Профориентационный урок для 8-9 классов «Билет в Будущее»
Презентация к уроку "Билет в будущее"
PPTX / 5.38 Мб
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным».
(Философ Сенека)
Тема: Билет в будущее.
Актуальность:
Одно из самых важных решений, которое принимается в юном возрасте –выбор профессии и карьерного пути, определяющий качество всей дальнейшей жизни. Нечеткость представлений образа своего будущего, следовательно, и траектории его достижения (выстраивание образовательной, профессиональной, карьерной траекторий) является основным препятствием на пути построения успешной жизни.
Профессионально самоопределение школьников является не столько педагогической проблемой, сколько общественной. Подготовка подростков к осознанному выбору профессии-важная социально-педагогическая задача образовательного учреждения.
Цель: формировать у старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению, формирование понимания перспектив получения востребованной профессии в образовательных организациях.
Задачи:
воспитательная: выработка у обучающихся сознательного отношения к профессиональному самоопределению в соответствии со своими профессиональными склонностями и учетом востребованности профессий;
развитие патриотического аспекта в системе мотивации профессионального самоопределения;
образовательная: знакомство с содержанием профессий и углубление
знаний обучающихся на что необходимо обращать внимание при выборе профессии;
диагностирующая: диагностика профессиональных склонностей и предпочтений;
развивающая: развитие способности самостоятельно оценивать
собственную ситуацию самоопределения, развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (профессиональное просвещение);
проектирование получения образования в образовательных организациях среднего профессионального образования с возможной последующей ориентацией на продолжение образования в организациях высшего профессионального образования.
Планируемые результаты: | ||
Предметные УУД | Личностные УУД | |
Сформировать представления старшеклассников о профессиональном самоопределении; Сформировать знания учащихся по теме урока, умения использовать полученные знания при выборе будущей профессии. | Формировать ответственное отношение к выбору будущей профессии; Повышение уровня знаний обучающихся о своей профессиональной | Регулятивные: учиться слушать и высказывать свое мнение и выдвигать версии; развивать умение ставить учебную задачу; Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. |
Продолжительность: 60 мин.
Тип мероприятия: внеклассное мероприятие в форме предметной гостиной.
Методы: направленная беседа, групповая работа, ролевая игра, методы наглядности (демонстрация, иллюстрация); ментальные карты.
Материально-техническое оснащение:
- Ноутбук с доступом в интернет;
- Проектор;
- Презентация, видеоролики;
- Атлас профессий;
-Шаблоны ментальных карт;
- Раздаточный материал.
Урок сопровождается презентацией Power Point и состоит из 14 слайдов. На каждом слайде есть настроенные управляющие кнопки вперед/ назад. Слайд №4 с анимацией, тема урока появляется автоматически. Слайд №5 и 7 оснащен гиперссылками и имеет структуру интерактивного плаката (необходимо подключение к сети интернет для просмотра видеороликов). По завершению презентации, можно вернуться к началу нажав кнопку «назад».
Предварительная работа: Согласовать с классным руководителем и родителями обязательное наличие телефона/планшета.
Ход урока.
