Конспект урока «Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты» (Биология, 9 класс)
Конспект урока “Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты”.
Предмет: биология
Учитель: Бурделева М. В.
Тема урока: “Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты”
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование знаний о нуклеиновых кислотах, о особенностях строения молекул ДНК и РНК.
Задачи урока: Общеобразовательные:
Проследить историю одного из самых блестящих открытий человеческого разума.
Рассмотреть виды нуклеиновых кислот, места их локализации в клетке и их функции.
Сформировать знание о строении ДНК, отдельного нуклеотида, соединение мономеров в цепь, основанную по принципу комплементарности.
Развивающие:
продолжить развитие умения использовать имеющиеся знания;
работать с таблицами, рисунками, интерактивными заданиями;
активизировать познавательную деятельность обучающегося путем решения проблемных вопросов;
анализировать информацию, делать выводы;
Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения;
воспитывать эстетическую культуру обучающегося;
воспитывать культуру общения в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.
Оборудование: ПК, скайп
Планируемые результаты:
Предметные:
Описывать историю открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения молекул ДНК и РНК. Различать молекулы нуклеиновых кислот на рисунках и таблицах. Объяснять значение ДНК и РНК. Сравнивать особенности строения и выполняемых функций ДНК и РНК. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют. Конструировать вторую цепочку ДНК или иРНК, опираясь на знания принципа комплементарности.
Личностные:
Развивать познавательный интерес к биологии. Понимание значимости открытия особенностей строения и значения молекул нуклеиновых кислот для науки Д. Уотсоном и Ф. Криком. Определение жизненных ценностей. Ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Принятие ответственности за результаты своих действий.
Метапредметные:
Познавательные УУД
умение работать с различными источниками информации,
сравнивать объекты по заданным критериям, делать выводы, проводить аналогии из повседневной жизни для понимания закономерностей протекания процессов.
Регулятивные УУД
определение задач урока, необходимых для достижения его цели,
выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение способа и результата действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы (самоанализ и самооценка);
Коммуникативные УУД
слушать учителя и отвечать на вопросы;
формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать свою точку зрения;
осуществлять эмоциональную и качественную самооценку своей деятельности.
Ход урока
Этап урока | Действие учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 Орг. момент | Приветствует обучающегося, проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, готовят рабочее место. | Личностные УУД (Л): положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности. Регулятивные УУД (Р): умение организовывать свою деятельность Коммуникативные УУД (К): формирование умения слушать и слышать. |
2. Проверка домашнего задания | Задает наводящие вопросы, оказывает помощь при необходимости | Заполняет таблицу по соответствию функций и белков, которые их выполняют, исходя из знаний о нахождении белков в организме | П: формирование мыслительных операций. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р:самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
3. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели. | Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов “Почему из куриного яйца не может вылупиться утенок?”, выводит обучающегося на формулирование цели урока. | Отвечает на вопросы. Формулирует тему и цели урока. | П:самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме. К: построение речевых высказываний. Р:самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
4. Изучение нового материала. | Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, консультирует, проводит обобщение, организует работу обучающегося, контролирует правильность выполнения заданий, организует обсуждение результатов работы через постановку наводящих и проблемных вопросов. Беседа по слайдам презентации. История открытия нуклеиновых кислот Важность открытия ДНК-полимер Строение нуклеотидов Вторичная структура ДНК, открытие Уотсона и Крика Правило комплиментарности и Чаргаффа Функция ДНК Сравнение ДНК и РНК | Слушает, отвечает на вопросы, анализируют и преобразуют полученную информацию, Распределяют свою работу, оценивают результаты своей работы. Обсуждает вопросы, которые возникают в процессе работы и отвечает на вопросы учителя. | П:самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка результатов деятельности, К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планировать учебное сотрудничество с учителем. Р:самоопределение, целеполагание и прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
5. Закрепление изученного материала | Организует обсуждение результатов работы, объясняет как выполнять задание, оказывает помощь в случае затруднения. | Выстраивают причинно-следственные связи. Выполняет задания. 1)Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав: -А-Г-А-Т-Ц-А-Ц-Г-Г- . Достройте вторую цепь и осуществите редупликацию ДНК . 2) Выполни задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58c78213-0b50-7a1a-02a5-bb509038fc31/00135958503091304.htm 3) В молекуле ДНК тиминов насчитывается 20% от общего числа азотистых оснований. Определите количество азотистых оснований аденина, гуанина и цитозина. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи. Р:самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата, планирование последовательности действий. Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
6. Подведение итогов. | Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы. | Оценивает свою работу на уроке, делает выводы. | Л. -рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена общества. Р. – оценка результатов работы, итоговый контроль деятельности, оценка собственной учебной деятельности. П. – осознание метода построения нового знания, аргументированность результатов работы. К. – построение речевых высказываний. |
Евгений Алексеевич