Урок физики в 9 классе «Решение задач по теме "Арифметическая прогрессия"»
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
личностных:
уверенно и грамотно выражать свои мысли на математическом языке и языке формул;
правильно и последовательно выполнять алгебраические преобразования;
правильно применять формулы арифметической прогрессии;
не боятся ошибок, развивать умение отстаивать свое мнение.
метапредметных:
освоение способов деятельности:
познавательной
закрепление навыков и умение применять формулы арифметической прогрессии;
систематизирование и углубление знаний при решении задач;
исследование практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
информационно – коммуникативной:
проведение информационно-смыслового анализа текста;
умение слушать одноклассника и уважительно относиться к чужому мнению;
умение перефразировать мысль;
рефлексивной
самостоятельная организация учебной деятельности;
поиск и устранение причин возникших трудностей;
оценивание своих учебных достижений;
предметных:
понимание смысла понятий «арифметическая прогрессия», разность арифметической прогрессии», характеристическое свойство, сумма n – первых членов арифметической прогрессии и умение употреблять их в устной и письменной речи;
понимание сути и смысла шагов нахождения элементов арифметической прогрессии;
овладение опытом использования свойств и определения арифметической прогрессии при решении различных алгебраических задач и задач с практическим содержанием.
Задачи учителя на уроке:
проконтролировать знания основных формул арифметической прогрессии;
помочь учащимся обобщить информацию по теме «Арифметическая прогрессия»
оценить умения решать ключевые задачи по данной теме;
проверить навыки учащихся по применению своих знаний в ходе решения нестандартных задач;
развить представления учащихся об использовании арифметической прогрессии в окружающей их жизни;
продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
Мотивация: подготовка к ГИА и к контрольной работе.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Давайте закроем глаза и представим себе что-нибудь хорошее: море, солнце... Вот и мы сегодня с вами окунемся в море цифр, формул и задач по теме «Арифметическая прогрессия». Ведь еще столетия назад великий ученый Архимед сказал: «Числа правят миром». 2 слайд
А действительно ли прав Архимед? Давайте же сегодня мы с вами вместе решим проблему: действительно ли знания прогрессия так важны в жизни?
Историческая справка 3 слайд
В клинописных таблицах вавилонян в египетских пирамидах(второй век до н.в.) встречаются примеры арифметический прогрессий.
Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и др.
Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым. Ариабхатта (5 в.) применял формулы общего числа, суммы арифметической прогрессии.
Но правило для нахождения суммы членов арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении «Книги Абака» в 1202 г. (Леонардо Пизанский).
В настоящее время мы рассматриваем прогрессии, как частные случаи числовых последовательностей.
Закончился 20 век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря
Строенье звезд и вся земля
Но математиков зовет
Известный лозунг «Прогрессио - движение вперед!» 4 слайд
Повторение формул арифметической прогрессии 5 слайд
Эстафеты формул
|
|
|
Устный фронтальный опрос 7 слайд
Овладение опытом использования свойств и определения арифметической прогрессии при решении различных алгебраических задач и задач с практическим содержанием
9 – 14 слайды
Задача 1: При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
Задача 2: При свободном падении тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую на 9,8 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после начала падения.
Задача 3: В горных местностях температура воздуха летом при подъеме на каждые 100 м в среднем понижается на 0,7 градуса. В 11 ч на горе термометр показывал 14,8 градуса. Как высоко находится наблюдатель, если у подножия в это время температура 26 градусов?
Задача 4: За 16 дней Карл украл у Клары 472 коралла. Каждый день он крал на 3 коралла больше, чем в предыдущий день. Сколько кораллов украл Карл в последний день?
Задача 5: В амфитеатре расположены 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр?
Отряд механизаторов в весенне-посевную кампанию в первый день вспахал 100 га пашни, а в каждый последующий день на 3 га больше, чем в предыдущий. Найти, сколько гектаров пашни отряд механизаторов вспахал за 19 дней. Отв.: 2413 га.
Шар, катящийся по желобу, в первую секунду походит 0,6 м, а путь, пройденный в каждую следующую секунду, увеличивается на 0,6 м. Сколько времени будет двигаться шар по шестиметровому желобу? Отв.: 4 с.
Рефлексия.
В конце урока предлагается обязательно провести беседу с учащимися, о том, действительно ли тема «Арифметическая прогрессия так важна, в каких областях применяются полученные знания, что им понравилось в уроке и что необходимо изменить, чтобы урок был более продуктивным и интересным.
Учитель подводит итог урока и заканчивает его стихами:
Урок сегодня завершен, но каждый должен знать Познания, упорство, труд к прогрессу в жизни приведут!