Методическая разработка к уроку биология в 9 классе «Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки и нуклеиновые кислоты»

4
0
Материал опубликован 18 September 2019

Тема: Органические вещества. Белки и нуклеиновые кислоты.

Цель урока: Систематизировать и углубить знания воспитанников о химической организации клетки. Изучить особенности организации и функции белков и нуклеиновых кислот.

Задачи

Образовательные: расширить знания воспитанников о химической организации клетки; познакомить с разнообразием белков; сформировать представление о структурной организации белков и нуклеиновых кислот; выявить функции белков и нуклеиновых кислот в клетке; развивать понимание взаимосвязи сложности строения молекул белка, нуклеиновых кислот и выполняемых ими функций.

Развивающие: развивать мышление и наблюдательность, познавательные интересы и инициативу воспитанников; развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанием; продолжить развитие элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение воспитанников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера; продолжить формирование навыков работы с рисунками и моделями.

Воспитательные: воспитывать культуру общения и положительную мотивацию к учёбе; формировать познавательный интерес к изучению химической организации клетки; способствовать формированию ценностного отношения к живой природе и к своему здоровью; формировать у воспитанников интерес к изучению биологии; показать биологическую значимость белков и нуклеиновых кислот; углубить знания основных принципов здорового образа жизни.

Формирование УУД

Личностные УУД:

    осознание неполноты знаний и развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению химической организации клетки;

    осознавать необходимость изучения биологии;

    осознание ценности биологических знаний как компонента научной картины мира;

    осознание необходимости здорового и полноценного питания;

    устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    оценивать собственный вклад в работу класса;

    развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

    применять полученные знания в практической деятельности, а также оценивать их уровень.

Регулятивные УУД:

    сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

    определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выполнять задания в соответствии с поставленной целью и осознавать конечный результат работы;

    оценивать совместно с преподавателем результаты своих действий;

    сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, участвовать в коллективном обсуждении;

    формировать приёмы работы с информацией: поиск и отбор информации;

    формировать навыки работы с моделями, рисунками;

    развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

    продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи;

    обсуждать информацию в рабочей группе;

    продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение;

    продолжить формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познавательные УУД:

    извлекать информацию об органических веществах, входящих в состав клетки;

    сформировать умение ориентироваться в изучаемом материале, выделять главное, структурировать учебный материал и использовать информацию;

    сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты;

    сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    объяснять значения новых слов;

    формировать умение работы с рисунками и логическими цепочками.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

- общий план химической организации клетки;

- особенности организации и свойства белков и нуклеиновых кислот;

- биологическую роль белков и нуклеиновых кислот в клетке/организме;

- основные термины и понятия по теме урока.

уметь:

- характеризовать химический состав клетки;

- приводить примеры белков и нуклеиновых кислот, входящих в состав клетки;

- описывать связь между особенностями организации молекул белков и нуклеиновых кислот и их свойствами;

- доказывать значимость белков и нуклеиновых кислот в жизни клетки/организма;

- доказывать необходимость здорового и полноценного питания;

- давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл;

- применять полученные знания на практике.

Личностные:

- формируется экологическая культура воспитанников;

- формируется бережное отношение к организму, направленное на сохранение здоровья;

- осознание значимости органических веществ в жизнедеятельности клеток и организма в целом;

- осознание необходимости здорового и полноценного питания;

- осознание ценности биологических знаний;

- саморазвитие и самообразование воспитанников, восприятие научной картины мира;

- ответственно относятся к выполнению учебных задач;

- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;

- применение полученных знаний в практической деятельности, самоанализ и самооценка.

Метапредметные:

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи под руководством учителя и работать в соответствии с ними;

- выдвигают простейшие гипотезы;

- выделяют главное, осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

- умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, работать с информацией и преобразовывать её;

- находят причинно-следственные связи;

- оценивают свою работу и работу своих одноклассников;

- владение практическими навыками, уметь применять полученные знания на практике;

- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Тип урока: освоение новых знаний.

