Данный профориентационный урок разработан к программе предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной, раздел 4.
Цель: формировать у старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению.
Задачи:
- стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;
- активизировать личное участие в формировании своего будущего;
- познакомить учащихся с профессиями современного рынка труда.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Личностные УУД
Сформировать представления старшеклассников о профессиональном самоопределении;
Сформировать знания учащихся по теме урока, умения использовать полученные знания при выборе будущей профессии.
Формировать ответственное отношение к выбору будущей профессии;
Формирование уважительного отношения к труду и миру профессий.
Регулятивные:
учиться слушать и высказывать свое мнение и выдвигать версии;
развивать умение ставить учебную задачу;
Познавательные:
сопоставлять информацию, представленную в разных видах.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы;
Актуальность: Счастлив тот подросток, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Правильный выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. На уроках по программе «Психология и выбор профессии» школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами создаётся поле выбора профиля обучения и формируется психологическая готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале. Однако, это недостаточно. Необходимо знать особенности современного рынка труда, его условий развития и ребований, чему и посвещен данный урок.
Урок сопровождается презентацией Power Point и состоит из 11 слайдов. На каждом слайде есть настроенные управляющие кнопки вперед/ назад. Слайд №2 оснащен гиперссылками и имеет структуру интерактивного плаката. Слайд №5 оснащен анимацией, при нажатии на зеленую кнопку, мы видим правильный ответ. По завершению, можно вернуться к началу презентации нажав стрелку «назад» или же нажав на клавишу «вернуться к началу презентации».
Предварительная работа: Просмотр Всероссийского профориентационного урока «Кто у руля?» организованного порталом «ПроеКТОриЯ».
План профориентационного урока:
Организационный этап
- Орг.момент;
-Повторение;
Цель: создание положительного эмоционального настроя для работы.
Основной этап
- Актуализация знаний;
- Освоение нового материала;
- Групповая работа;
- Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Цель: формирование понятий по теме, целеполагание и мотивация. Знакомство учащихся с понятием «рынок труда», развитие современного рынка труда.
III.Заключительный этап
- Подведение итогов;
- Домашнее задание;
- Рефлексия.
Цель: подведение итогов, осознание и осмысление полученной информации.
Ход урока.
Этап
Содержание
Примечание
I. Организационный этап.
1. Орг.момент
Добрый день, ребята, рада вас видеть!
Проверка уч. по списку, приветствие.
(Сл.1)
2. Повторение.
И так, давайте мы начнем с вами с повторения темы прошлого урока. Внимание на экран.
Повторение материала прошлого урока проходит в интерактивном режиме. (Сл 2-5)
II. Основной этап.
3. Мотивация
Отлично, а теперь, давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Для этого вам необходимо разгадать головоломку. Внимание на экран.
Головоломка выводится на экран(Сл. 6)
4.Актуализация знаний.
Ребят, а как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, для чего нам это нужно? Актуальны ли эти вопросы в современном мире?
Побуждать детей к выдвижению гипотез, высказывать мнение.
5. Освоение нового материала
Мини-лекция Современный рынок труда. Развитие современного рынка труда.
Ребята, мы с вами продолжаем, внимание на экран. Давайте все вместе выполним задание. Внимательно прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (LearningApps). https://learningapps.org/display?v=pdpxdomyn20
Определение уровня усвоенности темы по средствам выполнения задания онлайн.
Прил. 1.
7. Физ.минутка зрительная гимнастика
Ребята, давайте немного передохнем. Поднимите глаза на плакат и слушайте внимательно инструкцию.
С использованием плаката «Тренажер для глаз»
Прил. 2
8. Групповая работа.
Ребята, сейчас вы будете работать в группах. И начнем мы с жеребьевки. Подойдите, пожалуйста, к столу и каждый возьмите листок. Прошу вас занять места за столами в соответствии с жеребьевкой. Выберете капитана своих команд.
Я попрошу подойти ко мне капитанов и взять маршрутные листы Заполните графу «Название команды».
Заранее подготавливаются
Таблички для столов (Х;О;V)
(Сл. 9).
Прил. 3.
Капитаны, озвучьте название своих команд. Подойдите еще раз к столу и возьмите листы с первым заданием.
Придумайте профессию или специальность, начинающуюся на заданную букву. Объясните, чем занимается представитель данной профессии или специальности?
Ваши ответы.
Вы отлично справились с первым заданием. Как бы это смешно не звучало, но вполне возможно, такие профессии скоро появятся.
Внимание на экран, представляю вашему вниманию фильм «Самые редкие профессии мира»
Карточки с любыми буквами алфавита(по 3шт.на команду)
Обсуждение.
Просмотр видеоролика.
Переходим к заданию 2. Вам предстоит ответить на вопросы с элементами юмора.
Озвучьте ваши ответы.
Вопросы в маршрутном листе. Обсуждение.
Задание 3. «Оптимисты и скептики». Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки. Воспользуйтесь словарями.
Можно выбрать любые три профессии из словаря.
Обсуждение.
III. Заключительный этап.
9. Подведение итогов .
Отлично, вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги нашего урока.
Ответы на вопросы (Сл. 9).
10. Домашнее задание
Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу. (Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений.) Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы.
(Сл.10.)
11. Рефлексия
Ребята, что вам понравилось на уроке?
Что вам показалось сложным?...
Обсуждение.
Приложение 1
Прочитайте текст и заполните пропуски.
В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением или контрактом — документами, в которых оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Так, данное упражнение выглядит в онлайн программе LearningApps.
Приложение 2
Приложение 3
Маршрутный лист
Название команды_________________________________________________________________
Задание 1. Придумайте профессию или специальность, начинающуюся на заданную букву. Объясните, чем занимается представитель данной профессии или специальности?
Задание 2. Ответьте на вопросы с элементами юмора.
Самая зеленая-
Самая сладкая-
Самая денежная-
Самая смешная-
Самая неприличная-
Самая серьезная-
Самая общительная-
Задание 3. «Оптимисты и скептики». Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте три профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки. Воспользуйтесь словарями.
Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал?
+
-
Используемые источники и интернет-ресурсы:
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.-М..:Генезис,2009 -208с.,ил.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Р/Т.-13-у изд..-М.: Генезис, 2018.-144с.,ил