Урок литературы «А. Майков. "Весна", Т. Белозёров "Подснежники"»

0
0
Материал опубликован 27 January 2016

Пояснительная записка к презентации

 

УМК «Школа России»

Учебник «Литературное чтение» 1 класс

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий

Тема: А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники»

Цель урока: организовать деятельность обучающихся для знакомства с произведениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники»

Задачи урока

Обучающие:

  • формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;
  • совершенствовать навык чтения целыми словами;
  • упражнять в выразительном чтении стихотворения;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

Развивающие:

  • формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;
  • развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения;
  • развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью использования различных форм и видов работ на уроке (при работе в парах, моделировании, выборочном чтении);
  • развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь.
  • Воспитывающие:
  • пробуждать любовь к родной природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация к уроку, пьеса П. И. Чайковский «Подснежник», репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Планируемые результаты

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Бережно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Регулятивные

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Прогнозировать содержание темы урока.

Правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы.

Познавательные

Осуществлять поиск и выделение информации из текста.

Называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Осуществлять смысловое чтение

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Уметь строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Выполнять правила работы в паре.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Предметные

Находить заглавие произведения, называть автора произведения.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему.

Ход урока

I. Оргмомент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, –

Начнём скорей урок!

II. Положительный настрой на урок

- Но я вам предлагаю выйти к доске. Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости. Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Эти улыбки вы дарите нашим гостям, мне и друг другу. Займите, пожалуйста, свои места.

- У нас замечательное настроение. Я вам предлагаю прочитать эти строки.

(Дети читают хором стихотворение за учителем) Слайд 1 

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё во мне!

- Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые. Какие ещё? Продолжите дальше (добрые, ласковые, поднимающие настроение).

III. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим работу, которую начали с вами на прошлом уроке. Давайте вспомним. Поиграем в игру «Доскажите словечко».

Читает ученик, хором досказать словечко. 

Слайд 2. Картинки о весне

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,-

Значит к нам пришла…

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит, к нам пришла…

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет –

Значит, к нам пришла…( Некрасова Л.)

- Так о чём мы читали произведения?

- А какое время года у нас сейчас? Докажите.

- Вот и весна пришла в наши края. Весна - это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.

- Как вы думаете, почему?

- С приходом весны у людей усиливается вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением.

- Вспомните, а как мы с вами встречали весну?

Слайд 3 . Видео, праздник Масленница

- Какое у нас было настроение?

- У вас на партах лежат карточки. Что на них написано?

- Расположите названия весенних месяцев в нужном порядке.

- Проверьте друг друга, как выполнили задание.

Взаимопроверка. Проверка на слайде.

Слайд 4. Один ученик работает на интерактивной доске, выставляет по порядку весенние месяцы.

- А теперь посмотрите на доску.

- Вы согласны?

- Назовём месяцы по порядку хором.

IV. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока

- Какие это месяцы?

- Чему будут посвящены произведения, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке? Вы догадались?

- Многие поэты с любовью и нежностью в стихах воспевали весну. Сегодня мы познакомимся с произведениями известных поэтов А. Майкова, Т. Белозёрова. 

Слайд 5. Портреты поэтов

- Вы хотите прочитать их произведения?

- Чему вы хотите научиться на уроке?

V. Погружение в тему

- Отгадайте загадку. Слайд 6. Читает ученик

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Слайд 7. Картинки нескольких цветов

- Назовите одним словом, что это.

- Назовите номера картинок, на которых изображены подснежники.

Слайд 8. Остались картинки нескольких подснежников

- Правильно. Подумайте, почему этот цветок так назвали?

- С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу, которая так и называется «Подснежник».

- Закройте глаза и вслушайтесь в музыку, нарисуйте картины в своём воображении.

Слайд 9. Звучит пьеса «Подснежник» П. Чайковского

- Что представили себе, слушая музыку?

- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

- А я знаю, что вы дома вместе с родителями выполняли работу на тему «Весна», посмотрим.

Открыть доску. Выставка рисунков на тему «Весна. Первые цветы».

- Что вы изобразили?

- Чайковский показал приход весны музыкой, а вы чем?

- У нас получилась полянка весенних цветов. Вам нравится она?

VI. Работа над стихотворением А. Майкова «Весна»

1. Первичное чтение стихотворения А. Майкова «Весна»

- Строки, которые поместил Чайковский перед нотной записью вы найдёте в учебнике на стр. 66. (Стихотворение Аполлона Майкова «Весна»)

- Прочитайте название стихотворения.

- Кто автор?

- Аполлон Майков жил несколько десятков лет назад, но до сих пор в школе изучают его творчество.

- Прочитаем его стихотворение. Постарайтесь представить себе картину, описанную автором. Самостоятельное чтение шёпотом

2. Первичная беседа. Обмен впечатлениями

- Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Чем вам понравилось это стихотворение?

- Стихотворение, музыка души поэта.

- Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте свой выбор.

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

(Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование. Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в стихотворении. Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов А. Майков написал такое красивое стихотворение)

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

3. Хоровое чтение

- Прочитаем стихотворение хором, передавая настроение автора.

