Урок литературы «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 5 January 2016

Предмет: литература класс

Тема урока : С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Оснащённость урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, портрет поэта, демонстрационный материал.

Предметный результат:

1. Учащиеся должны знать:

Основные события и факты жизни Есенина.

2. Учащиеся должны уметь:

Объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый;

3.Учащиеся должны понимать:

Каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения.

Метапредметный результат:

регулятивные

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

структурируют знания;

анализируют, делают выводы;

• определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

• умеют работать в парах по предложенному учителем плану;

умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы

познавательные

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• составлять алгоритм;

коммуникативные

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

1

Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая

должна быть достигнута

учащимися на данном этапе

урока (что должно быть

сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке

была эффективной)

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

• описание методов

организации работы учащихся

на начальном этапе урока,

настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему

урока (с учетом реальных

особенностей класса, с

которым работает педагог

-Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.

 

Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.

- С чего начинается строительство?

(на доске магнитами крепятся части дома)

Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом.

Стены – оболочка. защита от внешнего мира и

Крыша (крыша, покрывать, кров). создание внутри дома уюта.

Труба, дым – тепло домашнего очага.

Окно – глаза дома.

Вот и построили дом. Красивый? Давайте подумаем над значением слова «дом». В древнерусском языке каждая буква имела название.

(креплю магнитами белые буквы)

Д О М

добро он мыслете

- Какой смысловой ряд мы с вами выстроили?

(Добрые мысли о нём, он мыслит добро)

- Так чем же наполнен дом? Какими мыслями?

(Добрыми мыслями)

Правильно, вот мы и наполнили оболочку (стены) содержанием. В каждом доме царит атмосфера любви, покоя. Это ваше представление о родном доме. Родной

- Каков корень этого слова? Подберите однокоренные слова.

(Род, родня, родичи, родители)

Совершенно верно. Человек не может жить вне рода, вне семьи. Наши предки – это наши корни, без которых невозможна жизнь.

2.

Опрос учащихся по

заданному на дом материалу,

включающий:

• определение целей, которые

учитель ставит перед

учениками на данном этапе

урока (какой результат должен

быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

• описание методов,

способствующих решению

поставленных целей и задач;

• описание критериев

достижения целей и задач

данного этапа урока;

• определение возможных

действий педагога в случае,

если ему или учащимся не

удается достичь поставленных

целей;

• описание методов

организации совместной

деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, с

которым работает педагог;

• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной

активности учащихся в ходе

опроса;

• описание методов и

критериев оценивания ответов

учащихся в ходе опроса.

Что вы знаете о жизни и творчестве Есенина?

3.

Изучение нового учебного

материала.

Данный этап

предполагает:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть

достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• изложение основных

положений нового учебного

материала, который должен

быть освоен учащимися (на

основе содержания данного

пункта эксперт выносит

суждение об уровне владения

педагогом предметным

материалом);

• описание форм и методов

изложения (представления)

нового учебного материала;

• описание основных форм и

методов организации

индивидуальной и групповой

деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в

котором работает педагог;

• описание критериев

определения уровня внимания

и интереса учащихся к

излагаемому педагогом

учебному материалу;

• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной

активности учащихся в ходе

освоения нового учебного

материала;

 

5. Постановка целей урока

Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе. Но сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта. А назовём мы наш урок «Низкий дом с голубыми ставнями…»

-Запишите тему урока в тетрадь

6. Изучение нового материала

презентация

- По этой строчке вы можете сказать, каким видел поэт родной дом?

(Низкий)

- Почему дом низкий?

(Вырос, и теперь дом кажется низким, маленьким.)

(С голубыми ставнями.)

- Вы знаете, что такое ставни?

(Ставни – деревянные затворы к окнам)

А ещё дом украшали наличниками. На-личники. Объясните, пожалуйста, значение слова.

(Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строенья или утвари; накладная планка в виде рамы, вокруг дверей и окон)

Голубые ставни. Они напоминают голубые глаза человека. А в народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты. – Мечты о чём (мы говорим сегодня о доме)?

(о высоком, тепле, любви, заботе)

- Мы с вами вообразили дом поэта по одной строке. А теперь я вам предлагаю перенестись в рязанский край, в село Константиново, раскинувшееся на высоком обрывистом берегу всем вам знакомой реки Оки, в те места, где прошло его детство, где истоки его творчества.

В самом центре села, напротив церкви Казанской иконы Божией Матери, под кронами раскидистых вётел, стоит бревенчатый, выходящий тремя окнами на широкую улицу «низкий дом». Он хранит память о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине:

Изба крестьянская.

