Конспект урока по теме «Нуклеиновые кислоты»
Тема урока: Нуклеиновые кислоты
Тип урока: урок изучения новых знаний
Форма урока: урок смешенного типа
Цель: создать условия для организации деятельности обучающихся по изучению строения и свойств нуклеиновых кислот.
Задачи предметные - Содействовать
1. Овладению основами метода познания, характерных для естественных наук: рассказ, моделирование, работа с текстом.
2. Определению роли нуклеиновых кислот в жизни, раскрытию смысла основных химических понятий, находить черты, свидетельствующие об общих признаках, называть отличительные особенности строения ДНК и РНК
3. Составлению моделей нуклеотидов ДНК и РНК
Воспитательное воздействие урока:
Способствовать воспитанию положительной учебной и познавательной мотивации студентов, ответственности за результаты коллективной деятельности.
Планируемые результаты:
личностные УУД –
осознание ценностей химического знания, формирование желания выполнять учебные действия.
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самоопределение, умение планировать собственную деятельность.
метапредметных УУД:
регулятивные -
планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей;
оценивать работу одноклассников, контролировать и оценивать свои действия, сравнивать результаты своей деятельности с правильными;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний;
познавательные –
поиск и выделение необходимой информации, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
умение производить логические действия: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
коммуникативные –
осуществляет взаимный контроль и оказывание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.
готовность получать необходимую информацию; высказывать суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки раздаточные: информационные, с рефлексией, для собирания моделей (даны в приложении)
ИКТ: мультимедийное оборудование
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и приемы организации деятельности |
||||||
Организационный момент Актуализация опорных знаний
|
3 - 5мин |
Психологическая подготовка к общению. Обеспечивает благоприятный настрой. Зачитывает эпиграф к теме: «Раньше мы считали, что наша судьба написана на звёздах. Сегодня мы знаем, что наша судьба в большей степени написана в наших генах».
Обращает внимание на записанный на слайде ассоциативный ряд: (Демонстрация слайда 1) - главная загадка жизни - она делает каждого из нас непохожими на других индивидуумов - отцовский нос - "Ах, как он похож на мать" - самые крупные молекулы - хранители наследственной информации - содержатся в генах - в хромосоме
Дает задание - опираясь на ассоциации сформулировать тему урока (Демонстрация слайда 2) |
Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы, уточняют ответы других
Принимают участие в формулировании темы, высказывая свои суждения и предположения
|
Фронтальная работа Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.
Приём "Ассоциативный ряд" Опираясь на ассоциации формулируют возможную тему урока
|
||||||
Постановка целей и задач урока.
|
3- 5 мин |
Организация деятельности для постановки целей урока. (Демонстрация слайда 3) Предлагает оформить таблицу и заполнить первый столбик
Организует беседу по ответам, данным в таблице.
Обобщает ответы студентов, конкретизируя цели урока. (Демонстрация слайда 4) |
Отвечают на вопрос записанный в первой колонке, участвуют в постановки целей урока
|
Фронтальная работа Прием "Анализ": анализирует известные сведения и обобщает в группу
|
||||||
Первичное усвоение новых знаний1
7мин |
|
Сообщает исторические сведения об открытии нуклеиновых кислот, используя слайды презентации (Демонстрация Слайды 5-9)
Ф. Мишер открыл нуклеиновые кислоты в лейкоцитах в 1869 году Изучая химический состав лейкоцитов гноя, молодой учёный получил вещество с необычными для известных тогда органических соединений свойствами. Мишер предположил, что это вещество сдержится в ядре клетки. В дальнейшем Ф. Мишер использовал молоки лосося. Исследования дали новые важные результаты: удалось разделить нуклеин на белок и кислый остаток. Сам же термин "нуклеиновые кислоты" был предложен в 1889 году: нуклеиновыми они были названы потому, что впервые были открыты в ядрах клеток. «Нуклеос» - это ядро. В 1909 г. в результате гидролиза нуклеиновых кислот были выделены входящие в их состав сахара: рибоза и дезоксирибоза. В 1936 г. советский ученый А. Н. Белозерский впервые обнаружил ДНК в клетках растений. Для установлении сведений о ДНК и РНК изучали не только лейкоциты гноя и сперму лосося, но и помет птиц, железы быка, клетки крови, дрожжи и другие различные ткани. Физические свойства хорошо растворимы в воде, практически не растворимы в органических растворителях, очень чувствительны к действию температуры и критических значений уровня pH.
