Урок литературы «А. Майков. "Весна", Т. Белозёров "Подснежники"»
Пояснительная записка к презентации
Учебник «Литературное чтение» 1 класс
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
Тема: А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники»
Цель урока: организовать деятельность обучающихся для знакомства с произведениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники»
Задачи урока
Обучающие:
- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;
- совершенствовать навык чтения целыми словами;
- упражнять в выразительном чтении стихотворения;
- учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.
Развивающие:
- формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;
- развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения;
- развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью использования различных форм и видов работ на уроке (при работе в парах, моделировании, выборочном чтении);
- развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь.
- Воспитывающие:
- пробуждать любовь к родной природе;
- воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: презентация к уроку, пьеса П. И. Чайковский «Подснежник», репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Планируемые результаты
Личностные
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Бережно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
Адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Регулятивные
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Прогнозировать содержание темы урока.
Правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы.
Познавательные
Осуществлять поиск и выделение информации из текста.
Называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Осуществлять смысловое чтение
Коммуникативные
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Уметь строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Выполнять правила работы в паре.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предметные
Находить заглавие произведения, называть автора произведения.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему.
Ход урока
I. Оргмомент
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!
II. Положительный настрой на урок
- Но я вам предлагаю выйти к доске. Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости. Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Эти улыбки вы дарите нашим гостям, мне и друг другу. Займите, пожалуйста, свои места.
- У нас замечательное настроение. Я вам предлагаю прочитать эти строки.
(Дети читают хором стихотворение за учителем) Слайд 1
Прекрасно всё на небе!
Прекрасно на земле!
Прекрасно всё вокруг!
Прекрасно всё во мне!
- Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые. Какие ещё? Продолжите дальше (добрые, ласковые, поднимающие настроение).
III. Актуализация знаний
- Сегодня мы продолжим работу, которую начали с вами на прошлом уроке. Давайте вспомним. Поиграем в игру «Доскажите словечко».
Читает ученик, хором досказать словечко.
Слайд 2. Картинки о весне
Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,-
Значит к нам пришла…
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая –
Значит, к нам пришла…
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет –
Значит, к нам пришла…( Некрасова Л.)
- Так о чём мы читали произведения?
- А какое время года у нас сейчас? Докажите.
- Вот и весна пришла в наши края. Весна - это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.
- Как вы думаете, почему?
- С приходом весны у людей усиливается вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением.
- Вспомните, а как мы с вами встречали весну?
Слайд 3 . Видео, праздник Масленница
- Какое у нас было настроение?
- У вас на партах лежат карточки. Что на них написано?
- Расположите названия весенних месяцев в нужном порядке.
- Проверьте друг друга, как выполнили задание.
Взаимопроверка. Проверка на слайде.
Слайд 4. Один ученик работает на интерактивной доске, выставляет по порядку весенние месяцы.
- А теперь посмотрите на доску.
- Вы согласны?
- Назовём месяцы по порядку хором.
IV. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока
- Какие это месяцы?
- Чему будут посвящены произведения, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке? Вы догадались?
- Многие поэты с любовью и нежностью в стихах воспевали весну. Сегодня мы познакомимся с произведениями известных поэтов А. Майкова, Т. Белозёрова.
Слайд 5. Портреты поэтов
- Вы хотите прочитать их произведения?
- Чему вы хотите научиться на уроке?
V. Погружение в тему
- Отгадайте загадку. Слайд 6. Читает ученик
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Слайд 7. Картинки нескольких цветов
- Назовите одним словом, что это.
- Назовите номера картинок, на которых изображены подснежники.
Слайд 8. Остались картинки нескольких подснежников
- Правильно. Подумайте, почему этот цветок так назвали?
- С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу, которая так и называется «Подснежник».
- Закройте глаза и вслушайтесь в музыку, нарисуйте картины в своём воображении.
Слайд 9. Звучит пьеса «Подснежник» П. Чайковского
- Что представили себе, слушая музыку?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
- А я знаю, что вы дома вместе с родителями выполняли работу на тему «Весна», посмотрим.
Открыть доску. Выставка рисунков на тему «Весна. Первые цветы».
- Что вы изобразили?
- Чайковский показал приход весны музыкой, а вы чем?
- У нас получилась полянка весенних цветов. Вам нравится она?
VI. Работа над стихотворением А. Майкова «Весна»
1. Первичное чтение стихотворения А. Майкова «Весна»
- Строки, которые поместил Чайковский перед нотной записью вы найдёте в учебнике на стр. 66. (Стихотворение Аполлона Майкова «Весна»)
- Прочитайте название стихотворения.
