Тема урока: «Обучение учащихся новым исполнительским вокальным навыкам при разучивании русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!».

4
0
Материал опубликован 15 December 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОХМА

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ









Методическая разработка открытого интегрированного урока (чтение + музыка) по теме:



«Обучение учащихся новым исполнительским вокальным навыкам при разучивании русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!».











Педагог: Осучук Марина Александровна

















г.Кохма

2023г.

Тема урока: «Обучение учащихся новым исполнительским вокальным навыкам при разучивании русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!».

Тип урока: получение новых знаний

Цели занятия:

Формировать у учащихся исполнительские вокальные умения и навыки при разучивании русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!». Выявление характерных черт русских народных песен и осознание жизненности их содержания.

Знакомство с некоторыми инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов и обучение игре на простейших музыкальных инструментах – ложках, трещотках.

Создавать условия, в которых обучающиеся испытывают ра­дость ощущения исполнительской свободы и творческого самовыражения.

Задачи:

Образовательные

Раскрытие понятия фольклора в литературе и в музыке.

Разучить русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени!»

Обучение новым исполнительским вокальным навыкам - устойчивому интонированию одноголосного народного пения.

Знакомство и обучение игре на русских народных инструментах - ложках и трещотках.

Обучение пению под фонограмму с использованием шумовых инструментов (ложки, трещотки).


Развивающие

Развитие вокально-хоровых умений и навыков учащихся, способствующих повышению уровня вокального исполнительства (имеются в виду устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное и чёткое артикулирование).

Развитие способностей музыкального и творческого самовыражения учащихся.

Развитие эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений и эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя.

Развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.


Воспитательные

Формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре через раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения, воплощение в песне волнующих чувств и мыслей героев.

Воспитание любви к фольклору и интереса к истории своей Родины через исполнение и слушание русских народных песен, привитие детям желания самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда.

Воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи и взаимопонимания.

Воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.

Воспитание навыков самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу на уроке.

Создание условий для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.


Предметные:

расширение кругозора учащихся о малых жанрах русского фольклора;

знакомство с самобытностью народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках и т.д.;

раскрытие мудрости, поучительного смысла и совершенства формы пословиц и поговорок;

обогащение речи учащихся с помощью различных жанров фольклора;

Метапредметные:

формирование основ музыкальной культуры через эмоционально- активное восприятие;

реализация собственных творческих замыслов в различных жанрах фольклора;

формирование целостности восприятия и представления об окружающем мире через межпредметные связи уроков литературного чтения и музыки;

обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;

Личностные:

воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России.

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практико-ориентированные.

Технологии: применялись на уроке технологии здоровьесбережения, игрового обучения, педагогического сотрудничества, групповой деятельности, ИКТ.

Оборудование: в оборудовании урока входило электронное пианино, музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, флэш- носитель, фонограммы минус и плюс рнп «Ах, вы сени, мои сени!»,  видеофайл рнп, презентация выполненная в программе «PowerPoint», разноцветные заламинированные буквы, воздушные шарики, два ватных комочка с ведёрками, иллюстрации с изображением матрёшки, самовара, русских народных орнаментов и узоров, русские народные костюмы, шали, головные старинные уборы, «цветочки» из бумаги с магнитиками, два смайлика из бумаги – грустный и весёлый, деревянные ложки - 3 пары и 10 трещоток, разноцветные ленточки по количеству девочек в классе, раздаточный материал – слова песен, трубочки для коктейлей.

Ключевые понятия:

Фольклор в детской литературе и музыке, русская народная песня, плясовая, трудовая, солдатская, хороводная, колыбельная, заклички, потешки, прибаутки, частушки.

Глоссарий по теме:

Народные песни – это музыкальное творчество народа. Они передаются из уст в уста, то есть исполняются одним человеком, запоминаются, передаются дальше, сохраняясь в народной памяти. Они не имеют конкретного автора, поскольку, с течением времени в них постоянно вносились изменения.

Русские народные песни – выражение души, характера народа. Они появляются не случайно: помогают в радости и в горе, облегчают труд и расцвечивают минуты отдыха, выражают чувства, настроения и отношение человека к явлениям жизни.

Поэтому и появилось так много жанров народных песен: чтобы убаюкать деточек – колыбельные, чтобы их растить - потешки и пестушки, чтобы споро работалось – трудовые, чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. Солдатские песни не только помогают защищать Родину, рассказывают о подвигах и героях, выражают любовь к родной земле и близким людям, но и радуют в минуты передышек. Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить все богатство чувств, все богатство души.

Русские народные песни пришли к нам из далекого прошлого, но и в наши дни они продолжают жить и радовать людей. И сейчас рождаются все новые народные песни. Это происходит потому, что в них отражается все самое важное, что волнует человека.


                                     Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 30 минут.

