Тема урока: «Обучение учащихся новым исполнительским вокальным навыкам при разучивании русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОХМА
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка открытого интегрированного урока (чтение + музыка) по теме:
«Обучение учащихся новым исполнительским вокальным навыкам при разучивании русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!».
Педагог: Осучук Марина Александровна
г.Кохма
2023г.
Тема урока: «Обучение учащихся новым исполнительским вокальным навыкам при разучивании русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!».
Тип урока: получение новых знаний
Цели занятия:
Формировать у учащихся исполнительские вокальные умения и навыки при разучивании русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!». Выявление характерных черт русских народных песен и осознание жизненности их содержания.
Знакомство с некоторыми инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов и обучение игре на простейших музыкальных инструментах – ложках, трещотках.
Создавать условия, в которых обучающиеся испытывают радость ощущения исполнительской свободы и творческого самовыражения.
Задачи:
Образовательные
Раскрытие понятия фольклора в литературе и в музыке.
Разучить русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени!»
Обучение новым исполнительским вокальным навыкам - устойчивому интонированию одноголосного народного пения.
Знакомство и обучение игре на русских народных инструментах - ложках и трещотках.
Обучение пению под фонограмму с использованием шумовых инструментов (ложки, трещотки).
Развивающие
Развитие вокально-хоровых умений и навыков учащихся, способствующих повышению уровня вокального исполнительства (имеются в виду устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное и чёткое артикулирование).
Развитие способностей музыкального и творческого самовыражения учащихся.
Развитие эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений и эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя.
Развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Воспитательные
Формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре через раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения, воплощение в песне волнующих чувств и мыслей героев.
Воспитание любви к фольклору и интереса к истории своей Родины через исполнение и слушание русских народных песен, привитие детям желания самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда.
Воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи и взаимопонимания.
Воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.
Воспитание навыков самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу на уроке.
Создание условий для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.
Предметные:
расширение кругозора учащихся о малых жанрах русского фольклора;
знакомство с самобытностью народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках и т.д.;
раскрытие мудрости, поучительного смысла и совершенства формы пословиц и поговорок;
обогащение речи учащихся с помощью различных жанров фольклора;
Метапредметные:
формирование основ музыкальной культуры через эмоционально- активное восприятие;
реализация собственных творческих замыслов в различных жанрах фольклора;
формирование целостности восприятия и представления об окружающем мире через межпредметные связи уроков литературного чтения и музыки;
обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;
Личностные:
воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России.
Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практико-ориентированные.
Технологии: применялись на уроке технологии здоровьесбережения, игрового обучения, педагогического сотрудничества, групповой деятельности, ИКТ.
Оборудование: в оборудовании урока входило электронное пианино, музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, флэш- носитель, фонограммы минус и плюс рнп «Ах, вы сени, мои сени!», видеофайл рнп, презентация выполненная в программе «PowerPoint», разноцветные заламинированные буквы, воздушные шарики, два ватных комочка с ведёрками, иллюстрации с изображением матрёшки, самовара, русских народных орнаментов и узоров, русские народные костюмы, шали, головные старинные уборы, «цветочки» из бумаги с магнитиками, два смайлика из бумаги – грустный и весёлый, деревянные ложки - 3 пары и 10 трещоток, разноцветные ленточки по количеству девочек в классе, раздаточный материал – слова песен, трубочки для коктейлей.
Ключевые понятия:
Фольклор в детской литературе и музыке, русская народная песня, плясовая, трудовая, солдатская, хороводная, колыбельная, заклички, потешки, прибаутки, частушки.
Глоссарий по теме:
Народные песни – это музыкальное творчество народа. Они передаются из уст в уста, то есть исполняются одним человеком, запоминаются, передаются дальше, сохраняясь в народной памяти. Они не имеют конкретного автора, поскольку, с течением времени в них постоянно вносились изменения.
Русские народные песни – выражение души, характера народа. Они появляются не случайно: помогают в радости и в горе, облегчают труд и расцвечивают минуты отдыха, выражают чувства, настроения и отношение человека к явлениям жизни.
Поэтому и появилось так много жанров народных песен: чтобы убаюкать деточек – колыбельные, чтобы их растить - потешки и пестушки, чтобы споро работалось – трудовые, чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. Солдатские песни не только помогают защищать Родину, рассказывают о подвигах и героях, выражают любовь к родной земле и близким людям, но и радуют в минуты передышек. Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить все богатство чувств, все богатство души.
Русские народные песни пришли к нам из далекого прошлого, но и в наши дни они продолжают жить и радовать людей. И сейчас рождаются все новые народные песни. Это происходит потому, что в них отражается все самое важное, что волнует человека.
Этапы и хронометраж занятия
1 занятие – 30 минут.