Организует проверку понимания: Называя утверждения: 1. Браконно Анри –французский химик впервые выделил нуклеиновую кислоту. 2. Нуклеиновая кислота была открыта в лейкоцитах гноя. 3. Найдена нуклеиновая кислота в ядре. 4. Термин "нуклеиновые" получили от названия ядро. 5. Рибоза и дезоксирибоза входят в состав нуклеиновых кислот 6. Ф. Мишер обнаружил ДНК в клетках растений. 7. Нуклеиновые кислоты не растворяются в воде 8. Первой была открыта РНК |
Записывают конспект, используя информацию объяснения учителя в презентации, отвечают на вопросы
Воспринимают утверждения и на правильные встают, на ложные поднимают руку |
Фронтальная работа Прием - рассказ по мультимедийной презентации
Фронтальная работа Прием - "Да", "Нет", совмещенный с приемом физкультминутка |
||||||
Первичное усвоение новых знаний2
7мин |
|
Организует работу в парах по определению структуры нуклеиновых кислот. Демонстрирует слайд 10. (таблица сравнения ДНК и РНК) Предлагает по раздаточному материалу выписать из чего состоят нуклеиновые кислоты 1 ряд РНК 2 ряд ДНК Заполняют таблицу
|
Работают в парах, заполняют таблицу, используя информацию из раздаточного материала, называют структурные элементы молекул РНК и ДНК выписывают в таблицу структурные элементы строения РНК и ДНК |
Групповая - Парная работа самостоятельная работа |
||||||
Первичная проверка понимания |
|
Организует проверку и проверяет правильность заполненной таблицы, спрашивая, выясняет элементы структуры нуклеиновых кислот
Предлагает сравнить и назвать сходства и отличия по таблице
|
Представители по парам информируют об информации, которую они записали в таблицу. Анализируют таблицу называют различия, высказывают свое мнение |
Фронтальная работа
|
||||||
Первичное закрепление 10 мин 5мин |
|
Демонстрирует слайд 11. со строением нуклеотида Раздает материал и организует работу в парах по составлению нуклеотидов РНК и ДНК (материал содержит: сахара, остатки фосфорной кислоты и азотистые основания, в различных вариантах) Задания по группам: (рядам)
Демонстрация слайда 12. 1. Составить нуклеотид для РНК 2. Составить нуклеотид для ДНК 3. Составить максимально возможное количество нуклеотидов из раздаточного материала. Контролирует выполнение работы в парах. Раздает карточки. Предлагает выполнить индивидуальное задание – диктант, вставляя пропущенные слова. Организует проверку понимания, озвучивая правильные ответы.
Демонстрация слайда 13. Ответы на диктант |
Составляют нуклеотиды по заданию, используя раздаточный материал обсуждают правильность выполнения, решая вопросы в парах
Получают задание – диктант, работая индивидуально, вписывают понятия, дополняя предложения. Осуществляют взаимопроверку и оценку. |
Групповая - Парная работа самостоятельная работа
Прием - "Моделирование"
Индивидуальная самостоятельная работа Прием -"Вставить слово в предложение" Прием -"Взаимопроверка, взаимооценка" |
||||||
Рефлексия деятельности
3мин |
|
Предлагает закончить таблицу Демонстрация слайда 3 Беседа высказываний по таблице
|
Отвечают на вопросы двух последних столбиков таблицы. Высказывают свое мнение |
Фронтальная работа Прием "Анализ": анализирует известные сведения и обобщает в группу |
||||||
Домашнее задание, |
|
Предлагает записать домашнее задание: Объяснить фразу - "Ученые доказали… что ДНК банана совпадает. с ДНК человека на 50−70%… Небольшое отклонение и ты — БАНАН…" Так ли это?
|
Записывают домашнее задание |
Прием - "Проблемный вопрос" |
Приложение
Карточки для раздаточного материала
Что я знаю? |
Что узнал об нуклеиновых кислотах? |
Что бы еще хотел знать? |
|
|
|
ДИКТАНТ
1) Молекулы нуклеиновых кислот состоят из ……………………………………………..
2) В клетках имеется ………………………. типа нуклеиновых кислот.