I.Организационный этап. Поверка готовности к занятию, организация внимания детей и приветствие, создание позитивного настроя для включения в образовательную деятельность. – 2 мин;

II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение детьми темы и задач урока. Дыхательные упражнения, ритмические упражнения, гимнастика артикуляционного аппарата,  упражнения на дикцию, фонетические упражнения, вокально – интонационные распевки. — 10 мин;

III.Актуализация знаний. На третьем этапе были актуализированы знания обучающихся по ранее изученным темам с помощью фронтального опроса и разгадывания загадок. Раскрытие понятия фольклора в музыке и разучивание русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени!» – 8 мин;

IV.Первичное усвоение новых знаний. Проведение практической работы Физкультминутка  — Знакомство и обучение игре на ложках и трещотках.

Обучение пению под фонограмму песни «Ах, вы сени, мои сени!» с использованием шумовых инструментов (ложки, трещотки).— 3 мин;

V.Первичная проверка понимания. Проверка усвоения содержания песни, пение хором новой песни с аккомпанементом себе на шумовых инструментах)– 5 мин;

VI. Первичное закрепление. Дидактическая игра. – 2 мин;

VII. Рефлексивный этап (подведение итогов занятия): Продолжи предложение «Я сегодня на уроке...». Подведение итогов, ошибок и успехов. Самооценка детей о своей работоспособности,  эмоциональном состоянии. – 2 мин.



Эпиграф:

«На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!»

С. Есенин.


Содержание учебного занятия:

  I.Организационный этап :

Встреча детей и гостей;

Приветствие присутствующих. Упражнение «Здра-вствуй-те, ребята»

- А что необычного вы сегодня здесь увидели? (-У девочек ленточки на головах.,

- Как вы думаете, а зачем? (Элементы русского народного творчества).

- В какой эпохе мы с вами очутились? (- В Древней Руси).

- Всё верно, мы действительно обратились к народному творчеству. Все себя почувствовали по другому?

- А что за надпись на доске? (Фольклор)

- Что она обозначает? (Устное народное творчество)

- Давайте вспомним немного о фольклоре и узнаем, что в него входит..(Презентация слайды 1 - Многообразие русского фольклора в музыке.

Слайд 2 — Почему устное?

- Почему народное?

- Почему творчество?

Слайд 3,4 — Давайте вспомним, а какие жанры детского фольклора мы с вами уже знаем? (Приговорки, детские игровые песни, заклички, считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки и многое другое.)

- Давайте, немного поподробнее вспомним об этих жанрах.

- Народная песня, что это за песня, это какая-то другая песня? Чем она отличается от обычной песни, которые мы с вами поём? (Придумал народ)

- А почему она стала народной?

- А зачем придумывали народные песни?

- Чем народ раньше занимался? ( ) - И что для этого они придумывали? ( ).

- О чём нам могут рассказать народные песни? (Правильно, русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложилась, сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.

Целевая установка:
- Сегодня мы с вами познакомимся с жанрами русских народных песен.

- Давайте отгадаем, а что это за народные песни? Слайд 5,6. - Отгадывают и пропевают 1 куплет. (Жили у бабуси 2 весёлых гуся.)

- Слайд 7,8 — дети отгадывают жанры песенного вокального фольклора. Есть песни колядки, песни считалки, потешки, частушки. Посмотрите, как много разных жанров в детском вокальном фольклоре. Шуточные песни, потешные песни, песня игра.


Физкультминутка: - А давайте вспомним одну такую песенку игру «Купим мы с бабушкой себе курочку,.. (исполняют с движениями).


- А также, песни ещё бывают для чего? (Слайд 8 -Танцевальные). Посмотрите, это кадрили, хороводы.

- Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами. историческим прошлым наших предков, традициях, обрядах.

- И конечно, же никакие народные песни не обходятся у нас без народных инструментов.


- Но об этом чуть позже, а мы с вами сегодня разучим одну русскую народную песню, а вот название этой песни вы отгадаете, если соберёте в группах название из букв. (работа в группах — складывают слова).

- И учить мы с вами сегодня будем русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени!»

- Значит тема нашего урока? Знакомство с русской народной песней «Ах, вы сени, мои сени!» и русскими народными инструментами.

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.


- Молодцы. Давайте же с вами разберёмся, что такое сени? (предположения детей)

- Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что же это? (Это оркестр.)

- Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?

- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)

Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?

Дети: а capella.


Сегодня вы узнаете много нового об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав. А при помощи инструментов, которые есть в классе, мы организуем свой оркестр.         

                      

Подготовительные упражнения.

      II. Подготовительный этап:  

- Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки?

- Распеться.

Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)               

                            Упражнения на дыхание.

С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

Обнимашки (вдох носом, выдох воздух выходит через рот, руки на уровне груди с наклоном).

Дровосек (две руки в замочке наверх – вдох, опускаем руки с наклоном – выдох).

Воздушный шарик. Надуваемся, как шарики – руки в стороны, задержали дыхание, улыбнулись и на улыбке медленно сдуваемся (с-с-с) руками себя обнимая (вдох носом, выдох на ССС, воздух выходит через рот).

