Профориентационный урок «Будущее уже началось» (9–11 классы)
профориентационный урок
PPTX / 2.42 Мб
«Как хорошо когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями».
Апшерони А.
Тема урока: Будущее уже началось.
Данный профориентационный урок разработан к программе предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной, раздел 4.
Цель: формировать у старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению.
Задачи:
- стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;
- активизировать личное участие в формировании своего будущего;
- познакомить учащихся с профессиями современного рынка труда.
Планируемые результаты: | ||
Предметные УУД | Личностные УУД | |
Сформировать представления старшеклассников о профессиональном самоопределении; Сформировать знания учащихся по теме урока, умения использовать полученные знания при выборе будущей профессии. | Формировать ответственное отношение к выбору будущей профессии; Формирование уважительного отношения к труду и миру профессий. | Регулятивные: учиться слушать и высказывать свое мнение и выдвигать версии; развивать умение ставить учебную задачу; Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. |
Продолжительность: 45 мин.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: направленная беседа, групповая работа, ролевая игра, методы наглядности (демонстрация, иллюстрация); кейс-технологии.
Материально-техническое оснащение:
- Ноутбук и проектор;
- Презентация, видеоролики;
-Онлайн задание;
- Карточки для жеребьевки;
- Маршрутный лист.
Актуальность: Счастлив тот подросток, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Правильный выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. На уроках по программе «Психология и выбор профессии» школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами создаётся поле выбора профиля обучения и формируется психологическая готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале. Однако, это недостаточно. Необходимо знать особенности современного рынка труда, его условий развития и ребований, чему и посвещен данный урок.
Урок сопровождается презентацией Power Point и состоит из 11 слайдов. На каждом слайде есть настроенные управляющие кнопки вперед/ назад. Слайд №2 оснащен гиперссылками и имеет структуру интерактивного плаката. Слайд №5 оснащен анимацией, при нажатии на зеленую кнопку, мы видим правильный ответ. По завершению, можно вернуться к началу презентации нажав стрелку «назад» или же нажав на клавишу «вернуться к началу презентации».
Предварительная работа: Просмотр Всероссийского профориентационного урока «Кто у руля?» организованного порталом «ПроеКТОриЯ».
План профориентационного урока: | |
- Орг.момент; -Повторение; | Цель: создание положительного эмоционального настроя для работы. |
- Актуализация знаний; - Освоение нового материала; - Групповая работа; - Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Цель: формирование понятий по теме, целеполагание и мотивация. Знакомство учащихся с понятием «рынок труда», развитие современного рынка труда. |
III.Заключительный этап - Подведение итогов; - Домашнее задание; - Рефлексия. | Цель: подведение итогов, осознание и осмысление полученной информации. |
Ход урока.
Этап | Содержание | Примечание | |
I. Организационный этап. | |||
1. Орг.момент | Добрый день, ребята, рада вас видеть! | Проверка уч. по списку, приветствие. (Сл.1) | |
2. Повторение. | И так, давайте мы начнем с вами с повторения темы прошлого урока. Внимание на экран. | Повторение материала прошлого урока проходит в интерактивном режиме. (Сл 2-5) | |
II. Основной этап. | |||
3. Мотивация | Отлично, а теперь, давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Для этого вам необходимо разгадать головоломку. Внимание на экран. | Головоломка выводится на экран(Сл. 6) | |
4.Актуализация знаний. | Ребят, а как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, для чего нам это нужно? Актуальны ли эти вопросы в современном мире? | Побуждать детей к выдвижению гипотез, высказывать мнение. | |
5. Освоение нового материала | Мини-лекция Современный рынок труда. Развитие современного рынка труда. Просмотр видеоролика «Профессии будущего» | (Сл. 7). | |
6. Первичное закрепление материала | Ребята, мы с вами продолжаем, внимание на экран. Давайте все вместе выполним задание. Внимательно прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (LearningApps). https://learningapps.org/display?v=pdpxdomyn20 | Определение уровня усвоенности темы по средствам выполнения задания онлайн. Прил. 1. | |