Методы:

- словесные (беседа, устная монологическая речь, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- проблемно-поисковый (поиск информации);

- практический (решение проблемных задач);

- дедуктивный метод (анализ, применение знаний, обобщение).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, диалоговое обучение, здоровьесберигающие технологии, информационно-коммуникативные, системно-деятельностный подход.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, учебник, модель ДНК.


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты. Формирование УУД.

Предметные

результаты

УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

результаты

1. Мотивационный этап


Приветствие.

Мотивирование воспитанников к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.


Приветствуют преподавателя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на урок.


Р: Самоорганизация

Нравственно-этическое оценивание

2. Актуализация опорных знаний






Организует проверку домашнего задания, готовности к уроку.

Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит проверочную работу по теме "Неорганические вещества, входящие в состав клетки" (приложение 1).

Выполняют работу, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Обобщают и систематизируют полученные знания по теме "Неорганические вещества, входящие в состав клетки ".

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.


Смыслоопределение.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач.


3. Выявление затруднения


Постановка проблемы.

Органические соединения составляют в среднем 20-30% массы клетки. Предлагает вспомнить группы органических веществ.

Эти органические вещества есть в каждой клетке. Определите эти вещества:

    Это главный строительный материал клетки;

    Пространственную модель этого органического вещества предложили в 1953 г. Дж. Уотсон (США) и Ф. Крик (Англия). Без них невозможны сохранение и передача наследственных признаков.

Перечисляют органические вещества.


Определяют белки и нуклеиновые кислоты по выдвинутым утверждениям.

Формирование интереса к изучаемому вопросу.

П: Установление причинно-следственных связей.

Р: Предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы.

К: Инициативное сотрудничество. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её при выработке общего решения в совместной деятельности.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

4. Проект выхода из затруднения (целеполагание)

Предлагает сформулировать тему и задачи урока, спланировать учебную деятельность на уроке.






Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность.

Умение грамотно формулировать тему и задачи урока.

Р: Умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение.

К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Осмысливают тему и цель урока. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

5. Реализация построения проекта ("открытие" нового знания)



































    Белки.

Среди органических веществ клетки белки занимают первое место как по количеству, так и по значению. Белки - это биологические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты (высокомолекулярные соединения поскольку в молекуле белка присутствует 300-500 аминокислот, а иногда и более 1000). В организме человека встречается 5 млн. типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. Преподаватель предлагает привести примеры белков из курса биологии 8 класса.

Разнообразие белков обеспечивается сочетанием всего лишь 20 разных аминокислот. Они составляют миллионы комбинаций. Например: из 20 остатков аминокислот можно составить около 2 * 10 18 вариантов белковых молекул. Так, замена всего лишь одной аминокислоты на другую приводит к образованию новой белковой молекулы. Если отличается порядок чередования аминокислот, то форма, свойства и функции белка также будут различными. Например: если вместо глутаминовой аминокислоты в гемоглобине человека появится остаток валина, то возникает тяжелейшее заболевание - серповидноклеточная анемия (гемоглобин плохо взаимодействует с кислородом).

Преподаватель предлагает записать определение белков и особенности организации.

Предположите, почему опасно белковое голодание при вегетарианстве? (человек не получает нужные аминокислоты, следовательно, не синтезируются жизненно важные белки) Преподаватель подводит воспитанников к выводу о необходимости здорового и полноценного питания.

    Значение белков.

Преподаватель подводит воспитанников к выводу о значимости липидов.

Преподаватель предлагает ответить на проблемные вопросы и определить функции белков. Формирует такие формы мыслительной деятельности, как: доказательство, аргументация, рассуждение, установление причинно-следственных связей.

    Зачем в организме животных нужны актин и миозин? (двигательная функция);

    При расщеплении 1 г белков выделяется 17,6 кДж энергии – энергетическая функция;

    При поступлении в организм микроорганизмов лейкоциты образуют особые белки – антитела (защитная функция). Можно поставить вопрос о фибриногене;

    Зачем в эритроцитах присутствует гемоглобин? (транспортная функция);

    Ферменты – вещества белковой природы (каталитическая роль);

    Коллаген содержится в коже; кератин - в перьях, шерсти, волосах, рогах, копытах, ногтях и когтях (строительная);

Преподаватель предлагает записать функции белков.

    Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты были обнаружены в ядре клетки, потому и получили своё название.

Преподаватель предлагает послушать сообщение об открытии нуклеиновых кислот (приложение 2).

Нуклеиновые кислоты – это полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. Различают 2 типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.

Преподаватель предлагает проанализировать учебник стр. 21-22 и рисунки слайда, сравнить строение ДНК и РНК, выделить сходства и отличия.

Корректирует и дополняет ответы воспитанников.

Сходства: полимерные молекулы, мономерами являются нуклеотиды, принимают участие в синтезе белковых молекул.

Отличия: ДНК - двойная цепь, находится только в ядре, большая молекулярная масса, большая длина; РНК – одинарная цепь, находится в ядре, ядрышках, рибосомах и цитоплазме, есть разновидности (тРНК, рРНК, иРНК).

Преподаватель предлагает записать определение нуклеиновых кислот и особенности организации.

    Функции нуклеиновых кислот

Почему изучение нуклеиновых кислот имеет исключительно важное значение? (понимание механизма наследования признаков у организмов и закономерностей функционирования клеток) Преподаватель подводит к выводу о значимости нуклеиновых кислот: хранят и передают дочерним клеткам информацию о структуре белковых молекул, которые синтезируются клеткой на определенном этапе развития. Любые изменения в строении нуклеиновых кислот ведут к изменению структуры клеток или активности процессов в них. Почему? Преподаватель предлагает объяснить на примере.


Слушают и анализируют новый материал, излагаемый преподавателем.









Приводят примеры белковых молекул.


Формулируют и записывают определение липидов.


Отвечают на вопросы, дополняют друг друга.


Делают вывод о причинах разнообразия белков.




Записывают определение «белки», особенности организации белковой молекулы.


Отвечают на вопрос. Дополняют друг друга.


Делают вывод о необходимости здорового и полноценного питания.



Отвечают на проблемные вопросы.

Рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, доказывают свою точку зрения.


Поясняют функции белков, доказывают своё мнение. Дополняют друг друга.








Записывают функции белков.




Слушают и анализируют материал докладчика об открытии нуклеиновых кислот.


Слушают и анализируют новый материал, излагаемый преподавателем.


Работают со материалом учебника. Выделяют главное в изучаемом материале, анализируют информацию.

Выделяют свойства и отличия нуклеиновых кислот.


Записывают определение «нуклеиновые кислоты», особенности ДНК и РНК.






Отвечают на вопрос, называют функции нуклеиновых кислот.




Формулируют вывод о значимости ДНК и РНК.







Повторяют и расширяют знания о химической организации клетки.


Знакомятся с разнообразием белков;


Формируют представление о структурной организации белков и нуклеиновых кислот;


Выявляют биологическую роль белков и нуклеиновых кислот в клетке/организме;


Устанавливают взаимосвязь сложности строения молекул белка, нуклеиновых кислот и выполняемых ими функций.


Приводят примеры белков и нуклеиновых кислот, входящих в состав клетки;


Доказывают необходимость здорового и полноценного питания;


Дают определения основных биологических терминов и понятий и объясняют их смысл.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. Формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение организовывать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете.


П: Строить логическое рассуждение. Информационный поиск. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять результаты работы классу.

Установление причинно-следственных связей.


К: Участие в совместной деятельности. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Владение вербальными способами коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю).

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.


Ответственное отношение к выполнению учебных задач;


Осознание ценности белков и нуклеиновых кислот.







6. Первичное закрепление с проговариванием



Обсуждение новой темы (беседа).

Вернёмся к основным этапам нашей темы:

    Какие вещества называют белками? Нуклеиновыми кислотами?

    Приведите пример белков, нуклеиновых кислот.

    Почему белки и нуклеиновые кислоты называют биополимерами?

    Докажите значимость белков.

    Может ли клетка существовать без нуклеиновых кислот? Почему?