Этап | Содержание | Примечание | |
I. Организационный этап. | |||
Орг.момент | Добрый день, ребята, рада вас видеть! Посмотрите пожалуйста, столы в классе расставлены таким образом, что за ними может поместиться группа по 6-7 человек. Я прошу вас занять места так, как вам будет удобно. | Приветствие учащихся. (Сл.1) | |
Эмоциональный настрой. | И так, сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Кто есть, кто?». Я буду называть профессии, а вам необходимо в течение нескольких секунд посмотреть на свою группу и когда я хлопну в ладоши, указать на того, кому подходит данная профессия и озвучить причину, почему вы так думаете. (Профессии называются в любим порядке, можно воспользоваться атласом профессий). Отлично, а теперь мне хотелось бы подытожить информацию о том, почему вы сделали тот или иной выбор и от чего зависело ваше обоснование. Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями. Задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности определяют уровень любой умственной деятельности и зависят от сформированности познавательных процессов — мышления, памяти, внимания. Чем выше общие способности, тем успешнее человек в любой деятельности. Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Ребята, у каждого из вас есть лист со схемой. Это ментальная карта, знакомо ли вам это понятие? Это метод, который визуально организовать данные и делает мышление продуктивным. Сегодня мы будем визуализировать ваш профессиональный выбор. Давайте приступим к заполнению. 1.В центре запишите свое имя и фамилию. 2. Ответьте на вопрос, кем вы хотите стать, чем заниматься во взрослой жизни? Отложите карты в сторону. Поднимите руку, кто любит разгадывать ребусы? | Цель данной игры заключается в том, чтобы понять уровень осведомленности подростков о профессионально важных качествах. (Сл 2) Заполнение ментальных карт. Визуализация, структуризация и классификация идей профессионального выбора. Приложение №1. | |
II. Основной этап. | |||
Мотивация | Ребята, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего мероприятия. Для этого вам необходимо расшифровать ребус. | Головоломка выводится на экран На слайде есть кнопка помощи, нажав на которую можно ознакомиться с информацией, как разгадывать ребусы. (Сл. 3-4) | |
Актуализация знаний. | Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, для чего нам это нужно? Актуальны ли эти вопросы в современном мире? И начать нашу профориентационную встречу я хочу с рассказа о «Трех китах профессионального выбора». Внимание на экран. Скажите, слышали ли вы о этой «идеальной формуле»? | Побуждать детей к выдвижению гипотез, высказывать мнение. Просмотр авторского видеоролика в технике скрайбинг. (Сл.5 ) | |
Освоение нового материала | Мини-лекция «Пути получения профессии». Просмотр видеоролика «Модели осознанного выбора» Беседа по просмотренному видеоролику. | Просмотр видеоролика (Сл. 6-7). | |
Индивидуальная работа | Ребята, мы с вами продолжаем. Сейчас вам предстоит самостоятельная работа. Приступим к заполнению ментальной карты, раздела «Три кита профессионального выбора». «Хочу»-подумайте и запишите, чем бы вам хотелось заниматься, какая деятельность вам нравится и доставляет удовольствие. А интересовались ли вы, насколько ваша профессия будет востребована через 3-4 года? На сколько она актуально в нашем регионе? Запишите свой ответ в карту «Надо». Приступаем к заполнению «Могу». Вам предстоит выполнить задания на изучение личностных особенностей и соотнести их с требованиями вашей профессии. Я просила вас сегодня принести телефоны или планшеты. (Если у подростков нет интернета, можно воспользоваться Vi-Fi). Наберите в поисковой строке своего браузера: «Галина Резапкина. Программа предпрофильной подготовки». Перейдите в раздел «Темперамент и профессия» и пройдите онлайн тестирование. Я напоминаю, правильных или неправильных ответов здесь нет, все зависит от вашего ощущения. Впишите результат в вашу карту. Откройте следующий раздел «Тип мышления» выполните онлайн тест, а результат впишите в карту. Откройте следующий раздел «Чувства и эмоции. Тест эмоций» выполните онлайн тест, а результат впишите в карту. Ребята, посмотрите внимательно на свою карту, какой вывод вы можете сделать? Подходят ли ваши личностные качества той профессии, которую вы планируете получить? Действительно, выбор профессии — это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Но самым главным являются личностные особенности. | Определение уровня усвоенности темы по средствам выполнения задания онлайн. Дискуссия. Диагностика личностных качеств. (Сл. 8). | |