Хомутный запах дёгтя,

Божница старая, лампады кроткий свет… –

так напишет поэт о родном доме.

Доброжелательное поскрипывание ступенек крыльца – первое приветствие есенинского дома всем входящим в него.

Едва уловимым запахом сосновых брёвен, смешанным с ароматом луговых трав, встречают вошедшего просторные сени. На бревенчатой стене висят серп и полукосок матери поэта, пивница для кваса, рядом коромысло, ступа с пестом, мера для зерна…

Из сеней мы попадаем в тёплую часть дома, в небольшую прихожую. Слева у окна – кровать, на ней когда-то спал Сергей Есенин, рядом – деревянный, обитый железом сундучок, в нём поэт хранил томики Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого, Лермонтова, Кольцова. Здесь же на вешалке – одежда мамы поэта, Татьяны Федоровны, которую она носила в последние годы жизни.

Направо от входной двери – кухня, где готовилась нехитрая крестьянская еда. Белоснежная русская печь занимает большую часть кухни. Около печи стоят ухваты и кочерга. На кухонном столе ведёрный самовар – участник всех семейных праздников, над столом висит полка, где вместе с посудой стоят потрескавшиеся от времени крынки, кувшины, махоʹтки.

Махотка – от слова «маленький», маленький горшок, кашничек.

Из прихожей мимо печки-голландки, которая топилась только в зимнюю стужу, мы проходим в переднюю комнату-горницу. Два окна горницы выходят на сельскую площадь.

 

Между окон, убранных белыми кружевными занавесками, висит зеркало. На полу расстелены цветастые домотканые половики. Слева в красном углу – иконы, среди которых икона Казанской Божией Матери, принадлежавшая Татьяне Федоровне Есениной, а справа над посудным шкафом старинные часы с боем швейцарской фирмы Габю (начало XX века) – живые свидетели всего, что происходило здесь много лет назад.

В левом углу горницы у окна стоят дубовый стол с откидными крышками и венские стулья. На противоположной стене – семейные портреты и похвальный лист, полученный Сергеем Есениным по окончании Константиновской земской школы «за весьма хорошие успехи и отличное поведение». Здесь любил работать поэт. Он всегда радовался, когда в доме на окнах и на столе было много полевых цветов.

 

В Спас-Клепиках, что недалеко от Константинова, он учится три года во второклассной учительской школе. Здесь начался его поэтический путь. Старший преподаватель Хитров обучал детей русской словесности, чистописанию, церковному чтению. Он заметил талант Есенина и стал его первым литературным наставником.

 

Это класс, в спас-клепиковской школе, за такими партами сидел поэт. После окончания школы в 1912 году Есенин отправляется в Москву, где постепенно становится известным поэтом. Но никогда он не забывал родного села и всегда, когда было особенно трудно, припадал душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную силу для своих прекрасных стихотворений о родном крае, о России.

 

Пройдём по селу, где вырос Сергей Есенин. Недалеко от дома и школы стоит небольшая часовенка.

 

Напротив – церковь Казанской иконы Божией Матери. Всё детство поэта проходит под незримым покровом небесных сил.

 

Удивителен воздух этого края. Да и не может быть иначе. Татьяна Александровна Есенина, сестра поэта, пишет: «Из окон нашей избы есть на что посмотреть. Прямо перед глазами заливные луга, без конца и края до самого леса. По лугу широкой лентой раскинулась Ока. Синее небо чашей опрокинулось над нами. Тишина, простор». Когда стоишь на высоком обрывистом берегу Оки, видишь у самого горизонта дымку лесов Мещёры и чувствуешь себя не на земле, а как бы в центре мироздания.

 

Не мог не родиться среди этой божественной красоты поэт, наделённый Божьим даром, прославивший «страну берёзового ситца», «шестую часть земли/ С названьем кратким “Русь”».

 

Сюда он ещё не раз вернётся, в этот «дом с голубыми ставнями», дом, где его всегда ждали, где его любили, где он был счастлив.

(читаю «В хате»)

- Что же вспоминает поэт?

(выписываю слова в столбик и комментирую)

Хата, дом

Печь (очаг) – тепло, пища, лечебница, иногда баня.

Лавка – гостеприимство, постель, отдых.

Мать – хранительница очага, дающая и оберегающая жизнь.

Кот, петух – вносили первыми в дом.

Куры – семейная птица.

Щенки – охрана дома.

- Какими вы увидели щенков? Представили их в хомутах?

(Хомут – часть упряжи, надеваемая лошади на шею)

- Почему они залезают в хомуты?

