12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бочарова Юлия Александровна68
Россия

 

 

Тема урока: Нуклеиновые кислоты

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока: урок смешенного типа

Цель: создать условия для организации деятельности обучающихся по изучению строения и свойств нуклеиновых кислот.

 

Задачи предметные - Содействовать

1. Овладению основами метода познания, характерных для естественных наук: рассказ, моделирование, работа с текстом.

2. Определению роли нуклеиновых кислот в жизни, раскрытию смысла основных химических понятий, находить черты, свидетельствующие об общих признаках, называть отличительные особенности строения ДНК и РНК

3. Составлению моделей нуклеотидов ДНК и РНК

 

Воспитательное воздействие урока:

Способствовать воспитанию положительной учебной и познавательной мотивации студентов, ответственности за результаты коллективной деятельности.

 

Планируемые результаты:


 

личностные УУД

осознание ценностей химического знания, формирование желания выполнять учебные действия.

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самоопределение, умение планировать собственную деятельность.

 

метапредметных УУД:

регулятивные -

планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей;

оценивать работу одноклассников, контролировать и оценивать свои действия, сравнивать результаты своей деятельности с правильными;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний;

 

познавательные

поиск и выделение необходимой информации, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

умение производить логические действия: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

 

коммуникативные

осуществляет взаимный контроль и оказывание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

готовность получать необходимую информацию; высказывать суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки раздаточные: информационные, с рефлексией, для собирания моделей (даны в приложении)

 

ИКТ: мультимедийное оборудование

 

Ход урока

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

 

3 - 5мин

Психологическая подготовка к общению.

Обеспечивает благоприятный настрой.

Зачитывает эпиграф к теме:

«Раньше мы считали, что наша судьба написана на звёздах. Сегодня мы знаем, что наша судьба в большей степени написана в наших генах».

 

Обращает внимание на записанный на слайде ассоциативный ряд: (Демонстрация слайда 1)

- главная загадка жизни

- она делает каждого из нас непохожими на других индивидуумов

- отцовский нос

- "Ах, как он похож на мать"

- самые крупные молекулы

- хранители наследственной информации

- содержатся в генах

- в хромосоме

 

Дает задание - опираясь на ассоциации сформулировать тему урока

(Демонстрация слайда 2)

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы, уточняют ответы других

 

 

 

Принимают участие в формулировании темы, высказывая свои суждения и предположения

 

 

 

 

Фронтальная работа

Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

 

 

Приём "Ассоциативный ряд"

Опираясь на ассоциации формулируют возможную тему урока

 

Постановка целей и задач урока.

 

3- 5 мин

Организация деятельности для постановки целей урока. (Демонстрация слайда 3)

Предлагает оформить таблицу и заполнить первый столбик

Что я знаю?

Что узнал об нуклеиновых кислотах?

Что бы еще хотел знать?

 

 

 

Организует беседу по ответам, данным в таблице.

 

Обобщает ответы студентов, конкретизируя цели урока. (Демонстрация слайда 4)

Отвечают на вопрос записанный в первой колонке, участвуют в постановки целей урока

 

 

 

 

Фронтальная работа

Прием "Анализ":

анализирует известные сведения и обобщает в группу

 

Первичное усвоение новых знаний1

 

7мин

 

Сообщает исторические сведения об открытии нуклеиновых кислот, используя слайды презентации (Демонстрация Слайды 5-9)

 

Ф. Мишер открыл нуклеиновые кислоты в лейкоцитах в 1869 году

Изучая химический состав лейкоцитов гноя, молодой учёный получил вещество с необычными для известных тогда органических соединений свойствами. Мишер предположил, что это вещество сдержится в ядре клетки.

В дальнейшем Ф. Мишер использовал молоки лосося. Исследования дали новые важные результаты: удалось разделить нуклеин на белок и кислый остаток. Сам же термин "нуклеиновые кислоты" был предложен в 1889 году: нуклеиновыми они были названы потому, что впервые были открыты в ядрах клеток. «Нуклеос» - это ядро.

В 1909 г. в результате гидролиза нуклеиновых кислот были выделены входящие в их состав сахара: рибоза и дезоксирибоза.

В 1936 г. советский ученый А. Н. Белозерский впервые обнаружил ДНК в клетках растений.

Для установлении сведений о ДНК и РНК изучали не только лейкоциты гноя и сперму лосося, но и помет птиц, железы быка, клетки крови, дрожжи и другие различные ткани.

Физические свойства

хорошо растворимы в воде, практически не растворимы в органических растворителях, очень чувствительны к действию температуры и критических значений уровня pH.

