Конспект урока по литературе «Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта»
Конспект урока по литературе
Учитель: Меметова Эльвина Февзиевна
Класс: 6
Дата: 29.11.2017
Тема: Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике поэта.
Цель урока: ознакомить учащихся с краткой биографией поэта, с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева; совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки для групповой работы.
Ход урока
«Чувство природы
в нём необыкновенно полно,
живо и верно»
И.С.Тургенев
Мотивация познавательной деятельности.
Оргмомент.
Подготовка к уроку. Приветствие.
«Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Я хочу вам пожелать хорошей работы на уроке.
- Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.
Актуализация опорных знаний
- Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова И.С.Тургенева «Чувство природы в нём необыкновенно полно, живо и верно» В конце урока мы вернёмся к этим словам и выскажем своё мнение, согласимся или не согласимся с Тургеневым.
Стадия «Вызов»
Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений:
1 слайд «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)
2 слайд «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)
3 слайд «Зима недаром злится…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора)
4 слайд «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)
5 слайд «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)
- Кто автор этих стихотворений?
(Ф.И.Тютчев)
-Правильно, это русский поэт 19 века Фёдор Иванович Тютчев.
Постановка цели и задач урока (Определение темы и целей урока учащимися)
-Попробуйте сформулировать тему урока.
- Правильно. «Федор Иванович Тютчев.
Слово о поэте. «Листья»»
Цели урока:
Познакомится с фактами биографии поэта. Прочитать его стихотворение «Листья», проанализировать его.
II. Организация познавательной деятельности
«Узнаем больше»
Слово учителя
- Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. (Иллюстрация “Окрестности села Овстуг”)
Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью. Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, чье имя вам знакомо, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.
Более подробнее нам расскажет о Тютчеве Гулько Егор.
Самостоятельная работа учащихся
Ознакомление с материалом учебника на странице 194-195.
Работа в парах (взаимопроверка)
Блиц-опрос
Год рождения поэта (1803)
Как называлась усадьба, в которой родился поэт (Овстуг)
В какой семье родился (в старинной дворянской)
Из чьей семьи походила мать поэта (Толстых)
Кто был воспитателем Тютчева (Раич)
Чьи произведения в 12 лет переводил поэт (Горация)
В какой университет окончил поэт (Московский)
Где провел 22 года своей жизни (на дипломатической службе)
В каком году Тютчев сформировался, как поэт (1820)
Основная тематика стихотворений (Природа)
Физминутка.
Тихо все, ребята, встали,
Дружно руки все подняли.
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Работа над стихотворением «Листья». Особенности изображения природы в лирике поэта
Слово учителя
- Лирика один из трех родов литературы, в основе которых не действия и события, а чувства и мысли человека. Поэзия особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается “бездна смысла”, для передачи которой в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может возникнуть “чародейка-зима”; прекрасная, но живущая лишь мгновение радуга; “хрустальные дни золотой осени. Лирика может дать почувствовать “созвучье полное” с природой.
Давайте попробуем прочитать стихотворение. Прежде всего попробуйте найти главные слова, понять смысл, подумать, об интонации, о главном чувстве поэта..
Выразительное чтение стихотворения “Листья” учителем
Аналитическая беседа по стихотворению
- Определите тему стихотворения.
- Каким настроением пронизано произведение?
- Какое слово является ключевым? (Листья)
- Каков интонационный строй стихотворения?
Интонационный рисунок призван передать порыв ветра, взлет, его протяженность, эмоциональность, приподнятость.
Работа в группах
Группы отвечают на вопрос, о чем каждая из строф и находят в них художественно-выразительные средства
1 группа – работает над 1 строфой
2 группа - работает над 2 строфой
группа – работает над 3 строфой
группа – работает над 4 строфой
3.Подведение итогов
4. Рефлексия
Прием «Микрофон»
- Что вы сегодня почувствовали, когда читали стихотворение?
- Какие чувства к Ф.И. Тютчеву вы испытали?
5. Домашнее задание.
А) Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.
Б) Подготовить выразительное чтение стихотворения.
В) Напишите мини-сочинение, ответив на вопрос:
- Какое настроение остаётся после того, как прочитано стихотворение? Почему?
Приложение
1 строфа: центральными образами первой строфы являются “сосны и ели”. Их красота хоть и вечна, но создает ощущение искусственности, чего-то неживого. Отсюда и глаголы “торчат, спят” выражающие ироническое отношение поэта к этим растениям. Эпитет “тощая” звучит насмешливо. Создается картина отрешенности от жизни.
Сравнение “как иглы ежа” вызывает боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться.
Слова, «зелень”, “не желтеет” отражают однообразие, от которого становится скучно. Автор повторяет слово “ввек”, которое означает никогда.
Метафоры: сосны и ели торчат; закутавшись, спят.
2 строфа: Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Настроение стихотворения меняется. Это настроение, объемлющее весну и осень: все цветущее и блестящее есть “легкое племя”.
“Легкое племя” (метафора) - цветем, блестим, гостим, были, играли, купались.
Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное” (Эпитет).
Обратите внимание на постановку знаков препинания. Автор ставит восклицательный знак и многоточие в конце данной строфы, чтобы
тем самым он делает паузу: так приятны воспоминания о лете.
Поэт в первых двух строфах использует антитезу. Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен.
3 строфа: Нет. Наступает другое время года (антитеза - противопоставляется лето и осень). Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели. И словно в протест звучат вопрос: “Так что же…?” И тут же резкий ответ: “Не лучше ль…!” Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование.
Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть – это глаголы, которые больше подходят для описания жизни “тощей зелени”. Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.
Метафоры: луга побледнели, зефиры ушли.
4 строфа: Листья призывают ветер. И это не просто ветер, он буйный (эпитет- докучные ветви), сносящий все на своем пути.
Глаголы, которые обозначают стремительное действие: сорвите, умчите, не хотим, летите. Это не мольба, а призыв. Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.
Листья - символ краткой, но яркой жизни. Метафоры
Белкина Надежда Владимировна