Внеклассное чтение «Стихотворение Т.М. Белозёрова "Весна"» (5–6 класс)
Тема: Стихотворение Т. М. Белозёрова «Весна»
Цель: Познакомить со стихотворением Т. М. Белозёрова «Весна»
Задачи:
1) Формировать умение выделять признаки весны.
2) Развивать речь, воображение, память, внимание, наблюдательность; умение видеть главное в прочитанном и услышанном.
3) Воспитывать читательский интерес; эстетическое и бережное отношение к природе.
Оборудование: Портрет Т. М. Белозерова, сюжетные картинки о весне, рисунки детей для оформления.
Организационный момент.
- Ребята, вы любите играть? Давайте поиграем с вами в игру «Ручеёк» ( Проводится игра).
- Есть такой закон природы, после зимы неизбежно наступает весна. И, как бы мы не любили зиму с её забавами, её время прошло. Весна вступает в свои права. Весна не наступает сразу, она идёт медленно, но уверенно, день за днём, отогревая от зимы землю и людей.
( Вывешиваю сюжетные картинки)
- Посмотрите внимательно на картинки. Правильно ли я их расположила, в такой ли последовательности происходят весенние изменения в природе? ( Ответы детей).
- Давайте вспомним, по каким приметам мы узнаём о приходе весны? ( Капель, проталины, ручьи, прилёт птиц, распускаются листочки). Молодцы!
2. Основная часть.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением, в котором тоже есть примета прихода весны. Автор этого стихотворения Т. М. Белозёров, называется стихотворение « Весна». ( Вывешивается портрет поэта).
Тимофей Максимович Белозеров родился 23 декабря 1929 г. в глухом таежном селе Камыши в большой крестьянской семье.
Тимофей рано лишился матери, в войну не стало отца. Был усыновлен Марией Никитичной Терентьевой. В 1941 г. переехал в Омск, где устроился на работу. Сапожничал, был учеником столяра и художника, расчищал от снега железнодорожные пути. После войны, в 1952 г., закончил омское речное училище.
Именно в эти годы, тоскуя по рекам, сибирской тайге, он начал писать стихи, которые вначале печатались в местных газетах и журналах, затем стали издаваться отдельными книгами. К тому времени, когда Белозеров окончил Литературный институт, он был уже автором нескольких стихотворных сборников. Все свое творчество поэт посвятил в основном детям.
За всю его жизнь было издано 56 книг, редкое явление в литературе. Книги эти, такие разные, едины в одном, самом главном – любви и преданности земле, где поэт родился и вырос.
Стихи Т. Белозёрова печатались в детских журналах “Мурзилка”, “Колобок”, “Пионер”, “Веселые картинки”, “Костер” и взрослых журналах “Сибирские огни”, “Урал”, “Нева”, “Земля сибирская, дальневосточная”.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение вслух, а вы попробуйте увидеть и представить то, о чём пишет поэт. ( Чтение стихотворения воспитателем.)
- Понравилось вам стихотворение? ( Ответы детей.)
- Что вы представляли, когда слушали стихотворение? ( Ответы детей.)
- Ледоход – это ещё одна примета весны. А сейчас, давайте отдохнём немного. ( Проводится игра «Бег по льдинам»)
Работа с пословицей «Весенний ледок, что чужой порог» - ненадёжен. Повторить правила безопасного поведения во время ледохода.
- А сейчас прочитайте стихотворение шёпотом и подчеркните карандашом непонятные вам слова.
( Проводится словарная работа: ноздреватые бока – пористый лёд с небольшими частыми отверстиями,
затор – остановка в движении от скопления льдин.)
- С какими животными сравнивает поэт льдины? А как вы думаете, почему?
- Прочитайте последний столбик стихотворения. Как вы понимаете эти строки? ( Льда больше нет и лишь облака отражаются в воде.)
- А сейчас выразительное чтение стихотворения.
3. Итог занятия.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали. А кто скажет, с какой целью мы читаем стихи?
( Ответы детей.).
- Каждый человек по своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как их видят и чувствуют поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно. Научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.