Технологическая карта урока литературного чтения «Т. БелозЁров «Подснежник». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей»»
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока : Т. БелозЁров «Подснежник».
С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.
Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
Образовательные ресурсы: загадки о весне; изображения растений, цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми.
Cценарий урока
I. Актуализация знаний.
Личностные УУД: умение оценивать своё отношение к учёбе.
Регулятивные УУД: уметь сравнивать свои работы с работами одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя.
1. Конкурс рисунков «Весна-красна».
2. Выразительное чтение стихотворения.
II. Постановка цели урока.
– Отгадайте загадки, и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке.
Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручей.)
Четвёртый месяц как шагнёт, Из-под снега вышел друг,
Так с треском лопается лёд. И весной запахло вдруг.
(Апрель.) (Подснежник.)
– Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе.
III. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и чётко:
Крылья – у орла,
Крылышки – у орлёнка,
Перья – у перепела,
Пёрышки – у перепелёнка.
Прикрывала крыльями
Орлица орлёнка,
Перебирала пёрышки
Перепелица перепелёнку.
– Прочтите, составляя слова по таблице.
2. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники».
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам.
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:
сне-гу-роч-ка – снегурочка
про-во-жа-та-я – провожатая
пе-чаль-на-я – печальная
пла-ка-ла – плакала
тро-га-я – трогая
сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины
– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
– О чём это стихотворение?
– Какое настроение оно создаёт?
– С какой интонацией надо его читать?
– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.
– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?
– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.
3. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».
Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы и в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
Эвристическая беседа.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»).
– Какое настроение передал композитор в музыке?
– Что вы представили, слушая эту музыку?
Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.
Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
– Кто автор следующего стихотворения?
– Прочтите название стихотворения.
– Как вы думаете, о чём это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
му-ра-вьи – муравьи
про-би-ра-ет-ся – пробирается
ва-леж-ник – валежник
рас-цвёл – расцвёл
– Объясните значение слов:
Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.
Стужа – мороз, холод.
Пробирается – медленно и тяжело идёт.
– Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передаёт это стихотворение?
– О каких признаках весны вы прочли?
– Прочтите слова, которые рифмуются:
Апрель – капель.
Лужи – стужи.
Ручьи – муравьи.
Медведь – петь.
валежник – подснежник.
– Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? («Через».)
– Прочтите стихотворение выразительно.
У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся… Попробуйте угадать, о ком?
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
– Что названо «зелёной ножкой»? Ну конечно, это стебель цветка. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам С. Маршак в стихотворении «Апрель».
Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.
Под эту музыку можно станцевать очень красивый танец. Попробуйте.
Физкультминутка
На зарядку солнышко А над нами весело Ветер тихо клён качает,
Поднимает нас, Шелестит листва. Вправо-влево наклоняет.
Поднимаем руки мы Опускаем руки мы Раз – наклон, два – наклон,
По команде «раз». По команде «два». Зашумел листвою он.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей».
Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию.
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей.
Учитель читает стихотворение «Ручей».
– Как звучал ручей?
– Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочтите.
– Зачитайте подчёркнутые слова. Как эти слова помогают представить весёлый ручей?
– Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей».
2. Совершенствование техники чтения.
– Какие растения цветут весной?
– Что вы знаете об этих растениях?
– Прочтите отрывок из произведения А. Онегова «Медуница» выразительно целыми словами.
Медуница
Весной я всегда с нетерпением жду, когда появятся и загудят над лесной полянкой первые шмели...
Зимуют шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким соком – нектаром – к цветам медуницы.
Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницы много, поэтому и называют её медуницей.
А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели.
Услышишь, как неподалёку за деревом гудят шмели, торопись туда – ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним цветком – медуницей.
Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие.
Розовыми цветки бывают, когда только расцветут.
Пройдёт немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими.
Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям.
Осторожно потрогайте листья медуницы. Они покрыты особыми волосками – оттого и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.
– О каких цветах рассказал автор?
Сравните произведения «Медуница» А. Онегова и «Апрель» С. Маршака.
3. Игры Деда Буквоеда.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме и оценивать правильность выполненных действий.
– Прочтите пословицу о весенних месяцах.
Ответ: «Март – грозой, апрель – водой, май – травой».
– Объясните данную пословицу.
Игра «Чехарда». На большом кругу в саду Мы играем в чехарду. Тренируйте ум и глаз, Разберитесь сами: Кто же мы и сколько нас? Буквы перед вами! – Выпишите все буквы, прыгая через одну по часовой стрелке. Разверните их в один ряд. Какие слова у вас получились? |
V. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, формулировать вопросы для получения необходимой информации, сравнивать полученные ответы.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– О чём эти произведения?
– Какое из них вам понравилось больше всего?
– Почему?
– Какие растения цветут весной?
Внеурочная деятельность.
Личностные УУД: формирование эстетического чувства в результате знакомства с разными видами искусства и явлениями природы.
Подготовить рисунок о растениях, цветущих весной; выучить стихотворение наизусть (по выбору).
Рефлексия. Кто собой доволен, ребята? Оцените себя светофорчиками.
Дополнительный материал к уроку
Справочный материал для учителя.
Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива, ольха, лиловые серёжки свешиваются с тонких ветвей берёз. Почти незаметны цветки орешника, собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев. Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья.
А под деревьями распустились весенние цветы – ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище – мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это – мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная – это мачеха.
Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.
По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные «ягоды». Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.
Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши – не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками
Поэт Тимофей Белозёров. Своеобразная тематика характерна для сибирского поэта Тимофея Белозёрова (род. в 1929 г.). Он прежде всего поэт сибирской природы. Стихотворения – лирические и сюжетные сказки, волшебные и познавательные – всё проникнуто пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый куст», «Апрель», «Карасик», «Журавкин праздник», «Где трава растёт густая».
Сборник «Где трава растёт густая» состоит из небольших стихотворных сказок. Сказки одновременно фантастические и познавательные. Их основные герои – волшебные человечки, которые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир.
«Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрывающие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стихотворения разных жанров, а также небылицы и скороговорки, считалки и загадки.
Близость к природе определила главную черту поэзии Т. Белозёрова – следование традициям устного народного творчества.
Купцова Елена Александровна
Нигириш Светлана Владимировна