Урок русского языка в 5 классе «Путешествие в город Синонимов»

5
0
Материал опубликован 25 January 2017 в группе

Урок русского языка в 5 классе. Тема «Путешествие в город Синонимов».

Автор: Демидович Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Осиновская СОШ», Кожевниковского района

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи.

Формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения.

Познакомить со словарями синонимов

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синоним в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средства преодоления неоправданного повтора слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетенция): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижения; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Синонимы

Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

Ребята сегодня у нас очень важное дело. Ёжик и Крош попали в беду. Они не могут вернуться домой. Лосяш рассказал, что его друзья отправились в путешествие по стране Лексика. Нам нужно помочь Лосяшу вызволить их из беды.

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей).

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Воды Великого океана омывают страну Лексика, достичь её берегов возможно лишь морским путём. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина и ответьте на вопрос: «На чём мы отправимся в страну Лексику?»

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна…

И знакомая страна

Вот уж издали видна…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

(Судно и корабль – это слова синонимы, они использованы для большей выразительности.)

Но, чтобы наш корабль отправился в путь вы должны рассказать всё, что знаете о лексике.

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит знаний и желание преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

- Ребята, что такое лексика? (Совокупность всех слов языка составляет его лексику(словарный состав языка, лексический состав.).)

-Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)

-Сколько лексических значений может иметь слово?

-Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).                         -- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).  -Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 

 Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). 

Лосяш благодарит вас ребята за правильные ответы. Отправляемся в страну Лексика!   

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточных своих знаний

Устные ответы

 

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть. (Выполняем движения по тексту.)

Выполняют элементарные физические упражнения

 

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

 

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

-Лосяш предлагает вам ребята послушать беседу Нюши и Бараша.

-Бараш, скажи какая я?

-Хорошая.

- А что ты можешь сказать о Ёжике?

-Он тоже хороший.

- А Страна Смешариков тебе нравится?

- Да, хорошая.

- Бараш, в каком доме ты живёшь?

-Большом.

- А семья у вас какая?

-Большая.

-О чём ты мечтаешь?

-Стать большой.

- Понравились ли вам ответы Бараша? (Нет. Ответы однообразны, речь бедна, похоже, что у Бараша не развита речь.)

- Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая и большая. Нужно использовать синонимы. Итак, сегодня мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимом.

- В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. (Определение на слайде).

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской.

Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Вопросы для уточнения информации

5.Творчекая практическая деятельность по реализации построения проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа со словарём синонимов

- Внимание на экран.(Слайд)

- Нам встретились первые жители города Синонимов.

-Бегемот – гиппопотам. Слова практически совпадающие по значению и употреблению.

Теперь попробуйте вставить в стихотворные строки нужный синоним конь или лошадь.

1.Куда ты скачешь, гордый …

И где опустишь ты копыта?

2.Его …, снег почуя,

Плетётся рысью как – нибудь.

(1.Конь. 2.Лошадка. выбор синонима обусловлен сферой его употребления.)

Выполните задание упр. 361.

В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарём синонимов. (Слайд)

В алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним. Показывает словарь синонимов.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы.

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых упражнений

Решение грамматических задач.

Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает своё решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку по пятибальной системе. Учитель доверяет ученику и выведении итоговой оценки.Все задачи записаны на слайде.

Задача 1. Раскроем понятие «маленький» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени уменьшения признаков.

Результат. Крохотный , малюсенький, лилипутский, крохотулечный.

- Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком.

Задача 2. Подберите как можно больше синонимов к слову идти. Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Своё объяснение постойте как связный монолог.

Результат. Передвигаться, направляться, путь держать, ковылять.

Задача 3. В каждой паре пословиц указаны синонимы. Какими частями речи они выражены?

1.Когда едешь в путь, осторожен будь. – всякая дорога вдвоём веселей.

2.Я к нему оком, а он боком. – Свой глаз – алмаз.

3.Что испёк, то и кушай. – Чем больше ешь , тем больше хочется.

Результат. Путь – дорога. Око – глаз. Кушай – ешь.

Ребята Лосяш благодарит вас. Вы такие молодцы! Мы почти у цели и Ёжик и Крош скоро смогут вернуться домой.

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетрадь и на доске, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Вопросы для уточнения информации

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Задача 4. Устраните неудачный повтор, используя синонимы.

Недавно мне подарили маленького щенка. Глазки у него маленькие, тёмно-коричневые.

Результат. Недавно мне подарили маленького щенка. Глазки у него крошечные, тёмно-коричневые.

Задача 5.Найдите в отрывке из рассказа Эдуарда Шима «Кто копает грядки» синонимы и слова с дополнительным значением «маленький».

На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки. Можно вообразить, что сюда приходят лилипуты. И когда нет людей, они копают свои маленькие грядки. И сажают на них свои крошечные деревья. Потому что на каждой кучке растёт берёзка ростом со спичку. Или сосенка с тремя зелёными иголочками, похожими на паутинки. Но я теперь знаю, кто здесь копает землю. Сам видел. Ну, конечно, это крот.

Игра «Кто больше».

Три ряда – три команды. Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову.

1-й ряд: ХРАБРЫЙ – бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.

2-й ряд: СТРАШИТЬСЯ – бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.

3-й ряд: КРАСНЫЙ– алый, багровый, багряный, кумачовый.

Фронтальная проверка, подведение итогов.

Творческая работа.

Растолкуй пословицы.

I ряд.    Пастух сторожит, а волк стережет.

В чем различие синонимов?

II ряд.  Изменник и трус – одного поля ягода.

Почему по смыслу слова стали синонимами?

   

Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической позиции.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдём тест.(Задание выводятся на слайде, ученики затем по ключу проверяют свои ответы).

Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладенияновым учебным материалом непосредственно на уроке.

Работают с тестом

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Вопросы для уточнения информации

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

Ребята выполнив все задания мы помогли Лосяшу найти его друзей Ёжика и Кроша. Теперь они могут вернуться в свою Страну Смешариков.

Давайте расскажем Ёжику и Крошу, что нового вы узнали на уроке.

Какие трудности у вас возникли во время работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке?

Дайте оценку нашей работе: выберете смайлик соответствующий вашему настроению сейчас.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.