Педагогические основы обеспечения качественного образования для формирования конкурентоспособной личности выпускника
Тема :
«Педагогические основы обеспечения качественного гимназического образования для формирования конкурентоспособной личности выпускника»
Цель: - формирование конкурентоспособной личности выпускника на основе получения качественного гимназического образования и профильной подготовки
Задачи гимназии на 2015-2016 учебный год:
& Обеспечение выполнения Государственного образовательного
стандарта, ВСЕОБУЧа и повышение качества знаний по всем предметам с целью формирования конкурентоспособной личности;
& Усовершенствование научно-методического обеспечения школы, в основе которого станет профильное обучение (химический, исторический, языковый), ориентированное на переход к двенадцатилетнему образованию;
& Обновление содержания образования в контексте внедрения новых технологий, предполагающее новый подход к профессиональному росту учителей (аттестация и переподготовка), а также поиск новых универсальных средств развития школы и подготовка учителей к новым методам и приемам обучения;
& Развитие научно-исследовательского творчества учащихся и учителей, улучшение рейтинга гимназии в городских, областных, республиканских олимпиадах, конкурсах научных проектов, развитие работы НОУ «Парус» и НОУ «Искорка»;
& Повышение уровня культуры в контексте совершенствования системы воспитательной работы школы. Развитие культуры педагога и ученика как условие успешной профессиональной и учебной деятельности.
План по самообразованию
учителя:
Раимбердиевой Гульмиры Ергешовны
предмет: начальные классы
План составлен по разделам:
• Данные об учителе
• Тема гимназии и задачи учителя
• Тема методической работы учителя
• Работа по инновационным технологиям
• Работа по усовершенствованию методики подготовки и проведения уроков
• Работа по самоанализу и анализу урока
• Работа с научно-методической литературой по предмету
• Работа с нормативными документами
• Работа с литературой по подготовке к Педагогическим Советам
Тема работы :
«Педагогические основы обеспечения качественного образования для формирования конкурентоспособной личности выпускника»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Цели:
Формирование прочной теоретической и практической базы знаний учащихся;
Развитие внутренних свойств личности с ориентацией на индивидуальность ученика
Задачи:
Содействовать формированию фундаментальных знаний учащихся
Активизировать творческую деятельность детей с помощью интерактивных методов обучения
Способствовать развитию образного мышления, интеллектуальных способностей учащихся
Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова
«Развитие творческих способностей через
активизацию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста»
(ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, НАКОПИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОДГОТОВКА ОТКРЫТЫХ УРОКОВ, СЕМИНАРОВ, КОНКУРСОВ, ВЫСТАВОК, ТВОРЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ)
I полугодие
Организационная деятельность |
Планирование и организация работы по предметам |
Работа со школьной документацией |
Работа по самообразова нию |
Планирова- ние работы по воспитательному процессу |
Сентябрь |
||||
Коррекция и утверждение планирования на кафедре. |
Календарно–тематическое планирование. |
Знакомство с поурочным планированием, инструкциями по ведению школьной документации. |
Концепция школы. Знакомство с инновационными технологиями и внедрение их в практику |
Составление плана учебно-воспитательной работы по месяцам, неделям, четвертям. |
Октябрь |
||||
Планирование работы со слабыми детьми. Коррекционная деятельность |
Методика преподавания математики. Консультации. |
Проверка тетрадей. Критерии оценок. |
Методы и приемы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. |
Методика проведения родительских собраний. |
Ноябрь |
||||
Диагностика и коррекция. Работа с одаренными детьми. |
Методика преподавания русского языка. |
Тетради для творческих работ. Критерии оценивания творческих работ детей. |
Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. |
Планирование проведения праздников. |
Декабрь |
||||
Диагностика и коррекция. Работа с одаренными детьми. |
Методика проведения сочинения. Критерии оценок. |
Ведение дневников. |
Работа над методической темой. Этапы творчества. |
Подготовка и проведение новогодних праздников. |
2 полугодие
Январь |
||||
Диагностика и коррекция работы со слабыми детьми. |
Технология опережения и перспективы. |
Тетради для контрольных работ. Критерии оценок. |
Работа над методической темой. Этапы творчества. |
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий. |
Февраль |
||||
Консультации по самоуправлению. |
Развитие грамотного письма и каллиграфии. |
Мониторинг ЗУН учащихся. |
Дифференцированный подход к обучению через творчество и интерес к предмету. |
Рыцарский турнир. |
Март |
||||
Подготовка к ПГК. |
Проведение мониторинга по всем предметам. |
Взаимоконтроль. |
Инновационные технологии обучения. |
День матери. |
Апрель |
||||
Требования к качеству знаний. |
Проведение директорских работ. |
Карта успеваемости учащихся. |
Методы интерактивного чтения. |
Методика проведения экскурсий. |
Май |
||||
Совместная работа с родителями. |
Подведение итогов года. |
Подготовка документации к отчёту. |
Развивающее обучение. Деятельностный метод. |
Диагностика уровня воспитанности учащихся |
РАБОТА ПО ИННОВАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Технология. Автор. |
Содержание проделанной работы с указанием сроков и форм |
УДЕ. П.М. ЭРДНИЕВ. |
Август-сентябрь. Планирование учебного материала. |
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Ш. А. АМОНАШВИЛИ. |
Гуманно-личностный подход к образованию и воспитанию школьников. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО И РАННЕГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ. Н. А. ЗАЙЦЕВ. |
Изучение теоретического материала. Создание практических наработок по проведению интегрированных уроков по русскому языку и литературе, по познанию мира, изо, труду. |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. |
