное «Я» автора ведет своеобразный диалог с Миром – с человеком, с природой, землей, вселенной, Богом.)


История создания стихотворения «Письмо к женщине». (кем, когда написано , кому посвящено).

Художественно-философский мир Есенина под влиянием событий 20 века (выделение периодов (этапов) в творчестве Есенина, отношение к революции в

разное время).

Жанр произведения «Письмо к женщине».

Домашнее задание для всех: Выразительное чтение стихотворения с анализом.

Выступления учеников:

Прослушивание произведения.

Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.

Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине).

Чему посвящено произведение? Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае - конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны

Какие 2 линии прослеживаются в стихотворении?

Анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине" показывает, что в нем сплетаются 2 линии, 2 пласта: общественное и личное, любовь к родине и любовь к женщине. Оно начинается личным воспоминанием. Лирический герой описывает сцену расставания с любимой женщиной, которая бросала ему в лицо горькие и резкие обвинения. Женщина хотела расстаться с ним, так как считала, что ему пора приняться за дело, что его измучила ее "шальная жизнь". Лирический герой в ответ выдвигает свои обвинения. Она просто его не понимала, не могла понять душевного разлада, а также трагедии в мире, когда безвозвратно в прошлое уходит одна страна, а что-то неизведанное и совершенно новое приходит ей на смену. (Прочтение отрывка)

Сколько частей в поэме?

Работа с текстом.
( Можно выделить 2 части, проводя анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине". - Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»). "Теперь" и "тогда" разделяет не только соотношение временное - это как будто две расколовшиеся половинки души лирического героя: надежда обрести смысл жизни, связанная с осознанием им своего "Я", и мучительное непонимание того, что происходит вокруг.           Первое пятистишие  второй части наводит на размышления о единстве времени и места. В «Письме к женщине» время повернуто интересным образом: в начале стихотворения из настоящего поэт переносит нас в прошлое, в воспоминания, середина (со слов «теперь года прошли») олицетворяет собой настоящее (при этом строка « я вспомнил вашу грустную усталость» вновь отсылает нас к прошедшим событиям), а в последней секстине поэт желает счастья своей любимой в будущем. Прошлое и будущее сошлись для автора письма в настоящем.

Как называется этот прием?
Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д. (Запись в тетради)

Каковы особенности стихотворного размера?
( Размер двухсложный, с ударением на втором слоге - ямб). (Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения, а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:

Я стал не тем, Кем был тогда...

Простите мне... Я знаю: вы не та.)

Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?

Герой приближен к автору. Но герой - не поэт. «Зрело знающий работу» показывает возраст, человек сложившийся встречает роковое время, ему трудно принять «новую жизнь». Нет и акцента на творческом начале личности, нет чувства родства с природой и своей землей. Герой не автор, а воплощение образа человека, ищущего путь в «развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.

От какого лица идет повествование?
( От первого.)

Благодаря этому чувствуется исповедальная интонация, из-за чего повествование приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…».

Что искал герой?
1)( Понимания, любви и ответ на вопрос : «Куда несет нас рок событий?» ).

2) Ответа на вопрос ( вопрос философский): Что происходит? Попытка разобраться и осмыслить происходящее. 

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

 

        Эти слова впоследствии стали известным афоризмом. Как прав был поэт… Только спустя годы  можно по-настоящему оценить случившееся.  Такую попытку и  делает Есенин в следующих строках  своего письма, используя развернутую метафору:

 

Земля – корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Что подразумевает поэт в этих строках?

 Под кораблем «в плачевном состоянии» подразумевается мир после I Мировой войны, под «русским кабаком» - Россия, под «кипящей морской гладью» - период революций 20-х годов, в том числе и Октябрьской в России, а большевики, пришедшие к власти, названы «кем-то», кто  изменил в стране все.

       Есенин тоже считает себя членом команды корабля. Наблюдая, что происходит с людьми в это жестокое время, герой:

Cпустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту...

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В  угаре пьяном.