4. Работа по содержанию. Анализ стихотворения

- Какие образы присутствуют в стихотворении? (Образы подснежника и снега.)

- Какое слово помогает представить последний снежок? (Сквозистый.)

Слайд 10. Рыхлый снег

- Как вы понимаете это слово? (Рыхлый, неплотный)

VII. Физкультминутка

Первый класс внезапно ожил,

На подснежники он похожий.

- Представьте, что каждый из вас подснежник. Тянитесь к солнышку, пробивайтесь из-под снега (волнообразные движения руками вверх на носочках)

5. Продолжение работы

- Посмотрите за окно. А есть ли снег во дворе?

- Как думаете, какой он?

- А хотите сквозистый снежок потрогать?

(Дети подходят к учительскому столу, трогают снежок в пластмассовой коробочке)

- Какой снег на ощупь?

- А почему он такой?

(Солнце светит, проходит сквозь, и снежок подтаивает, становится рыхлым, неплотным, крупинками)

- Теперь вы согласитесь с мнением автора, что весенний снежок сквозистый? Мы с вами это доказали?

- А как вы думаете, легко ли подснежнику пробиваться сквозь такой снег?

- А что помогает ему появиться на свет?

- Старается подснежник нас обрадовать своей красотой. А вы чем должны радовать своих родителей, учителей и себя.

- Учёба – это нелёгкий труд и вы, как подснежники, пробиваетесь сквозь тернии к знаниям.

6. Выразительное чтение

- Прочитаем стихотворение выразительно.

- Постарайтесь при чтении передать чувства автора и свои, которые возникли у вас в душе. (Стихотворение читают 2-3 ученика)

VIII. Работа над стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники»

1. Первичное восприятие стихотворения Т. Белозёрова «Подснежники»

Чтение стихотворения Тимофея Белозёрова «Подснежники» учителем наизусть.

Слайд 11. Репродукция картины Васнецова «Снегурочка»

- Какое настроение возникло у вас?

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Прочитайте стихотворение и найдите, какие образы создал автор в этом стихотворении?

Самостоятельное чтение стихотворения

- Какие образы создал автор в этом стихотворении?

- Что говорится о Снегурочке?

- Почему она плакала?

- Так с кем сравнивал автор тающий снег?

- С чем сравнивает поэт подснежники?

- Можно ли сравнить стихотворение со сказкой?

(Снегурочка - сказочный персонаж, произошло волшебство)

- Над этим стихотворением мы будем работать на следующем уроке.

2. Знакомство с Красной книгой

- Какой цветок заметили Майков и Белозёров?

- Если мы окажемся в весеннем лесу, мы все начнём собирать подснежники?

- Почему? 

Слайд 12. Красная книга

- Послушайте стихотворение. (Наизусть читает подготовленный ученик)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты! (Т. Собакин)

- Чему учит это стихотворение?

- Как нужно относиться к окружающей природе?

- Подснежник – редкое растение, многие виды его находятся на грани исчезновения. Поэтому оно и занесенное в Красную Книгу - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений.

IX. Итог

- С какими произведениями познакомились на уроке?

- Какого жанра эти произведения?

- О чём эти стихотворения?

- Посмотрите на свои подснежники. Найдите строки в стихах, которые бы вы поместили под своими рисунками.

- Какое стихотворение понравилось вам больше всего? Обоснуйте свой выбор.

- Захотелось ли вам его выучить наизусть?

X. Рефлексия. Самооценка

- Какое настроение было у вас в начале урока?

- Изменилось ли оно у вас? Покажите сигнальной карточкой

- Кто на уроке чувствовал себя уверенно?

- Кто немножко волновался?

- Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. С родителями сходите на прогулку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса.

Презентация к уроку: /data/edu/files/a1453917999.pptx ("А. Майков "Весна", Т. Белозёров "Подснежники")

Предварительный просмотр презентации

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 класс А. Майков «Весна» Т. Белозёров «Подснежники» Автор: Дарьещенкова Ольга Александровна учитель начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» Смоленской области Гагаринского района 2016 год

Прекрасно всё на небе! Прекрасно всё на небе! Прекрасно на земле! Прекрасно всё вокруг! Прекрасно всё во мне!

ВЕСНА Если речка голубая Пробудилась ото сна И бежит в полях сверкая - Значит к нам пришла … Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поёт пичужек стая - Значит к нам пришла ... Если солнце разрумянит Наши щёки до красна, Нам ещё приятней станет - Значит к нам пришла ...

Весенние месяцы МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Аполло́н Никола́евич Ма́йков 1821 – 1897 Тимофей Максимович Белозёров 1929 - 1986

Из-под снега расцветает, Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. Подснежник

1 2 3 4 8 7 6 5

ПЕРВОЦВЕТЫ ПРОСТРЕЛ ВЕТРЕНИЦА ДУБРАВНАЯ ПЕЧЁНОЧНИЦА ПОДСНЕЖНИК БЕЛОСНЕЖНЫЙ ГОЛУБОЙ ПОДСНЕЖНИК

В. М. Васнецов. Снегурочка (репродукция картины)

МОЛОДЦЫ!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.