Урок русского языка в 5 классе «Подлежащее»
Урок русского языка в 5 классе
Урок № 33
Тема: Подлежащее.
Цель:
углубить знания учащихся о подлежащем как о главном члене предложения.
Совершенствовать навыки нахождения подлежащего в предложении.
Ход урока:
слайд № 1 – титульный
1. Мотивация к учебной деятельности
2 Синтаксическая пятиминутка:
дайте характеристику предложения по цели высказывания и интонации.
слайд № 2 – синтаксическая пятиминутка
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
Но кто там в колодце так громко смеётся? вопросительное
Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят.
Укажите четвёртое «лишнее» предложение.
3. Проверка домашнего задания 1 упражнение на выбор ученика
Расскажите о видах предложения по цели высказывания?
Какие виды предложений по интонации вы можете назвать?
Выполнить на выбор 1 упражнение: упр. 149, упр. 155
1) Упр. 149. О чём говорит руководитель похода ребятам: что требует от них, какой распорядок дня планирует, о чём спрашивает? Используйте для этого разные по цели высказывания предложения.
2) Упр. 155. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точку, восклицательный или вопросительный знак.
4. Актуализация и пробное учебное действие.
слайд № 3 – число, классная работа
Вспомните, что такое грамматическая основа предложения?
грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое.
Чтение теоретической статьи параграфа 31 – стр. 75
Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. Как ещё называют в русском языке подлежащее и сказуемое?
главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Остальные члены предложения являются … второстепенными.
Учитель: Сегодня мы с вами начнём изучать члены предложения. Запишите тему урока - подлежащее.
слайд № 3 – число, классная работа щелчок – тема урока
Упр. 159. Выпишите из каждого предложения грамматическую основу, укажите, чем выражены подлежащие.
Какими частями речи может выражаться подлежащее?
Существительное, местоимение
А на какие вопросы отвечает подлежащее?
Кто? Что?
Чтение теоретической статьи параграфа 32 – стр. 76.
Что такое подлежащее? Определение запишите в свой словарь (раздел правила)
слайд № 4
Подлежащее – главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком.
Учитель: Подлежащее обозначает того, о ком или о чём говорится в предложении.
Как подлежащее связано со сказуемым?
по смыслу и грамматически
4. Первичное закрепление изученного.
Объяснительный диктант (подчеркните основу предложения, укажите какой частью речи выражено подлежащее)
Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьют сквозь листву. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают мои часы. Они тикают на круглом столе.
Можно ли данную запись назвать текстом? Ответ аргументируйте.
Определите стиль речи данного текста.
слайд № 5 – Физкультминутка
Мы писали, мы писали.
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Затем пальчики сожмём
И опять писать начнём.
Выпишите с текста физкультминутки предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением.
Мы писали, мы писали.
Домашнее задание:
знать теоретический материал § 32.
Выполнить упр. 161. Спишите, подчёркивая подлежащее и сказуемое.
Учитель: Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением, но и сочетание слов (или словосочетанием).
Упр. 162. Спишите, подчеркните грамматическую основу предложения, укажите, чем выражены подлежащие.
Выборочный диктант. Выпишите грамматическую основу каждого предложения. Укажите, чем выражено подлежащее.
слайд № 6 – выборочный диктант
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
Но кто там в колодце так громко смеётся?
Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят
Можно ли данную запись назвать текстом? Ответ аргументируйте.
5 . Рефлексия. настроение, оценки
Что такое подлежащее?
Чем подлежащее может быть выражено?
На какие вопросы отвечает подлежащее?