Знакомство с теоретическим и практическим материалом учителей-новаторов. Внедрение в практику. |
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. |
Знакомство с теоретическим и практическим материалом учителей-новаторов. Внедрение в практику. |
Технология деятельностного метода (ТДМ) – технология развивающего обучения. |
Знакомство с теоретическим и практическим материалом учителей-новаторов. Внедрение в практику. Совместная деятельность педагогов и обучаемых в процессе деятельностного метода позволяет: свободно высказывать своё мнение; выдвигать гипотезы; анализировать и синтезировать учебный материал; работать по алгоритму; выбирать оптимальный вариант решения проблемы. |
Работа по усовершенствованию методики
подготовки и проведения уроков
месяц |
Содержание работы |
Сентябрь |
Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы активизации познавательной деятельности учащихся при самостоятельной подготовке домашних заданий. |
Октябрь |
Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов: научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.); |
Ноябрь |
Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов: наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.; |
Декабрь |
Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов: последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий; |
Январь |
Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов: связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе. |
Февраль |
Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете. |
Март |
Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке. |
Апрель |
Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения. |
Май |
Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к учителю, соблюдение техники безопасности при работе с различным материалом. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника. |
Работа по самоанализу и анализу урока
месяц |
Содержание работы |
Сентябрь |
Соответствует ли содержание программе, целям и задачам урока Какие знания, умения, навыки формировались и закреплялись на уроке Как материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся Как осуществлялись межпредметные связи Способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению |
Октябрь |
Целесообразность выбранного типа урока Как осуществлялась связь с предыдущими уроками Каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь Соответствие структуры урока данному типу Как обеспечивалась целостность и завершённость урока |
Ноябрь |
В чём выразились научность обучения, связь с жизнью Как реализовывался принцип доступности обучения С какой целью использовался каждый вид наглядности Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН Как реализовались индивидуализация и дифференциация обучения Как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению |
Декабрь |
Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников В какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке Какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий) |
Январь |
Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе Как организовывался контроль за деятельностью учащихся Как подводил итоги этапов и всего урока |
Февраль |
Умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины Показ учащимся рациональных способов учебной работы |
Март |
Определение объёма учебного материала на урок Поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, объективность характер общения (демократичный или авторитарный). Роль учителя в создании нужного психологического микроклимата |
Апрель |
Организованность и активность на разных этапах урока Адекватность эмоционального отклика Методы и приёмы работы, уровень их сформированности Отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию Уровень усвоения основных знаний и умений Наличие умений творческого применения ЗУН |
Май |
Выполнение плана урока Мера реализации триединых задач урока Уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся |
Работа с научно-методической литературой
по предмету
Название литературы с указанием автора |
Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М., 1969. |
Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс]. |
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007. |
Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996. |
Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 1991 |
П. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс]. |
Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42. |
Окунев А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. С.- П., 1996. |
Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. С. - П., 1995. |
Педагогические мастерские. Франция – Россия. М., 1997. |
Щуркова Н.Е. За гранью урока. М., 2004. |
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. |
Работа с нормативными документами
Нормативные документы (выходные данные) |
Содержание работы |
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Казахстан «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан на 2012-2013 учебный год» |
Госстандарт начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного приказом МОН РК от 9.07.2010 года, №367. Особенности преподавания по предметам. |
О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 сентября 2002 года № 693 «Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан» |
Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан», изменения и дополнения |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 |
Календарно-тематическое планирование |
"Казахстан на пути к обществу знаний" Интерактивная лекция президента Н.А. Назарбаева 5.09.2012 |
Президент Н.А. Назарбаев обозначил новый курс экономики Казахстана |
Работа с литературой по подготовке
к Педагогическим советам
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Ш. А. АМОНАШВИЛИ. |
|
Окунев А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. С.- П., 1996. |
|
Щуркова Н.Е. За гранью урока. М., 2004. |
|
Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42. |
Раимбердиева Гульмира Ергешовна
Раимбердиева Гульмира Ергешовна
Раимбердиева Гульмира Ергешовна
Раимбердиева Гульмира Ергешовна