Урок по биологии в 10 классе «Органические вещества: белки и нуклеиновые кислоты»
Тема: Органические вещества: белки и нуклеиновые кислоты.
Задачи: продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функций белков и нуклеиновых кислот;
Продолжить формирование умений выявлять связи между строением и функциями веществ;
Раскрыть особую роль нуклеиновых кислот в живой природе- хранение и передача наследственной информации;
Оборудование: Т.А. Козлова Поурочное планирование; Г.И. Лернер Общая биология подготовка к ЕГЭ; Г.И. Лернер Лекции по общей биологии.
Ход урока
Орг.момент:
Проверка знаний: 1 Составить и раскрыть схему « Группы углеводов» чем
обусловлено общее название углеводов. Охарактеризуйте основные функции углеводов.
2 ? стр.39- Липиды; Устный ответ
3 Работа по карточке ( на месте)
Выберите функции, относящиеся к воде: а) ферментативная, б) строительная, в) транспортная, г) растворитель, д) источник кислорода, е) терморегуляция, ж) энергетическая.
Элемент, входящий в состав гемоглобина и связывающий кислород крови,- это: а) кальций, б) натрий, в) железо, г) медь.
Каких продуктов скорее всего не хватает в рационе детей, больных рахитом: а) морских водорослей и картофеля, б) яиц и рыбы, в) свинины и говядины, г) томатов и огурцов.
4 Во время подготовки трех вопросов класс работает по хим.элементам ( диктант- выборочная проверка)
1 Участвует в свертывании крови ( кальций)
2 Транспорт кислорода( железо)
3 Входит в состав хлорофилла ( магний)
4 Входит в состав тироксина ( йод)
5 Обеспечивает транспорт кислорода у моллюсков ( медь)
6 Синтез нукл.кислот ( фосфор0
7 Входит в состав витамина В12 ( кобальт)
8 Входит в состав эмали зубов ( фтор)
5 Итог по проверке Д/З стр 18-19 Лернер подготовка к ЕГЭ задания под * ( весь класс)
Изучение нового материала:
Белки- какие основные понятия связаны с белками? ( самост.раб)
Протеины- 50-80%
Состав- Пептидная-
Мономер- NH -
Отличаются мономеры- COOH-
Аминокислоты- заменимые( могут синтезироваться)
- незаменимые( не могут, должны поступать вместе с пищей, растения синтезируют все аминокислоты)-лизин, валин, лейцин, трионин, триптофан и др.
В зависимости от аминокислотного состава, белки бывают:
Полноценные- содержат весь набор аминокислот
Неполноценные- какие то аминокислоты в их составе отсутствуют
Простые- состоят только из аминокислот- ПРОТЕИНЫ
Сложные - ПРОТЕИДЫ ( аминокислоты + неаминокислотный компонент- простетическую группу) –амин-та + металл= металлопротеины ( гемоглобин)
Ам.+ углеводы= гликопротеины
Ам.+липиды=липопротеины
Ам.=нук.кис-ты.= нуклеопротеины
Работа по табл. ( прошлый урок)
Вещество |
Поступление в клетку |
Состав |
Функции |
Белки |
У растений синтезируются на рибосомах из аминокислот, которые образуются в клетках, из NH2 и карбоксильной группы, соединенных с различными радикалами. У животных поступают с пищей, расщепляются до аминокислот, которые идут на синтез собственных белков |
Биополимеры. Мономерами являются аминокислоты — низкомолекулярные соединения. Заменимые аминокислоты синтезируются в организме, незаменимые поступают с пищей. Макромолекулы белка имеют первичную (цепочка), вторичную (спираль), третичную (глобулы) и четвертичную (агрегаты молекул) структуры |
Строительная (входит в состав всех мембранных структур); каталитическая (ферменты); регуляторная (гормоны); двигательная (сократительные белки); транспортная (гемоглобин); защитная (антитела); сигнальная (реакция на раздражение); энергетическая (источник энергии); механическая (прочность различных структур) ; |
Рис 14, стр.43- Раскрыть уровни организации белковой молекулы по плану: 1) вид молекулы, 2) хим. Связи, 3) между какими элементами.
Рис 15, 16- работа по тексту.
Первичное закрепление- стр.46 работа по ?