I.Организационный этап. Поверка готовности к занятию, организация внимания детей и приветствие, создание позитивного настроя для включения в образовательную деятельность. – 2 мин;
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение детьми темы и задач урока. Дыхательные упражнения, ритмические упражнения, гимнастика артикуляционного аппарата, упражнения на дикцию, фонетические упражнения, вокально – интонационные распевки. — 10 мин;
III.Актуализация знаний. На третьем этапе были актуализированы знания обучающихся по ранее изученным темам с помощью фронтального опроса и разгадывания загадок. Раскрытие понятия фольклора в музыке и разучивание русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!» – 8 мин;
IV.Первичное усвоение новых знаний. Проведение практической работы Физкультминутка — Знакомство и обучение игре на ложках и трещотках.
Обучение пению под фонограмму песни «Ах, вы сени, мои сени!» с использованием шумовых инструментов (ложки, трещотки).— 3 мин;
V.Первичная проверка понимания. Проверка усвоения содержания песни, пение хором новой песни с аккомпанементом себе на шумовых инструментах)– 5 мин;
VI. Первичное закрепление. Дидактическая игра. – 2 мин;
VII. Рефлексивный этап (подведение итогов занятия): Продолжи предложение «Я сегодня на уроке...». Подведение итогов, ошибок и успехов. Самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии. – 2 мин.
Эпиграф:
«На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!»
С. Есенин.
Содержание учебного занятия:
I.Организационный этап :
— Встреча детей и гостей;
— Приветствие присутствующих. Упражнение «Здра-вствуй-те, ребята»
- А что необычного вы сегодня здесь увидели? (-У девочек ленточки на головах.,
- Как вы думаете, а зачем? (Элементы русского народного творчества).
- В какой эпохе мы с вами очутились? (- В Древней Руси).
- Всё верно, мы действительно обратились к народному творчеству. Все себя почувствовали по другому?
- А что за надпись на доске? (Фольклор)
- Что она обозначает? (Устное народное творчество)
- Давайте вспомним немного о фольклоре и узнаем, что в него входит..(Презентация слайды 1 - Многообразие русского фольклора в музыке.
Слайд 2 — Почему устное?
- Почему народное?
- Почему творчество?
Слайд 3,4 — Давайте вспомним, а какие жанры детского фольклора мы с вами уже знаем? (Приговорки, детские игровые песни, заклички, считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки и многое другое.)
- Давайте, немного поподробнее вспомним об этих жанрах.
- Народная песня, что это за песня, это какая-то другая песня? Чем она отличается от обычной песни, которые мы с вами поём? (Придумал народ)
- А почему она стала народной?
- А зачем придумывали народные песни?
- Чем народ раньше занимался? ( ) - И что для этого они придумывали? ( ).
- О чём нам могут рассказать народные песни? (Правильно, русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложилась, сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.
Целевая установка:
- Сегодня мы с вами познакомимся с жанрами русских народных песен.
- Давайте отгадаем, а что это за народные песни? Слайд 5,6. - Отгадывают и пропевают 1 куплет. (Жили у бабуси 2 весёлых гуся.)
- Слайд 7,8 — дети отгадывают жанры песенного вокального фольклора. Есть песни колядки, песни считалки, потешки, частушки. Посмотрите, как много разных жанров в детском вокальном фольклоре. Шуточные песни, потешные песни, песня игра.
Физкультминутка: - А давайте вспомним одну такую песенку игру «Купим мы с бабушкой себе курочку,.. (исполняют с движениями).
- А также, песни ещё бывают для чего? (Слайд 8 -Танцевальные). Посмотрите, это кадрили, хороводы.
- Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами. историческим прошлым наших предков, традициях, обрядах.
- И конечно, же никакие народные песни не обходятся у нас без народных инструментов.
- Но об этом чуть позже, а мы с вами сегодня разучим одну русскую народную песню, а вот название этой песни вы отгадаете, если соберёте в группах название из букв. (работа в группах — складывают слова).
- И учить мы с вами сегодня будем русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени!»
- Значит тема нашего урока? Знакомство с русской народной песней «Ах, вы сени, мои сени!» и русскими народными инструментами.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
- Молодцы. Давайте же с вами разберёмся, что такое сени? (предположения детей)
- Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:
Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки.
Все играют звонко дружно
Слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно
Что же это? (Это оркестр.)
- Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?
- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)
Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?
Дети: а capella.
Сегодня вы узнаете много нового об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав. А при помощи инструментов, которые есть в классе, мы организуем свой оркестр.
Подготовительные упражнения.
II. Подготовительный этап:
- Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки?
- Распеться.
Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)
Упражнения на дыхание.
— С чего начинается процесс пения? (с вдоха)
— Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.
Обнимашки (вдох носом, выдох воздух выходит через рот, руки на уровне груди с наклоном).
Дровосек (две руки в замочке наверх – вдох, опускаем руки с наклоном – выдох).
Воздушный шарик. Надуваемся, как шарики – руки в стороны, задержали дыхание, улыбнулись и на улыбке медленно сдуваемся (с-с-с) руками себя обнимая (вдох носом, выдох на ССС, воздух выходит через рот).
Насос (качаем колесо - на вздох руки наверх, задержка дыхания, затем руками, как будто качаем колесо –цы-цы-цы движения руками вниз на одном дыхании по 4 раза, по 8, по 12, по 16.