Физ.минутка зрительная гимнастика | Давайте немного передохнем. Сядьте ровно, шея и спина выпрямлены, тело расслаблено, взгляд направлен прямо перед собой. Напоминаю, двигаются только глаза. Слушайте внимательно инструкцию. (Например: найдите в кабинете что-то синее, красную папку, цветок…) Кто меня слышит, хлопнете раз! Кто меня слышит, хлопните два раза! Отлично, продолжаем работу. | Здоровье сберегающие технологии: «Зрительная гимнастика» | |
Групповая работа. Первичное закрепление материала. | Предлагаю немного поиграть и закрепить знания о таком личностном качестве, как темперамент. Темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества. В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью. Выберите капитана команды. Придумайте название команды. Капитаны, подойдите ко мне и возьмите листы с заданиями. 1. Сейчас вам предстоит определить темперамент мультипликационных героев с опорой на таблицу «Темперамент и свойства нервной системы». И определить, какая профессия современного мира им подойдет. Обосновать свой ответ. 2. Молодцы! Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание, которое называется «История». Вам нужно придумать историю. Участники этой истории наделены тем или иным темпераментом. И вот эти герои попадают в определенную ситуацию. Как поведут они себя в силу своего темперамент, что будут делать. Помните, что у этих людей разные психологические особенности. (опирайтесь на таблицу). (Например: уснул на уроке; девушка опоздала на свидание…) Время на подготовку4-5 минут. Готовы, давайте посмотрим, как же выглядят наши герои? | (Сл. 9). Приложение №2 | |
Индивидуальная работа. | Задумывались ли вы, куда будете поступать да/нет. Если да, скажите, куда именно, город. А почему ваш выбор пал на это учебное заведение? Давайте снова обратимся к ментальной карте и заполним следующий 3 раздел Знаете ли вы требования учебного заведения к абитуриентам, какие предметы вам понадобятся для поступления? Если да, то перечислите их. Ответьте на вопрос для чего эти дисциплины необходимы? Ребята, а знаете ли вы, что представляет собой профессиональное образование РФ.? Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам. Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом: - средние профессиональные; - высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура); - послевузовское профессиональное обучение. Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения: в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная); внутрисемейное; самообразование; экстернат. Также допускается сочетание перечисленных учебных форм. И так, мы подошли к финальному вопросу, соответствует ли ваш профессиональный выбор требованиям? Ребята, что бы узнать о себе, своих качествах больше, дома вы можете пройти тестировании на сайте Г.П. Резапкиной «Методический кабинет профориентации». | Заполнение ментальной карты | |
(Сл. 10). Заполнение ментальной карты. | |||
III. Заключительный этап. | |||
9. Подведение итогов. | Отлично, вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги нашего урока. | Ответы на вопросы (Сл. 11). | |
10. Рефлексия | Ребята, что вам понравилось на сегодняшней встрече? Что вам показалось сложным?... | Обсуждение (Сл. 12). |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Темперамент и свойства нервной системы
Темперамент_____________ Профессия_______________ | Темперамент_____________ Профессия_______________ | Темперамент_____________ Профессия_______________ |
Темперамент_____________ Профессия_______________ | Темперамент_____________ Профессия_______________ | Темперамент_____________ Профессия_______________ |
Используемые интернет-источники:
https://image.freepik.com/free-vector/cartoon-homan-hand-holding-air-ticket-with-qr-code_82574-9247.jpg
https://funart.pro/uploads/posts/2020-04/1587041768_22-p-tetradnie-foni-65.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/5114/159303434.63/0_791f7_b1b2c6e6_XL.jpg
http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2105#ur
https://edu.garant.ru/education/guide/vocational/6_2/
https://edu.garant.ru/education/guide/vocational/6_3/
https://base.garant.ru/135916/8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/
https://disshelp.ru/blog/sistema-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii/
http://online.anyflip.com/vlsrv/ysye/mobile/index.html
https://ria.ru/20191126/1561611955.html
Презентация к уроку "Билет в будущее"PPTX / 5.38 Мб
/data/files/b1605587288.pptx (Презентация к уроку "Билет в будущее")
Ватолина Светлана Анатольевна
Фролова Елена Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Гусева Людмила Леонидовна
Фролова Елена Николаевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фролова Елена Николаевна
Ершова Надежда Алексеевна