12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
2

Материалы по теме «Поэты 19 века о родной природе», (5 класс)



Методические рекомендации и дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

«Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе»

                На проведение уроков по данной теме можно отвести 2-3 урока. 1 урок – урок знакомства со стихотворениями. Но лучше, если ученики придут на урок, уже прочитав стихотворения дома. Главная задача учителя – организовать среду урока так, чтобы ученики проникли в образно-эмоциональное содержание стихотворений. На мой взгляд, лучше всего для выполнения этой задачи подходит такой приём, как прослушивание стихотворений в актёрском чтении из фонохрестоматии, входящий в УМК В.Я.Коровиной. Работу над стихотворениями можно организовать как фронтальную, так и самостоятельную индивидуальную. Ученики должны через интонации, темп актёрского чтения, музыкальное сопровождение, лексику стихотворения проникнуть в идейный и эмоциональный мир стихотворения.  Считаю, что каждого ученика необходимо обеспечить текстами стихотворений на отдельных листах, чтобы они могли работать в них с пометками и записями. Первоначально ученики читают задания к стихотворению, а затем прослушивают фонохрестоматию и выполняют их. На вопросы надо отвечать кратко, потому что её цель – понимание смысла стихотворения.  Данная работа позволяет подготовиться к выразительному чтению: мы обращаем внимание на слова, которые надо выделить логическим ударением, темп чтения, громкость голоса, эмоциональную окраску.

                Часть 2 урока можно посвятить выразительному чтению наизусть понравившихся стихотворений, а оставшееся время уделить подготовке к  выполнению  проекта – иллюстрации к выбранному стихотворению. Практика показывает, что ученики часто выбирают одни и те же стихотворения,  поэтому для разнообразия можно предложить ученикам вытянуть жребий – листочек со стихотворением, к которому нужно нарисовать  иллюстрацию. Ученики не должны знать о том, какие стихотворения выпали каждому из них – на следующем уроке очень оживлённо и интересно пройдёт игра в угадывание. После того как одноклассники назвали стихотворение, к  которому нарисована иллюстрация, ученик защищает свою иллюстрацию: объясняет, что он изобразил и почему, опираясь на текст стихотворения. Иллюстрации можно оценить по следующим критериям:

 

Соответствие основному содержанию стихотворения, конкретность, точность, близость к тексту

0-2 балла

Эстетическое оформление рисунка

0-1 балл

Оригинальность замысла

0-1 балл

Художественное мастерство

0-1 балл

Самостоятельность замысла и (или) выполнения

0-1 балл

Защита рисунка

0-2 балла

ИТОГО

8 баллов

 

«5» - 8 баллов, «4» - 6-7 баллов, «3» - 4-5 баллов, «2» - менее 4 баллов

 

 
Поэты 19 века о природе
PPTX / 1.47 Мб

Раздаточный дидактический материал

 

 

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

 

В этом стихотворении Зима и Весна изображены как герои, персонажи, имеющие свой характер. Подчеркните в тексте слова и словосочетания, при помощи которых поэт изображает образы Зимы и Весны и выражает своё отношение. Напротив в пустой колонке напишите,  как (с какими интонациями) актёр читает эти строки о Зиме и Весне: безразлично, весело, ворчливо, жалостливо, злобно, жизнерадостно (выберите и впишите нужное)

 

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

 

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

 

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

 

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

 

 

Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

 

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

 

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

 

Подчеркните в тексте глаголы. Подсчитайте, сколько их. ________________

Почему их так много? (выберите ответ)

1.       Поэт просто так подобрал столько глаголов, это случайность

2.       Поэт хотел передать оживление природы, она просыпается, и в ней происходят различные действия и процессы.

3.       Поэт при  помощи глаголов передаёт свою радость.

4.       Без глаголов нельзя составить ни одного предложения.

 

 

А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок)

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

 

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

 

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

 

Выделите (обведите) строфу, в которой говорится о человеке и его чувствах. О каких именно чувствах говорится (выберите ответ):

1.       Радость, надежда, ожидание счастья

2.       Тоска, грусть, озабоченность

3.       Тревога, волнение, предчувствие чего-то

4.       Спокойствие, умиротворение

 

И.С.Никитин «Утро»

 

На протяжении этого стихотворения меняется актёрская интонация и громкость звучания, стихотворение как бы делится на отдельные части. Разделите стихотворение горизонтальными чертами на эти части, а в пустой колонке напротив напишите, какова громкость звучания (тихо, средней громкости, громко)в каждой части и почему актёр читает именно с такой громкостью – какое состояние, какие чувства он хочет передать.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

   Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

   От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

   Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

   С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

   Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

   Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…

   А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

   И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

   За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

   Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;

   По плечу молодцу всё тяжёлое…

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

   Здравствуй, солнце да утро весёлое!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметьте вертикальной чертой строки, в которых слышна исполняемая на балалайке мелодия народной песни. Почему именно в этих строках?  

 

 

 

 

 

 

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»

 

В этом стихотворении также меняются интонации на протяжении чтения. Отметьте границы между соответствующими частями горизонтальной чертой. В пустой колонке напротив напишите, какие чувства соответствуют  каждой части – злоба, радость, возбуждение, страх, грусть, удивление, раздражение (выберите нужное) и напишите, почему актёр читает именно этим тоном данные строки.

Как весел грохот летних бурь.

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

 

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу...

 

 

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...  

С каким темпом актёр читал это стихотворение?

1.       Медленно

2.       Быстро

3.       Средне

4.       То быстро, то медленно

 

Какое настроение передавал поэт при чтении?

1.       Печальное, грустное,

2.       Равнодушное, безразличное

3.       Умиротворённое, спокойное

4.       Беззаботное, радостное

 

 

А.Н.Майков «Ласточки»

В этом стихотворении также меняются интонации актрисы в процессе чтения. Разделите данное стихотворение на части горизонтальной чертой и напротив в пустой колонке напишите, какие чувства передаёт актриса при чтении и почему.

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

 

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

 

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

 

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

 

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

 

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

 

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!

 

 

 

И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.

 

Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.

 

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.

 

Тишина немая
В улицах пустых,
И не слышно лая
Псов сторожевых.

 

Определите, какие чувства передаёт актёр в своём чтении: ___________________________________________________________________________

 

Подчеркните в тексте стихотворения слова, которые объясняют, почему  поэт испытывает такие чувства.

 

И.З.Суриков «Зима» (отрывок)

В стихотворении также меняются интонации в процессе чтения. Разделите данное стихотворение на части горизонтальной чертой и напротив в пустой колонке напишите, какие чувства передаются при чтении. Подчеркните в каждой части слова, которые актёр выделяет голосом при чтении.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

 

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

 

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

 

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

 

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.