Отвечают на вопросы.

Дополняют друг друга. Отстаивают свою точку зрения.

Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Обобщают изученный материал.

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Владение диалогической, монологической речью.

П: грамотно формулировать вопросы, представлять результаты классу.

Оценивать собственный вклад в работу группы, осознавать свои возможности и важность данной темы.


7. Включение в систему знаний и умений

Преподаватель предлагает:

1. Ответить на вопросы:

    Установлено, что при достаточной калорийности пищи, но при отсутствии в ней белка у животных наблюдаются патологические явления: останавливается рост, изменяется состав крови… Дайте объяснение этому явлению (многие аминокислоты являются незаменимыми, должны поступать с пищей. Нет белка, нет главного строительного материала)

    В определении понятия «жизнь» Ф. Энгельс на первое место поставил слово «белки» - «жизнь есть способ существования белковых тел…» Как вы думаете, почему? (разнообразные функции белков в клетке);

    Какие клетки не способны к передаче наследственной информации? (мёртвые)

2. Сформулировать вывод к уроку.

Выполняют работу, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Формулируют выводы.

Систематизируют полученные знания по теме.

Оценивают результаты своей деятельности.

П: Прогнозируют

результаты уровня

усвоения изучаемого

материала. Ориентируются в системе знаний.

Р: Умение организовать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам. Осуществляют контроль учебных действий.

Самооценка результатов деятельности. Осознание важности данной темы.


8. Д/з

Комментирует домашнее задание.

Учебник стр. 18-19, 20-22 читать, выучить конспект.

Слушают и записывают задание в дневник.



Осмысливают объем задания.

9. Рефлексия.



1. Дает качественную оценку работе класса и отдельных воспитанников.

2. Облако «тегов»: сегодня я узнал…было трудно…я понял, что…я научился…меня удивило…и т.д. Каждый воспитанник выбирает по 1 предложению и заканчивает его.

Участвуют в обсуждении, осознанно формулируют выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате.


Анализ и обобщение урока.

Р: Проводят рефлексию учебной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. Готовность к личностному самоопределению, самооценке.


Приложение 1

1 вариант

    Докажите общность живой и неживой природы.

    Какие химические элементы образуют около 98% массы клетки? Перечислите.

    Докажите значимость макроэлементов на конкретном примере.

2 вариант

    Биоэлементы - это...

    Приведите примеры микроэлементов (не менее 2)

    Назовите самое распространённое неорганическое вещество в живых организмах. В чём его значимость? (не менее 3 примеров)

3 вариант

    Макроэлементы - это...

    Докажите значимость микроэлементов на конкретном примере.

    Докажите на конкретном примере значимость минеральных солей.

4 вариант

    Приведите примеры макроэлементов (не менее 4)

    Что такое буферность клетки и что её обуславливает?

    Какой свойство воды обуславливает её важнейшую функцию превосходного растворителя? В чём суть данного свойства, опишите.

Приложение 2

В 1869 г. появилась первая научная публикация о нуклеиновых кислотах. Она была сделана швейцарским биохимиком Ф. Мишером. Он выделил вещество из лейкоцитов крови человека и сперматозоидов лося. Ф. Мишер обнаружил, что в состав этого вещества входят азот и фосфор. Так как вещество было найдено в ядре, оно было названо нуклеином.

В начале 50-х гг. XX в. Американский химик Л. Полинг изучал структуру нуклеиновых кислот. В это же время английские исследователи М. Уилкинс и Р. Франклин методом рентгеноструктурного анализа пытались определить строение нуклеиновых кислот. Им удалось выяснить общие параметры спиральной структуры ДНК, её диаметр и расстояние между витками.

Параллельно с английскими учёными строение нуклеиновых кислот изучали в Кембриджском университете Дж. Уотсон и Ф. Крик. Используя всё, что было известно о нуклеиновых кислотах (физические и химические данные) они построили пространственную модель ДНК, проверили предположение, что молекула состоит из двух цепей, определили принцип соединения этих цепей, который в дальнейшем получил название «принцип комплементарности».




9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.