 Какую страшную жизненную истину открыл для себя поэт? Как было с этим жить? Воспоминания о трагическом времени, о боли, причиненной любимой,  терзают героя стихотворения.  Прошлое, незабытая любовь, не дают ему покоя, он мечется, то оправдывая себя, то признавая свою вину перед любимой:

 

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых.

 Как построено стихотворение? Какой прием использует автор?

         Следующая секстина повторяет 4 cтрофу стихотворения:  автор строит  письмо, используя кольцевую композицию внутри первой части стихотворения (до отточия) для передачи cвоего душевного состояния.

Посмотрим на первое пятистишье второй части . На какие размышления наводит эта часть стих-я?

Первое пятистишие  второй части наводит на размышления о единстве времени и места В «Письме к женщине» время повернуто интересным образом: в начале стихотворения из настоящего поэт переносит нас в прошлое, в воспоминания, середина (со слов «теперь года прошли») олицетворяет собой настоящее (при этом строка « я вспомнил вашу грустную усталость» вновь отсылает нас к прошедшим событиям), а в последней секстине поэт желает счастья своей любимой в будущем. Прошлое и будущее сошлись для автора письма в настоящем.

Как изображается место совершения действия в стихотворении?

В первых строках Есенин рисует комнату, где происходило объяснение, затем она  то расширяется до масштабов Земли-корабля, то сужается, уже до трюма-кабака, и снова вырастает до масштабов страны, в которой «теперь» совершенно иначе ощущает себя герой, готовый «за знамя вольности и светлого труда… идти хоть до Ла-Манша».

Cтроки: «Теперь года прошли, я в возрасте ином» говорят о том, что с изменением власти и порядков в стране изменился и он сам:

И чувствую и мыслю по-иному…

Хвала и слава рулевому.

И конечно, с большой долей самоиронии звучат слова героя о том, что теперь « в Советской стороне» он «самый яростный попутчик». Кстати, на идеологическом языке эпохи слово «попутчик» означало классовую чужеродность, политическую незрелость. И Есенин был согласен с такими определениями в свой адрес. .

О чем мы узнаем далее?

Далее мы узнаем причину написания письма. Особо бросается в глаза, что поэт вспомнил не отношения с этой женщиной, не разрыв с ней, а именно ее «грустную усталость», оставшуюся в его душе немым укором. Поэт горд собой, рад, что несмотря на «предсказание» любимой  женщины о том, что его «удел катиться дальше, вниз», в конце концов он «избежал паденья с кручи.  Теперь в Советской стороне… самый яростный попутчик». Теперь , когда автор-герой «стал не тем, кем был тогда», он понимает, что все могло бы сложиться по-другому. Герой хорошо знает, как сложилась судьба любимой и с горечью констатирует:


 

…вы не та –

Живете вы

С серьезным, умным мужем:

Что  не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

 С помощью антитезы Есенин вновь, как и в начале стихотворения, противопоставляет теперь уже обновленного себя  и любимую женщину, приходя к выводу, что и сейчас их счастье невозможно. И дело не только в том, что героиня замужем: они разные люди, и у каждого своя жизненная дорога. Но главное – слово произнесено: «Простите мне…» .

  Чем же заканчивается стихотворение?

   Последняя секстина, благодаря красивому развернутому сравнению, звучит совсем по-пушкински:  как благословение этой женщине. 

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

 Как вы думаете, чувства героя остыли?.

          Строки, которыми подписался поэт,  дают полное представление о  его чувствах, не  остывших со временем, но вместе с тем, деликатных  и не компрометирующих любимую.

Итоги урока: Стих далеко не только о любви, скорее любовная история является полотном на котором рисуется картина мира.

        «Письмо к женщине», написанное Есениным в последний год жизни,  по праву считается вершиной его поэтического наследия о любви и произведением, занимающим особое место не только в  лирике поэта, поэзии Серебряного века, но и в наших сердцах.

Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…». «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой. А «Письмо к женщине» мы можем услышать в современной аранжировке в исполнении Миши Маваши.

Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.