Урок литературы в 3 классе С.Есенин «Черемуха»
С. Есенин «Черемуха» Урок литературного чтения в 3 классе УМК «Школа России» Учитель: Л.Л.Капелина
«…ученый – это не тот, кто читает, а тот, кто читает с пользой» (Аристипп)
Речевая разминка Валя на проталинке промочила валенки, Валенки у Валеньки сохнут на завалинке Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте с восклицательной интонацией Проталинка-это место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной.
Проверка домашнего задания. Фамилия, имя Критерии 1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения. 2. Знание текста. Безошибочность чтения 3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) 4. Четкое и правильное произношение. Итоговый балл Оценочный лист при чтении стихотворения наизусть
В этом имени слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен- Поднебесье, тихие веси, Сень берёз и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней грусти, Юности и чистоты… Только скажут _______________ Всей России встают черты… (Н.Браун) Сергей Есенин 1895-1925
В народе Есенина называют «певцом русской природы». Мы попробуем ответить на вопрос, почему его так называют, в чем тайна стихов. Но сначала перенесемся в тот край, где родился С.А.Есенин
Тема: Цели урока: Будто снежный шар бела По весне она цвела Нежный запах источала А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. Правила выразительного чтения читайте медленно после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания; постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства
- Какой увидел черёмуху поэт? - Какое настроение хотел передать нам Есенин? ликующее восторженное шутливое печальное весёлое праздничное радостное спокойное грустное мечтательное -Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? - Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?
- Открываем учебники на странице 56. - Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения. Работа с учебником ароматная, с запахом мёда; с острым, ароматным запахом; место, где частично растаял снег и оголилась земля; издающая громкие звуки; обливает со всех сторон; осторожно; тихо; под обрывом. Словарная работа роса медвяная – зелень пряная – проталинка – волна гремучая – обдаёт – вкрадчиво – под кручею –
Прочитаем стихотворение по строфам, понаблюдаем, как движется взгляд поэта
- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха; чтобы передать свою радость; чтобы привлечь внимание к красоте природы; чтобы вызвать взаимное сопереживание. - Чем привлекла внимание поэта черёмуха? И. Левитан «Черёмуха»
Средства выразительности Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность Олицетворение – неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют. Метафора – это перенос значений на основе сходства, сравнения.
Домашнее задание - Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»; -Создать обложку к книге «Стихи С. Есенина» и подготовить выразительное чтение стихотворения. -Почему же С. Есенина называют «Певцом русской природы», в чем тайна его стихов? В своих стихах поэт ярко, красочно и просто рисует образ природы, создаёт неповторимый мир чувств, переживаний, красоты. С.Еменин умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам.
Ильина Оксана Геннадьевна
Нигириш Светлана Владимировна