Урок русского языка в 5 классе «Путешествие в город Синонимов»
Урок русского языка в 5 классе. Тема «Путешествие в город Синонимов».
Автор: Демидович Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Осиновская СОШ», Кожевниковского района
Цель деятельности учителя |
Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи. Формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения. Познакомить со словарями синонимов |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синоним в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средства преодоления неоправданного повтора слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетенция): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижения; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения |
Создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия |
Синонимы |
Сценарий урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения(универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово Ребята сегодня у нас очень важное дело. Ёжик и Крош попали в беду. Они не могут вернуться домой. Лосяш рассказал, что его друзья отправились в путешествие по стране Лексика. Нам нужно помочь Лосяшу вызволить их из беды.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей). |
Листы обратной связи |
2.Актуализация и пробное учебное действие |
Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
Воды Великого океана омывают страну Лексика, достичь её берегов возможно лишь морским путём. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина и ответьте на вопрос: «На чём мы отправимся в страну Лексику?» Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна… И знакомая страна Вот уж издали видна… Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. (Судно и корабль – это слова синонимы, они использованы для большей выразительности.) Но, чтобы наш корабль отправился в путь вы должны рассказать всё, что знаете о лексике. Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит знаний и желание преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности. |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
- Ребята, что такое лексика? (Совокупность всех слов языка составляет его лексику(словарный состав языка, лексический состав.).) -Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.) -Сколько лексических значений может иметь слово? -Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). -- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). -Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). - Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). Лосяш благодарит вас ребята за правильные ответы. Отправляемся в страну Лексика! |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточных своих знаний |
Устные ответы |
Физкультминутка |
Раз — подняться, потянуться. |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. |
|||
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. -Лосяш предлагает вам ребята послушать беседу Нюши и Бараша. -Бараш, скажи какая я? -Хорошая. - А что ты можешь сказать о Ёжике? -Он тоже хороший. - А Страна Смешариков тебе нравится? - Да, хорошая. - Бараш, в каком доме ты живёшь? -Большом. - А семья у вас какая? -Большая. -О чём ты мечтаешь? -Стать большой. - Понравились ли вам ответы Бараша? (Нет. Ответы однообразны, речь бедна, похоже, что у Бараша не развита речь.) - Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая и большая. Нужно использовать синонимы. Итак, сегодня мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимом. - В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. (Определение на слайде). Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской. Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Вопросы для уточнения информации |
5.Творчекая практическая деятельность по реализации построения проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа со словарём синонимов |
- Внимание на экран.(Слайд) - Нам встретились первые жители города Синонимов. -Бегемот – гиппопотам. Слова практически совпадающие по значению и употреблению. Теперь попробуйте вставить в стихотворные строки нужный синоним конь или лошадь. 1.Куда ты скачешь, гордый … И где опустишь ты копыта? 2.Его …, снег почуя, Плетётся рысью как – нибудь. (1.Конь. 2.Лошадка. выбор синонима обусловлен сферой его употребления.) Выполните задание упр. 361. В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарём синонимов. (Слайд) В алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним. Показывает словарь синонимов. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями. |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы. |
Устные ответы |
6. Первичное закрепление с комментированием |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых упражнений |
Решение грамматических задач. Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает своё решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку по пятибальной системе. Учитель доверяет ученику и выведении итоговой оценки.Все задачи записаны на слайде. Задача 1. Раскроем понятие «маленький» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени уменьшения признаков. Результат. Крохотный , малюсенький, лилипутский, крохотулечный. - Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. Задача 2. Подберите как можно больше синонимов к слову идти. Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Своё объяснение постойте как связный монолог. Результат. Передвигаться, направляться, путь держать, ковылять. Задача 3. В каждой паре пословиц указаны синонимы. Какими частями речи они выражены? 1.Когда едешь в путь, осторожен будь. – всякая дорога вдвоём веселей. 2.Я к нему оком, а он боком. – Свой глаз – алмаз. 3.Что испёк, то и кушай. – Чем больше ешь , тем больше хочется. Результат. Путь – дорога. Око – глаз. Кушай – ешь. Ребята Лосяш благодарит вас. Вы такие молодцы! Мы почти у цели и Ёжик и Крош скоро смогут вернуться домой. |
Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетрадь и на доске, выполняют упражнения |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
Вопросы для уточнения информации |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
Задача 4. Устраните неудачный повтор, используя синонимы. Недавно мне подарили маленького щенка. Глазки у него маленькие, тёмно-коричневые. Результат. Недавно мне подарили маленького щенка. Глазки у него крошечные, тёмно-коричневые. Задача 5.Найдите в отрывке из рассказа Эдуарда Шима «Кто копает грядки» синонимы и слова с дополнительным значением «маленький». На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки. Можно вообразить, что сюда приходят лилипуты. И когда нет людей, они копают свои маленькие грядки. И сажают на них свои крошечные деревья. Потому что на каждой кучке растёт берёзка ростом со спичку. Или сосенка с тремя зелёными иголочками, похожими на паутинки. Но я теперь знаю, кто здесь копает землю. Сам видел. Ну, конечно, это крот. Игра «Кто больше». Три ряда – три команды. Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову. 1-й ряд: ХРАБРЫЙ – бесстрашный, мужественный, смелый, отважный. 2-й ряд: СТРАШИТЬСЯ – бояться, трусить, дрожать от страха, робеть. 3-й ряд: КРАСНЫЙ– алый, багровый, багряный, кумачовый. Фронтальная проверка, подведение итогов. Творческая работа. Растолкуй пословицы. I ряд. Пастух сторожит, а волк стережет. В чем различие синонимов? II ряд. Изменник и трус – одного поля ягода. Почему по смыслу слова стали синонимами? |
Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|||
8. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий |
Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдём тест.(Задание выводятся на слайде, ученики затем по ключу проверяют свои ответы). Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладенияновым учебным материалом непосредственно на уроке. |
Работают с тестом |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
Вопросы для уточнения информации |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Заключительная беседа по вопросам |
Ребята выполнив все задания мы помогли Лосяшу найти его друзей Ёжика и Кроша. Теперь они могут вернуться в свою Страну Смешариков. Давайте расскажем Ёжику и Крошу, что нового вы узнали на уроке. Какие трудности у вас возникли во время работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Дайте оценку нашей работе: выберете смайлик соответствующий вашему настроению сейчас. |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Индивидуальная |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи. |