- Кто автор?
- Аполлон Майков жил несколько десятков лет назад, но до сих пор в школе изучают его творчество.
- Прочитаем его стихотворение. Постарайтесь представить себе картину, описанную автором. Самостоятельное чтение шёпотом
2. Первичная беседа. Обмен впечатлениями
- Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Чем вам понравилось это стихотворение?
- Стихотворение, музыка души поэта.
- Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте свой выбор.
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
(Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование. Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в стихотворении. Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов А. Майков написал такое красивое стихотворение)
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
3. Хоровое чтение
- Прочитаем стихотворение хором, передавая настроение автора.
4. Работа по содержанию. Анализ стихотворения
- Какие образы присутствуют в стихотворении? (Образы подснежника и снега.)
- Какое слово помогает представить последний снежок? (Сквозистый.)
Слайд 10. Рыхлый снег
- Как вы понимаете это слово? (Рыхлый, неплотный)
VII. Физкультминутка
Первый класс внезапно ожил,
На подснежники он похожий.
- Представьте, что каждый из вас подснежник. Тянитесь к солнышку, пробивайтесь из-под снега (волнообразные движения руками вверх на носочках)
5. Продолжение работы
- Посмотрите за окно. А есть ли снег во дворе?
- Как думаете, какой он?
- А хотите сквозистый снежок потрогать?
(Дети подходят к учительскому столу, трогают снежок в пластмассовой коробочке)
- Какой снег на ощупь?
- А почему он такой?
(Солнце светит, проходит сквозь, и снежок подтаивает, становится рыхлым, неплотным, крупинками)
- Теперь вы согласитесь с мнением автора, что весенний снежок сквозистый? Мы с вами это доказали?
- А как вы думаете, легко ли подснежнику пробиваться сквозь такой снег?
- А что помогает ему появиться на свет?
- Старается подснежник нас обрадовать своей красотой. А вы чем должны радовать своих родителей, учителей и себя.
- Учёба – это нелёгкий труд и вы, как подснежники, пробиваетесь сквозь тернии к знаниям.
6. Выразительное чтение
- Прочитаем стихотворение выразительно.
- Постарайтесь при чтении передать чувства автора и свои, которые возникли у вас в душе. (Стихотворение читают 2-3 ученика)
VIII. Работа над стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники»
1. Первичное восприятие стихотворения Т. Белозёрова «Подснежники»
Чтение стихотворения Тимофея Белозёрова «Подснежники» учителем наизусть.
Слайд 11. Репродукция картины Васнецова «Снегурочка»
- Какое настроение возникло у вас?
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Прочитайте стихотворение и найдите, какие образы создал автор в этом стихотворении?
Самостоятельное чтение стихотворения
- Какие образы создал автор в этом стихотворении?
- Что говорится о Снегурочке?
- Почему она плакала?
- Так с кем сравнивал автор тающий снег?
- С чем сравнивает поэт подснежники?
- Можно ли сравнить стихотворение со сказкой?
(Снегурочка - сказочный персонаж, произошло волшебство)
- Над этим стихотворением мы будем работать на следующем уроке.
2. Знакомство с Красной книгой
- Какой цветок заметили Майков и Белозёров?
- Если мы окажемся в весеннем лесу, мы все начнём собирать подснежники?
- Почему?
Слайд 12. Красная книга
- Послушайте стихотворение. (Наизусть читает подготовленный ученик)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты! (Т. Собакин)
- Чему учит это стихотворение?
- Как нужно относиться к окружающей природе?
- Подснежник – редкое растение, многие виды его находятся на грани исчезновения. Поэтому оно и занесенное в Красную Книгу - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений.
IX. Итог
- С какими произведениями познакомились на уроке?
- Какого жанра эти произведения?
- О чём эти стихотворения?
- Посмотрите на свои подснежники. Найдите строки в стихах, которые бы вы поместили под своими рисунками.
- Какое стихотворение понравилось вам больше всего? Обоснуйте свой выбор.
- Захотелось ли вам его выучить наизусть?
X. Рефлексия. Самооценка
- Какое настроение было у вас в начале урока?
- Изменилось ли оно у вас? Покажите сигнальной карточкой
- Кто на уроке чувствовал себя уверенно?
- Кто немножко волновался?
- Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. С родителями сходите на прогулку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса.
Презентация к уроку: /data/edu/files/a1453917999.pptx ("А. Майков "Весна", Т. Белозёров "Подснежники")