Насос (качаем колесо - на вздох руки наверх, задержка дыхания, затем руками, как будто качаем колесо –цы-цы-цы движения руками вниз на одном дыхании по 4 раза, по 8, по 12, по 16.

Игра Гол. Дуем ватные шарики в ведёрко через трубочку.

Шарик в воздухе (по два человека).

                    

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика  языка

Плечиками назад круговые движения. Расслабились.

Лошадка побежала быстро, медленно. Устала и говорит: «Тпруу»(губами). Стала зевать – шире ротики. Увидела лягушку, которая громко квакала (ква-ква), а теперь беззвучно, работаем всеми мышцами лица. Обрадовалась лошадка и стала улыбаться (счёт до 10). Щёчки твёрдые. Влюбилась и стала посылать ей воздушные поцелуйчики (улыбка-поцелуйчик трубочка)

Пеликан (челюсть вниз – клювик).

«Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

«Вальс» с закрытым ртом, делать круговые движения языком.


Интонационно-фонетические  и вокально-интонационные упражнения.

упражнения.

Гамма до мажор. Про котят.

3 кита правильного пения: зевочек, улыбка и дыхание.

Поём на зевочке (а-а, а-а-а по нисходящей)

Вокальная маска. Трубочку в рот, губами и языком не прикасаемся к трубочке. Поём ы-ы-ы сверху вниз 5 звуков. На первый звук- ы- атака, ударение. Теперь со звуком –а-.

Распевка: берём дыхание, улыбочку и поём: ми-мэ-ма-мо-му. (с распеванием наверх – ми-и-и, мэ-э-э…)

                                                   Скороговорки: (на одном дыхании стараемся)

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.


Два щенка, щека к щеке щиплют щётку в уголке,

А у щётки половой палка есть над головой,

Палка щёлк щенков с плеча, два щенка ушли ворча.


Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап.


У деревни на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.


Внимание педагога должно быть направлено:

—              свободу мышц

—              правильность осанки;

—              активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

—              умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—              работу резонаторной системы;

—              общая внятность речи;

—              ритмическая точность.


III.            Этап усвоения новых знаний – разучивание песни «Ах, вы сени, мои сени»

-А народ какую музыку сочиняет?

- Давайте вспомним, какие народные песни мы с вами знаем? (ответы детей)

4. Изучение нового материала.

- Отгадайте, как будет называться новая песня? Для этого соберите по группам слово – название новой песни.

- Что такое сени?

- О чём она?

Знакомство с новой песней.

Педагог предлагает послушать слова песни и разобрать все незнакомые слова и сюжетную линию данной песни "Эх, вы, сени". Провести небольшую беседу, рассказать о песне.

-Давайте послушаем песню "Эх, вы, сени мои сени. Детям задать вопросы: какая песня по характеру, веселая, танцевальная, игривая и т.д.

При повторном прослушивании обратить внимание детей, что в песне музыка отличается по звучанию-звучит тихо, затем громче и совсем громко(звучит оркестр)

Разучивание мелодии 1 куплета.

Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

- Ребята, рнп под какой аккомпанемент исполняют?

На видеопроекторе можно показать и параллельно провести беседу о происхождении деревянных ложек. Показать детям изображения работы вытачивания ложек из дерева, рассказать о ремесле и нанесении рисунка, рассказать о росписи, что в каждом регионе есть свои отличительные черты. (кратко, в пределах доступности возраста)

Продемонстрировать ложки, показать как звучат, дать постучать.

Рассказать, вспомнить и показать, что звуки бывают тихие, средние и громкие.

2этап.

- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с некоторыми русскими народными инструментами – ложками и трещотками. Пробуем играть на простейших русских народных музыкальных инструментах ( ложки, трещотки)


Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Варись, кашка», «Песня современных первоклассников».

     1 этап. Пропевание песен под минусовки. Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

(Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

 Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения  школьного возраста тембр неровный, что обус­ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.)

      2 этап. Пропевание новой песни под аккомпанемент трещоток и ложек.. Песня поётся в умеренном темпе, в четком ритме с хорошей артикуляцией.


IV. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика. Хотелось бы узнать, что сегодня на уроке вам понравилось? Кому понравилось на занятии и всё получалось?

С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

- Я сегодня на уроке…(продолжите предложения)

VI. Заключительный этап: рефлексия, подведение итогов.

- Ребята, давайте оценим наше сегодняшнее занятие. Что получилось, а чему ещё нужно учиться. Смотрите, к нам пришли 2 смайлика, один грустный, а другой весёлый. Кому понравилось занятие и всё получалось, то свой цветочек подарите весёлому смайлику. А у кого что-то не получалось и от этого ему немного грустно, то подарите свой цветочек грустному смайлику.

А какое у вас настроение, мы сейчас проверим, если хорошее вы все хором произносите:

- «Настроение каково???»

- «ВО-о-о!!!» (палец кверху)

- «Все такого мнения???!!!»

- «Все без исключения!!!»

Спасибо вам ребята за урок, вы были очень активными и у меня для Вас есть сюрприз!!!



Список используемой литературы

Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.

 Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.

Методическая  разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации