Психологическое занятие: «Я + ТЫ = МЫ» (3–4 классы)
Психологическое занятие: «Я + ТЫ = МЫ»
Хохуля Марина Викторовна
педагог-психолог МКОУ КСШ № 1.
Цель: формирование уважительного отношения к окружающим и признание различий и индивидуальности каждого человека.
Задачи:
1. Способствовать осознанию у учащихся своей индивидуальности и неповторимости;
2. Воспитывать понимание ценности каждого человека;
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Оборудование: стулья расставлены полукругом (по количеству участников занятия) шаблоны лепестков (по количеству детей), серединка для цветка (приложение 1), большие очки (можно изготовить из картона), шкатулка с незаконченными предложениями (по количеству детей), презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психологический настрой:
- Здравствуйте, ребята!
Я рада нашей новой встрече,
Мне всегда интересно с вами, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы занятие пошло каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг. А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие. А соседа справа крепко обнимем. И помашем рукой тем, кто стоит напротив нас.
- Молодцы!
Основная часть:
- Раз мы здесь сегодня собрались! Значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном.
- Ребята обратите внимание на тему нашего занятия (на доске – Тема: + = ).
- Вам не кажется, что в ней чего-то не хватает? (ответы детей)
- Чтобы вы вставили в пустые клетки? (ответы детей)
- Интересные предложения, но разгадывать название темы занятия помогут игры и упражнения, которые мы будем выполнять.
- Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Каждый человек уникален, он единственный другого такого нет на целом свете.
- Лев Николаевич Толстой писал:«Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…»
- В вашем классе _____(назвать количество) человек. Вы все разного роста, у вас разный цвет чего?…(ответы детей: волос, глаз, одежды и т.д.).
- Одни из вас быстрые и говорливые, а другие …(ответы детей: молчаливые, спокойные и т.д.).
- Одни любят петь, а другие… (ответы детей: заниматься спортом, рисовать и т.д.).
- А возможно найти двух одинаковых людей? (ответы детей).
- Верно, нельзя, вот и вы тоже очень разные и необыкновенные.
- Ребята я предлагаю вам выполнить упражнение, которое так и называется «Все мы – разные»
- Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что? Напишите на лепестке ромашки свою особую неповторимую черту (дети пишут свое качество).
- А теперь давайте зачитаем качества, которые вы написали и прикрепим лепестки к серединке цветка. Посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.
- Упражнение выполнено и настало время заполнить первую клетку в названии темы.
- Кто догадался, что мы запишем в первую клетку? (ответы детей:Я – вписывается в первую клетку названия темы).
-Скажите, пожалуйста, а легко ли увидеть хорошее в другом человеке? (ответы детей).
- Важно не только видеть хорошее в себе, но и научиться видеть положительное в других. В этом нам помогут волшебные гигантские очки. Эти очки помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех.
- Я первая надену эти очки и внимательно посмотрю на кого-нибудь из вас: «Мир без тебя _____ (имя ребенка) был бы не интересен, потому что ты…».
- А теперь ты, ____ (имя ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть то, чего раньше не замечал, начинай со слов: «Мир без тебя…, был бы не интересен, потому что…» (Так каждый ребенок примеряет очки, сказать хорошее необходимо о каждом присутствующем).
- Замечательно, ребята, молодцы!
- Давайте заполним вторую клетку в названии темы.
- Кто догадался? (ответы детей: ТЫ – вписывается во вторую клетку).
- Ребята, кто знает, что мы запишем в последнюю клетку, чтобы получить название темы нашего занятия? (ответы детей: МЫ – вписывается в третью клетку названия темы).
- Скажите, а что вам было делать приятнее: говорить хорошее об однокласснике или слушать хорошее о себе? (ответы детей)
- Что-то мы засиделись! Я предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами те, кто…». Тот, кто стоит в центре круга (для начала это буду я), предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. При этом он должен постараться успеть занять свободный стул, а тот, кто останется без места, продолжит игру.
- Итак, поменяйтесь местами все те, у кого голубые глаза.
- Ребята, а кто догадался, на что была направлена эта игра? (ответы детей). - Верно! Эта замечательная игра помогла нам понять, что, не смотря на то, что все мы разные у нас есть много общего (Если на лепестках ромашки есть повторяющиеся качества, обратить на это внимание детей)!
- И именно это помогает нам общаться, дружить друг с другом.
- Я предлагаю вам встать в круг. Повторяйте за мной слова и выполняйте движения, о которых я буду говорить.
Я, ТЫ, ОН, ОНА –
Класс наш дружная семья.
Здравствуй, друг, который справа (пожать руку).
Здравствуй, друг, который слева (пожать руку).
Я, ТЫ, ОН, ОНА –
Вместе нам скучать нельзя.
Ты погладь плечо соседа –
Того, который стоит слева.
А теперь своё плечо,
Поцелуй ты горячо.
Обними соседа справа,
А теперь – соседа слева.
Я, Ты, ОН, ОНА!
Класс наш дружная семья.
Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу, давайте с помощью волшебной шкатулки подведем итог (каждый ребенок вытягивает незаконченное предложение из шкатулки и продолжает его).
Незаконченные предложения:
Мне больше всего понравилось…
Я сегодня узнал (а)…
Мне не понравилось…
На уроке мне было…
Мне бы хотелось…
После урока я обязательно…
– В заключение, мой совет на каждый день.
Выйди за дверь и одари мир улыбкой.
Этой улыбке предстоит много потрудиться.
Улыбку – всем одиноким лицам.
Улыбку – всем робким лицам.
Улыбку – всем болезненным лицам.
Улыбку – всем юным, свежим лицам.
Пусть улыбаются все окружающие тебя.
– Спасибо за участие. Всего вам доброго, до новой встречи.
Приложение 1
Шаблон для ромашки к упражнению «Все мы разные»
Лепесток ромашки
Серединка ромашки
Литература.
1. Ежова М. Если ты не похож на меня…//Школьный психолог.- 2009.- № 5. - С.18-21.
2. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/ авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 90с.