Игра Гол. Дуем ватные шарики в ведёрко через трубочку.
Шарик в воздухе (по два человека).
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика языка
Плечиками назад круговые движения. Расслабились.
Лошадка побежала быстро, медленно. Устала и говорит: «Тпруу»(губами). Стала зевать – шире ротики. Увидела лягушку, которая громко квакала (ква-ква), а теперь беззвучно, работаем всеми мышцами лица. Обрадовалась лошадка и стала улыбаться (счёт до 10). Щёчки твёрдые. Влюбилась и стала посылать ей воздушные поцелуйчики (улыбка-поцелуйчик трубочка)
Пеликан (челюсть вниз – клювик).
«Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.
«Вальс» с закрытым ртом, делать круговые движения языком.
Интонационно-фонетические и вокально-интонационные упражнения.
упражнения.
Гамма до мажор. Про котят.
3 кита правильного пения: зевочек, улыбка и дыхание.
Поём на зевочке (а-а, а-а-а по нисходящей)
Вокальная маска. Трубочку в рот, губами и языком не прикасаемся к трубочке. Поём ы-ы-ы сверху вниз 5 звуков. На первый звук- ы- атака, ударение. Теперь со звуком –а-.
Распевка: берём дыхание, улыбочку и поём: ми-мэ-ма-мо-му. (с распеванием наверх – ми-и-и, мэ-э-э…)
Скороговорки: (на одном дыхании стараемся)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Два щенка, щека к щеке щиплют щётку в уголке,
А у щётки половой палка есть над головой,
Палка щёлк щенков с плеча, два щенка ушли ворча.
Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап.
У деревни на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.
Внимание педагога должно быть направлено:
— свободу мышц
— правильность осанки;
— активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
— умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
— работу резонаторной системы;
— общая внятность речи;
— ритмическая точность.
III. Этап усвоения новых знаний – разучивание песни «Ах, вы сени, мои сени»
-А народ какую музыку сочиняет?
- Давайте вспомним, какие народные песни мы с вами знаем? (ответы детей)
4. Изучение нового материала.
- Отгадайте, как будет называться новая песня? Для этого соберите по группам слово – название новой песни.
- Что такое сени?
- О чём она?
Знакомство с новой песней.
Педагог предлагает послушать слова песни и разобрать все незнакомые слова и сюжетную линию данной песни "Эх, вы, сени". Провести небольшую беседу, рассказать о песне.
-Давайте послушаем песню "Эх, вы, сени мои сени. Детям задать вопросы: какая песня по характеру, веселая, танцевальная, игривая и т.д.
При повторном прослушивании обратить внимание детей, что в песне музыка отличается по звучанию-звучит тихо, затем громче и совсем громко(звучит оркестр)
Разучивание мелодии 1 куплета.
Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.
- Ребята, рнп под какой аккомпанемент исполняют?
На видеопроекторе можно показать и параллельно провести беседу о происхождении деревянных ложек. Показать детям изображения работы вытачивания ложек из дерева, рассказать о ремесле и нанесении рисунка, рассказать о росписи, что в каждом регионе есть свои отличительные черты. (кратко, в пределах доступности возраста)
Продемонстрировать ложки, показать как звучат, дать постучать.
Рассказать, вспомнить и показать, что звуки бывают тихие, средние и громкие.
2этап.
- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с некоторыми русскими народными инструментами – ложками и трещотками. Пробуем играть на простейших русских народных музыкальных инструментах ( ложки, трещотки)
Основная часть.
Работа над репертуаром.
Работа над песнями «Варись, кашка», «Песня современных первоклассников».
1 этап. Пропевание песен под минусовки. Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.
(Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.
Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».
Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зависит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.)
2 этап. Пропевание новой песни под аккомпанемент трещоток и ложек.. Песня поётся в умеренном темпе, в четком ритме с хорошей артикуляцией.
IV. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии
— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…
V. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика. Хотелось бы узнать, что сегодня на уроке вам понравилось? Кому понравилось на занятии и всё получалось?
— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
- Я сегодня на уроке…(продолжите предложения)
VI. Заключительный этап: рефлексия, подведение итогов.
- Ребята, давайте оценим наше сегодняшнее занятие. Что получилось, а чему ещё нужно учиться. Смотрите, к нам пришли 2 смайлика, один грустный, а другой весёлый. Кому понравилось занятие и всё получалось, то свой цветочек подарите весёлому смайлику. А у кого что-то не получалось и от этого ему немного грустно, то подарите свой цветочек грустному смайлику.
А какое у вас настроение, мы сейчас проверим, если хорошее вы все хором произносите:
- «Настроение каково???»
- «ВО-о-о!!!» (палец кверху)
- «Все такого мнения???!!!»
- «Все без исключения!!!»
Спасибо вам ребята за урок, вы были очень активными и у меня для Вас есть сюрприз!!!
Список используемой литературы
Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.
Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —
Ростов-на-Дону, 2006
Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.
Методическая разработка. Самара, 1997
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003
Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999
И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»
Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972
Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002
Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.
Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.