(от шумоты)

- Чем мы можем дополнить выписанные слова? без чего и кого немыслим дом? Помним, что поэт жил в начале XX века.

(бабушка, дедушка, отец, уют, любовь)

Выпишите из этих слов одно, которое, как вам кажется, отражает основной смысл, заключённый в слове «дом». подберите к нему эпитет, красочное прилагательное, создающее образ. Запишите полученное словосочетание в тетради посередине строки. Это тема вашей творческой работы. Она будет небольшой, 5-7 предложений, и времени у вас – 7 минут.

Чтение работ.

- Молодцы! Я работала вместе с вами, и хочу поделиться своими мыслями.

Родительский дом.

Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.

К сожалению родителей, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.

(запись «Я покинул родимый дом…»)

- Что же вспоминает поэт вдали от родного дома? Называем словосочетания.

(выписываю и комментирую)

Родимый дом

Голубая Русь

- Обратите внимание: слова «дом» и «Русь» - рядом. Почему?

(Вся Русь – это дом.)

- Почему Русь голубая?

(Цвет чистоты, неба, нашу планету называют голубой, такой видят её космонавты)

Березняк над прудом – берёзы – символ России.

Старая мать. (теплит грусть, как теплится лампада, лампада

неугасимой материнской любви)

Золотая лягушка-луна. Удивительный образ создаёт Есенин. –

- Почему лягушка?

(Луна распласталась, как лягушка)

Отец седой. – Его седина напоминает…(яблонный цвет)

- Яблонный – это какой?

Старый клён. – Почему на одной ноге?

Дождь листьев. – Что имеет в виду поэт?

(листопад)

- Почему клён похож головой на поэта? Какова крона клёна?

(кудрявый, цвет осенней листвы)

- Правильно. И фамилия у поэта «осенняя» – Есенин – осенний.

- Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?

(метафоры, эпитеты)

Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении.

(голубой, золотой, бело-розовый)

- Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

- Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»

(фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» с видеорядом)

- Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?

4.

Закрепление учебного материала

предполагающее:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть

достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов

достижения поставленных

целей в ходе закрепления

нового учебного материала с

учетом индивидуальных

особенностей учащихся, с

которыми работает педагог.

• описание критериев,

позволяющих определить

степень усвоения учащимися

нового учебного материала;

• Описание возможных путей и

методов реагирования на

ситуации, когда учитель

определяет, что часть учащихся

не освоила новый учебный

материал.

(продолжаем запись, сопоставляем стихотворение «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…»)

«Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми

ставнями…»

 

Родимый дом низкий дом

Голубая Русь

Березняк над прудом березь, «поле, луга и лес»

- Какие цвета? (Зелёный, золотой,

разноцветье)

старая мать

золотая лягушка-луна

отец седой седые журавли, которые летят

всегда клином, а люди завороженно

смотрят им вслед. Раньше дети кричали:

«Колесом дорога!», желая им вернуться на родину.

Старый клён березь, да цветь, да ракитник

 

- Какой цвет добавился в это стихотворение? Можно ли сказать, что он является основным?

(серый, но есть и другие цвета)

- Что же изменилось? Почти ничего, и в то же время изменилось многое. Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная». Только русские умеют так грустить, наверное, потому, что «в просторах полей/ Они сытных хлебов не видали». Надо много пережить, чтобы научиться ценить то немногое, что есть у тебя, чтобы видеть прелесть родного края даже «под сереньким ситцем этих северных бедных небес».

- Стихотворение начинается и заканчивается…(одинаковыми строчками). Что получается? (показываю, соединяя строки)

(круг, кольцо)

Правильно, такая композиция называется кольцевой. Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

 

- Так что же значил дом для поэта?

(тепло, уют, покой, любовь близких)

Работа над выразительностью.

Подведение итогов

Спасибо. Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы не можем оставить слово «дом» бесцветным. А расцветим мы его квадратиками, которые и выразят ваше отношение к сегодняшнему уроку. Понравилось – яркий цвет, нет – бледный. Но перед этим запишем домашнее задание:

9. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что было не понятно?

- Что понравилось на уроке?

10 Оценка знаний - Сегодня на уроке работали отлично:……..

- Были хорошими помощниками……

- Неплохо поработали……

 

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей

самостоятельной работы для

учащихся (что должны сделать

учащиеся в ходе выполнения

домашнего задания);

• определение целей, которые

хочет достичь учитель, задавая

задание на дом;

• определение и разъяснение

учащимся критериев

успешного выполнения

домашнего задания.

11. Домашнее задание

«Творческая работа «Мой дом»».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет презентации

10 February 2016