 

Организует проверку понимания:

Называя утверждения:

1. Браконно Анри –французский химик впервые выделил нуклеиновую кислоту.

2. Нуклеиновая кислота была открыта в лейкоцитах гноя.

3. Найдена нуклеиновая кислота в ядре.

4. Термин "нуклеиновые" получили от названия ядро.

5. Рибоза и дезоксирибоза входят в состав нуклеиновых кислот

6. Ф. Мишер обнаружил ДНК в клетках растений.

7. Нуклеиновые кислоты не растворяются в воде

8. Первой была открыта РНК

 

 

Записывают конспект, используя информацию объяснения учителя в презентации, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают утверждения и

на правильные встают, на ложные поднимают руку

Фронтальная работа

Прием - рассказ по мультимедийной презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

Прием - "Да", "Нет", совмещенный с приемом физкультминутка

Первичное усвоение новых знаний2

 

7мин

 

Организует работу в парах по определению структуры нуклеиновых кислот.

Демонстрирует слайд 10. (таблица сравнения ДНК и РНК)

Предлагает по раздаточному материалу выписать из чего состоят нуклеиновые кислоты

1 ряд РНК

2 ряд ДНК

Заполняют таблицу

РНК

ДНК

 

 

 

 

Работают в парах, заполняют таблицу, используя информацию из раздаточного материала, называют структурные элементы молекул РНК и ДНК

выписывают в таблицу структурные элементы строения РНК и ДНК

Групповая - Парная работа

самостоятельная работа

Первичная проверка понимания

 

Организует проверку и проверяет правильность заполненной таблицы, спрашивая, выясняет элементы структуры нуклеиновых кислот

 

Предлагает сравнить и назвать сходства и отличия по таблице

 

Представители по парам информируют об информации, которую они записали в таблицу.

Анализируют таблицу называют различия, высказывают свое мнение

Фронтальная работа

 

Первичное закрепление

10 мин

5мин

 

Демонстрирует слайд 11. со строением нуклеотида

Раздает материал и организует работу в парах по составлению нуклеотидов РНК и ДНК (материал содержит: сахара, остатки фосфорной кислоты и азотистые основания, в различных вариантах)

Задания по группам: (рядам)

 

Демонстрация слайда 12.

1. Составить нуклеотид для РНК

2. Составить нуклеотид для ДНК

3. Составить максимально возможное количество нуклеотидов из раздаточного материала.

Контролирует выполнение работы в парах.

Раздает карточки. Предлагает выполнить индивидуальное задание – диктант, вставляя пропущенные слова.

Организует проверку понимания, озвучивая правильные ответы.

 

Демонстрация слайда 13. Ответы на диктант

Составляют нуклеотиды по заданию, используя раздаточный материал

обсуждают правильность выполнения, решая вопросы в парах

 

 

Получают задание – диктант, работая индивидуально, вписывают понятия, дополняя предложения.

Осуществляют взаимопроверку и оценку.

Групповая - Парная работа

самостоятельная работа

 

Прием - "Моделирование"

 

 

 

Индивидуальная самостоятельная работа

Прием -"Вставить слово в предложение"

Прием -"Взаимопроверка, взаимооценка"

Рефлексия деятельности

 

3мин

 

Предлагает закончить таблицу Демонстрация слайда 3

Беседа высказываний по таблице

Что я знаю?

Что узнал об нуклеиновых кислотах?

Что бы еще хотел знать?

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы двух последних столбиков таблицы.

Высказывают свое мнение

Фронтальная работа

Прием "Анализ":

анализирует известные сведения и обобщает в группу

Домашнее задание,

 

Предлагает записать домашнее задание: Объяснить фразу - "Ученые доказали… что ДНК банана совпадает. с ДНК человека на 50−70%… Небольшое отклонение и ты — БАНАН…" Так ли это?

 

 

Записывают домашнее задание

Прием - "Проблемный вопрос"

 

Приложение

 

Карточки для раздаточного материала

 

Что я знаю?

Что узнал об нуклеиновых кислотах?

Что бы еще хотел знать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИКТАНТ

 

 

1) Молекулы нуклеиновых кислот состоят из ……………………………………………..

2) В клетках имеется ………………………. типа нуклеиновых кислот.

3) Эти биополимеры состоят из …………………………….

4) Каждый структурный элемент нуклеиновых кислот состоит из 1,2,3,4 компонентов, соединенных …………………………. связями.