3) Эти биополимеры состоят из …………………………….
4) Каждый структурный элемент нуклеиновых кислот состоит из 1,2,3,4 компонентов, соединенных …………………………. связями.
5) Число цепочек в молекуле РНК ……………………, а в молекуле ДНК ……………
6) Молекула РНК отличается от ДНК тем, что у нее есть ……………………………
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
Нуклеиновые кислоты как один из компонентов живой материи были открыты в 1869 году швейцарским ученым Фридриха Иоганом Мишером
Изучая химический состав лейкоцитов гноя, молодой учёный получил вещество с необычными для известных тогда органических соединений свойствами. Мишер предположил, что это вещество сдержится в ядре клетки.
В дальнейшем Ф. Мишер использовал другой материал для изучения состава ядер клеток. Он исследовал сперматозоиды - молоки лосося. Исследования дали новые важные результаты: удалось разделить нуклеин на белок и кислый остаток. Сам же термин "нуклеиновые кислоты" был предложен в 1889 году: нуклеиновыми они были названы потому, что впервые были открыты в ядрах клеток. «Нуклеос» - это ядро
В 1909 г. в результате гидролиза нуклеиновых кислот были выделены входящие в их состав сахара: рибоза и дезоксирибоза.
В 1936 г. советский ученый А. Н. Белозерский впервые обнаружил ДНК в клетках растений.
Для установлении сведений о ДНК и РНК изучали не только лейкоциты гоноя и сперму лосося, но и помет птиц, железы быка, клетки крови, дрожжи и другие различные ткани.
ДНК
Молекула ДНК - это двухцепочечная спираль, закрученная вокруг собственной оси.ДНК является первичным носителем наследственной информации
В полинуклеотидной цепочке соседние нуклеотиды связаны между собой ковалентными связями, которые образуются между фосфатной группой одного нуклеотида и 3'-спиртовой группой пентозы другого.
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) представляет собой биополимер мономером которого является нуклеотид.
Каждый нуклеотид состоит из остатка фосфорной кислоты, присоединённого по 5'-положению к сахару дезоксирибозе, к которому присоединено одно из четырёх азотистых оснований. Именно наличие характерного сахара и составляет одно из главных различий между ДНК и РНК.
Исходя из структуры молекул, основания, входящие в состав нуклеотидов, разделяют на две группы: пурины (аденин [A] и гуанин [G]) и пиримидины (цитозин [C] и тимин [T])
Полинуклеотидная цепь ДНК закручена в виде спирали, напоминая винтовую лестницу и соединена с другой, комплементарной ей цепью с помощью водородных связей, образующихся между аденином и тимином (две связи), а также гуанином и цитозином (три связи). Нуклеотиды А и Т, Г и Ц называются комплементарными. В результате у всякого организма число адениловых нуклеотидов равно числу тимидиловых, а число гуаниловых - числу цитидиловых. Такая способность к избирательному соединению нуклеотидов называется комплементарностью, и это свойство лежит в основе образования новых молекул ДНК на базе исходной молекулы.
РНК
Молекула РНК - нуклеиновая кислота одноцепочечный биополимер, в качестве мономеров которого выступают нуклеотиды.
В пределах одной молекулы РНК имеется несколько участков, которые комплементарны друг другу. Между такими комплементарными участками образуются ковалентные связи.
РНК состоит из нуклеотидов, в состав которых входят сахар – рибоза, одно из азотистых оснований (аденин, урацил, гуанин, цитозин) и остаток фосфорной кислоты.
Аденин и гуанин относятся к пуриновым основаниям, цитозин и урацил к пиримидиновым. В отличие от молекулы ДНК, в качестве углеводного компонента рибонуклеиновой кислоты выступает не дезоксирибоза, а рибоза. Вторым существенным отличием в химическом строении РНК от ДНК является отсутствие в молекуле рибонуклеиновой кислоты такого нуклеотида как тимин. В РНК он заменён на урацил.
Последовательность нуклеотидов позволяет РНК кодировать генетическую информацию. Все клеточные организмы используют РНК (мРНК) для программирования синтеза белков.
Информация о последовательности аминокислот белка содержится в информационных РНК (иРНК, мРНК). Три последовательных нуклеотида (кодон) соответствуют одной аминокислоте.
Формулы для составления нуклеотида