7. Физ.минутка зрительная гимнастика | Ребята, давайте немного передохнем. Поднимите глаза на плакат и слушайте внимательно инструкцию. | С использованием плаката «Тренажер для глаз» Прил. 2 | |
8. Групповая работа. | Ребята, сейчас вы будете работать в группах. И начнем мы с жеребьевки. Подойдите, пожалуйста, к столу и каждый возьмите листок. Прошу вас занять места за столами в соответствии с жеребьевкой. Выберете капитана своих команд. Я попрошу подойти ко мне капитанов и взять маршрутные листы Заполните графу «Название команды». | Заранее подготавливаются Таблички для столов (Х;О;V) (Сл. 9). Прил. 3. | |
Капитаны, озвучьте название своих команд. Подойдите еще раз к столу и возьмите листы с первым заданием. Придумайте профессию или специальность, начинающуюся на заданную букву. Объясните, чем занимается представитель данной профессии или специальности? Ваши ответы. Вы отлично справились с первым заданием. Как бы это смешно не звучало, но вполне возможно, такие профессии скоро появятся. Внимание на экран, представляю вашему вниманию фильм «Самые редкие профессии мира» | Карточки с любыми буквами алфавита(по 3шт.на команду) Обсуждение. Просмотр видеоролика. | ||
Переходим к заданию 2. Вам предстоит ответить на вопросы с элементами юмора. Озвучьте ваши ответы. | |||
Задание 3. «Оптимисты и скептики». Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки. Воспользуйтесь словарями. | Можно выбрать любые три профессии из словаря. Обсуждение. | ||
III. Заключительный этап. | |||
9. Подведение итогов . | Отлично, вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги нашего урока. | Ответы на вопросы (Сл. 9). | |
10. Домашнее задание | Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу. (Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений.) Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы. | (Сл.10.) | |
11. Рефлексия | Ребята, что вам понравилось на уроке? Что вам показалось сложным?... | Обсуждение. |
Приложение 1
Прочитайте текст и заполните пропуски.
В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением или контрактом — документами, в которых оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Так, данное упражнение выглядит в онлайн программе LearningApps.
Приложение 2
Приложение 3
Маршрутный лист
Название команды_________________________________________________________________
Задание 1. Придумайте профессию или специальность, начинающуюся на заданную букву. Объясните, чем занимается представитель данной профессии или специальности?
Задание 2. Ответьте на вопросы с элементами юмора.
Самая зеленая-
Самая сладкая-
Самая денежная-
Самая смешная-
Самая неприличная-
Самая серьезная-
Самая общительная-
Задание 3. «Оптимисты и скептики». Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте три профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки. Воспользуйтесь словарями.
Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал?
+ | - |
Используемые источники и интернет-ресурсы:
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.-М..:Генезис,2009 -208с.,ил.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Р/Т.-13-у изд..-М.: Генезис, 2018.-144с.,ил
- Сайт «Методический кабинет профориентации» http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2
- Youtube «Профессии будущего» https://youtu.be/Bgh0QPWaulo
- Youtube «Самые редкие профессии мира» https://youtu.be/VHRoxoqNRpw
- Сервис (LearningApps). https://learningapps.org/display?v=pdpxdomyn20
- Всероссийский открытый урок "Кто у руля?" https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6830367978213114914&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo-130218155_456239512&text=%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%C2%AB%D0%9A%D1%82%D0%BE%20%D1%83%20%D1%80%D1%83%D0%BB%D1%8F%3F%C2%BB&path=sharelink
Панагушина Елена Аркадьевна
Фролова Елена Николаевна
Елена Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Ковалева Галина Валентиновна
Фролова Елена Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Фролова Елена Николаевна
Галина Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Фролова Елена Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Фролова Елена Николаевна
Володченкова Ольга Алексеевна
Кучумова Ирина Викторовна