12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Евстратова Раиса Ивановна19 Работаю педагогом - психологом в МОУ "УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №244 Г. ДОНЕЦКА" Украина, ДНР, г. Донецк |
Тема: «Толерантность»
Подготовила: Евстратова Р.И., педагог-психолог первой квалификационной категории МОУ «УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №244 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Тема: «Толерантность»
Цели:
создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в классе;
повышение внутриклассного доверия и сплоченности членов класса;
осознание многообразия проявления личности каждого участника в групповом взаимодействии;
развитие способности к самоанализу, самопознанию:
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки класса;
ознакомление с понятием «толерантность», «толерантная личность»;
обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.
Оборудование: листы ватмана, цветные маркеры, мяч, раздаточный материал.
Ход занятии
Принятие правил группы.
Ребята! Вы все прекрасно знаете правила поведения в школе, на уроке. Например, сидеть ровно за партой, поднять руку, если хочешь ответить, не разговаривать во время объяснения учителя на уроке. В нашем занятии тоже есть правила и мы сейчас их будем устанавливать, а вы мне будете в этом помогать:
открытая доброжелательная атмосфера;
доверительная и безопасная обстановка;
уважение мнения каждого.
Теперь, когда мы приняли и установили все правила, можем начать наше занятие, а начнем его с комплиментов.
Упражнение «Комплименты»
Сейчас вы по кругу будете бросать друг другу мячик при этом дарить комплименты (дети закончили играть).
Вопросы для обсуждения:
Приятно ли дарить комплименты?
Что приятнее дарить или получать комплименты?
(обсудили)
У всех вас получились разные ответы. Это произошло потому, что все вы тоже разные.
«Что моя вещь знает обо мне?»
- Вы знаете, что все люди разные, а чем они отличаются? (дети отвечают). Давайте мы узнаем о вас, о ваших качествах. Для этого мы поиграем в игру, где вы нам расскажете о себе от имени вашей вещи, например: свитера, брюк, юбки и т.д.
Работа с ситуацией.
(Разыграть ситуацию, которая проявляет нетерпимость)
Дети! Из этой ситуации, что вы увидели? (грубость, неуважение, невежество, нетерпимость). Давайте мы ее переиграем, таким образом вы проявили терпимость по отношению к другом человеку. Вот это принятие другой личности, уважение называется «Толерантность».
Итак, тема нашего занятия «Толерантность».
Беседа о толерантности.
Теперь, когда вы узнали свои качества и качества своих товарищей, и вообще, что люди все разные и когда расходятся мнения у людей, то это говорит о разных типах характеров и темпераментов. Я думаю, что вы готовы относится друг к другу с терпимостью и уважением, принимать личность другого человека, а это и есть толерантность.
В переводе с английского языка - это готовность и способность принять личность другого человека.
С французского - уважение прав человека, его религиозных и политических взглядов.
С китайского - великодушие к другим.
С арабского - милосердие и всепрощение.
С русского - синонимом является «терпимость».
Таким образом, слово «толерантность» стало международным, оно означает: уважение прав другого человека, право быть иным.
Принятие понятия толерантности.
После услышанного, у каждого из вас появилось свое представление о толерантной личности. Каждый сейчас напишет качества личности, или может это будет черта характера, которая бы подходила толерантному человеку, (дети пишут на ватмане различные качества толерантного человека).
Заполнение анкеты.
- Давайте теперь определим на сколько вы толерантны. Для этого вы заполните анкету (инструкция к заполнению, собираются анкеты, ведется обработка).
Рефлексия: «Солнышко»
Ребята! Сейчас мы с вами поговорим о солнышке.
Вопросы:
Какого цвета солнышко?
С чем у вас ассоциируется желтый цвет ?
Какое настроение вам напоминает желтый цвет? (радостное, доброе, теплое, веселое)
С таким настроением выполните, пожалуйста, следующее задание: (инструкция к заданию «солнышко»): нарисовать солнышко с лучами, на них написать лучшие качества своего одноклассника, друга и пожелания.
Итог занятия: одноклассники обмениваются «солнышками» между собой
ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Колонка А Колонка В
Расположенность к другим
Терпение
Чувство юмора
Чуткость
Доверие
Терпимость к различиям
Умение владеть собой
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Умение слушать
Любознательность
Способность к сопереживанию