5) Число цепочек в молекуле РНК ……………………, а в молекуле ДНК ……………

6) Молекула РНК отличается от ДНК тем, что у нее есть ……………………………

 

 

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

Нуклеиновые кислоты как один из компонентов живой материи были открыты в 1869 году швейцарским ученым Фридриха Иоганом Мишером

Изучая химический состав лейкоцитов гноя, молодой учёный получил вещество с необычными для известных тогда органических соединений свойствами. Мишер предположил, что это вещество сдержится в ядре клетки.

В дальнейшем Ф. Мишер использовал другой материал для изучения состава ядер клеток. Он исследовал сперматозоиды - молоки лосося. Исследования дали новые важные результаты: удалось разделить нуклеин на белок и кислый остаток. Сам же термин "нуклеиновые кислоты" был предложен в 1889 году: нуклеиновыми они были названы потому, что впервые были открыты в ядрах клеток. «Нуклеос» - это ядро

В 1909 г. в результате гидролиза нуклеиновых кислот были выделены входящие в их состав сахара: рибоза и дезоксирибоза.

В 1936 г. советский ученый А. Н. Белозерский впервые обнаружил ДНК в клетках растений.

Для установлении сведений о ДНК и РНК изучали не только лейкоциты гоноя и сперму лосося, но и помет птиц, железы быка, клетки крови, дрожжи и другие различные ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

ДНК

Молекула ДНК - это двухцепочечная спираль, закрученная вокруг собственной оси.ДНК является первичным носителем наследственной информации

В полинуклеотидной цепочке соседние нуклеотиды связаны между собой ковалентными связями, которые образуются между фосфатной группой одного нуклеотида и 3'-спиртовой группой пентозы другого.

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) представляет собой биополимер мономером которого является нуклеотид.

Каждый нуклеотид состоит из остатка фосфорной кислоты, присоединённого по 5'-положению к сахару дезоксирибозе, к которому присоединено одно из четырёх азотистых оснований. Именно наличие характерного сахара и составляет одно из главных различий между ДНК и РНК.

Исходя из структуры молекул, основания, входящие в состав нуклеотидов, разделяют на две группы: пурины (аденин [A] и гуанин [G]) и  пиримидины (цитозин [C] и тимин [T]) 

Полинуклеотидная цепь ДНК закручена в виде спирали, напоминая винтовую лестницу и соединена с другой, комплементарной ей цепью с помощью водородных связей, образующихся между аденином и тимином (две связи), а также гуанином и цитозином (три связи). Нуклеотиды А и Т, Г и Ц называются  комплементарными. В результате у всякого организма число адениловых нуклеотидов равно числу тимидиловых, а число гуаниловых - числу цитидиловых. Такая способность к избирательному соединению нуклеотидов называется  комплементарностью, и это свойство лежит в основе образования новых молекул ДНК на базе исходной молекулы.


 

РНК

Молекула РНК - нуклеиновая кислота одноцепочечный биополимер, в качестве мономеров которого выступают нуклеотиды.

В пределах одной молекулы РНК имеется несколько участков, которые комплементарны друг другу. Между такими комплементарными участками образуются ковалентные связи.

РНК состоит из нуклеотидов, в состав которых входят сахар – рибоза, одно из азотистых оснований (аденин, урацил, гуанин, цитозин) и остаток фосфорной кислоты.

Аденин и гуанин относятся к пуриновым основаниям, цитозин и урацил к пиримидиновым. В отличие от молекулы ДНК, в качестве углеводного компонента рибонуклеиновой кислоты выступает не дезоксирибоза, а рибоза. Вторым существенным отличием в химическом строении РНК от ДНК является отсутствие в молекуле рибонуклеиновой кислоты такого нуклеотида как тимин. В РНК он заменён на урацил.

Последовательность нуклеотидов позволяет РНК кодировать генетическую информацию. Все клеточные организмы используют РНК (мРНК) для программирования синтеза белков.

Информация о последовательности аминокислот белка содержится в информационных РНК (иРНК, мРНК). Три последовательных нуклеотида (кодон) соответствуют одной аминокислоте.

 

 

 

 

 

 

 

Формулы для составления нуклеотида

t1620294984aa.pngt1620294984aa.png

t1620294984ab.jpgt1620294984ab.jpgt1620294984ab.jpgt1620294984ab.jpgt1620294984ac.jpgt1620294984ac.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpg

t1620294984aa.pngt1620294984aa.png

t1620294984ab.jpgt1620294984ab.jpgt1620294984ab.jpgt1620294984ab.jpgt1620294984ac.jpgt1620294984ac.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpg

t1620294984aa.pngt1620294984aa.pngt1620294984aa.png

t1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpgt1620294984ad.jpg

t1620294984aa.pngt1620294984aa.pngt1620294984aa.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.