12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Татьна Ивановна176
Россия, Тамбовская обл., Тамбовский район с. Беломестная Двойня
1

Урок «Слова, близкие по значению-синонимы»



Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Б-Двойня

Конспект урока по теме:

«Слова, близкие по значению (синонимы)»

УМК «Перспектива», 2 класс

 

Автор: Кузнецова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

 

2017

Тема: «Слова, близкие по значению (синонимы)».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Цель: создание условий для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

1. Повторить изученный материал.

2. Логически вывести определение слова – «синоним».

3. Развивать умение находить слова –синонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, формировать навыки работы в паре, группе.

4. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.

5. Прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся культуру общения, чувства взаимовыручки.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение, анализ и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с учениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация для иллюстрирования учебного материала, предметные картинки, толковые словари, раздаточный дидактический материал для работы в паре, группе, маски Шарика и Матроскина, музыка из мультфильма «Простоквашино».

.
 

Ход урока

1.Орг. момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво, (повернулись к нашим гостям, поприветствуйте их)

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

А прежде, чем начать урок, я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?

Покажите с помощью мимики и сигнальных карточек.

Постарайтесь сохранить ваше настроение как минимум до конца урока.

Работать мы сегодня будем под девизом:

Не страшны нам любые испытания

Вперёд, друзья,

Откроем новые знания!

Приступим

Откройте тетради, запишите дату. Работать мы сегодня будем по плану:

Повторение орфограмм

Работа с толковым словарём

Однозначные и многозначные слова

Тема урока и цели

Работа в парах

Поэтическая минутка

Игра «Найди мне друга»

Итог урока

(Таблички в виде лестницы выстроены на доске и если мы доберемся до самой верхней лесенки, то у нас получится открыть новые знания).

2.Актуализация знаний. (Чему мы учимся на уроках русского языка?,,,.)

  1. Орфографическая работа (загадки в стихах на знании изученных орфограмм)- (слайды2-8).

(Дети самостоятельно записывают слова-отгадки, комментируют орфограммы)-1 ребёнок работает у доски. Затем взаимопроверка по образцу с доски.

С орфограммами у нас всё в порядке, но достаточно ли нам, чтобы быть грамотными, образованными уметь только правильно записывать слова?

Что необходимо знать еще? (Значение слов)

А где мы можем узнать значение слова?

А каких авторов, создавших толковые словари, вы знаете? (слайд 9).

Значение слова, ребята вы можете узнать еще и в электронных словарях.

Что вы должны помнить, перед тем как начнете работу со словарём?

(Слова там записаны в алфавитном порядке, в словарной статье есть значение слова или даже несколько и приведены примеры использования данных слов).

Я предлагаю вам поработать в группах, вспомним правила работы в группах.

Задания для групп:

1группа. Найти, прочитать значение слова «вестибюль» и составить с ним предложение.

2 группа. Найти, прочитать значение слова «нос» и составить с ним предложения.

3группа. Составить загадки, чтобы отгадки были: «коса» в значении орудия труда и «коса» в значении прическа.

1 и 2 группа отчитываются по 1 ученику от каждой группы.

2.2.Какие слова вы отнесете к однозначным, а какие к многозначным? Почему?

(Закрепление понятий однозначные и многозначные слова.)

А сейчас, ребята из 3 группы загадают вам загадки. (Коса-коса)

Как мы называем слова, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенное разное значение (Омонимы). Посмотрите на нашу лестницу знаний, где мы уже оказались?

Ребята, я хочу, чтобы вы уточнили, так для чего нам нужно знать значения слов? (Чтобы правильно использовать их в речи и понимать о чём идет разговор.)

3.Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации , (Вы хорошо работали , а теперь чуточку отдохните. Закройте глазки, послушайте музыку, догадайтесь из какого мультика мелодия? Посмотрите, что происходит в избе дяди Фёдора в то время, когда он уехал учиться? (слайд 10)

Объясните, почему поссорились пёс Шарик и кот Матроскин.

Сценка « Почему поссорились пёс Шарик и кот Матроскин»

Автор: Однажды кот Матроскин, желая похвалить Шарика за то, что он научил Галчонка разговаривать, сказал ему:

Кот Матроскин: - Какой же ты толковый, Шарик!

Автор: -Пёс стал спорить.

Пёс Шарик: - Нет, я не толковый, я умный!

Автор: -Матроскин, не уступает.

Кот Матроскин: - А я говорю ты толковый, Шарик!

Автор: -А пёс в ответ

Пёс Шарик: - Да нет же говорю , я умный!

Автор: так и ругались до тех пор, пока не прилетел Галчонок и не померил их.

Как он это сделал?

А как бы вы им объяснили, что для их ссоры нет причины?

(Привести детей к выводу, что слова «толковый» и «умный» очень близкие по значению.

Итак , что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке, какие слова? (Дети должны сами сформулировать тему урока «Слова, близкие по значению».) Каковы цели нашего урока? (посмотрите на карточки помощницы: узнать, научиться. Дети формулируют, что должны узнать, как называются слова, близкие по значению и научиться использовать их правильно в речи. (Итак, мы поднялись на следующую ступень лестницы).

4.Работа по теме урока

4.1. Работа с учебником

Ребята, кто нам всегда помогает в открытии новых знаний? (пр. Самоваров)

Вот и сейчас он нам спешит помочь, откройте учебник страница 27, найдите слова профессора, прочтите их глазками… . А теперь вслух. Повторите. Какое новое слово появилось в нашем словарном сундучке? Синонимы

(Вывешиваю табличку-определение на доску.)

А где можно посмотреть значение слов-синонимов?

(В словаре синонимов)

4.2. Первичное усвоение

Игра «Скажи по другому», назовите слово- синоним. Фронтальная работа

В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

 Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, лошадь)

 Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

     

В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

Работа в парах – Я предлагаю вам составить пары синонимов.

Это задание вы будете выполнять в паре. Карточки с заданием у вас на столах. Вспомните правила работы в паре. Приступаем к работе. Кому потребуется моя помощь, просигнальте мне. (2 пары работают с упражнением 36 на стр. 26-27, пара девочек проверяет работу Ани, а пара мальчиков - Вани. 2 пары работают с красными карточками, 2 пары с жёлтыми карточками).

Проверка выполнения по ключу со слайда с комментированием. (слайд 11)

Ребята, посмотрите, на последнюю пару слов- синонимов и скажите, как вы понимаете значение слов (воин-защитник)? Прежде всего, воины, защитники, солдаты – это люди, защищающие свою Родину. А как называется наша страна, в какой мы живём? Россия, Российская Федерация.

Почему, я эти слова записала с большой буквы? (Повторение написания собственных и нарицательных имён.

5.Физкультминутка. (Если произношу имя собственное, то вы

подпрыгиваете с хлопком, показывая, что буква первая, заглавная, а если имя нарицательное, то приседаете.)

6.Работа по теме урока (продолжение)

Поэтическая минутка

Послушайте отрывок из стихотворения и постарайтесь найти в них синонимы. (слайды 12-13)

Бураны вьюги и метели-

Как много с ними канители,

Как много шуму толкотни

Как надоели мне они!

Ребята, найдите слова-синонимы, запишите их.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Ребята, найдите слова-синонимы, запишите их. Скажите, для чего поэт использовал слова-синонимы? (Чтобы стих стал красивым выразительным).

(Это интересно! Осина-это название в переводе с латинского языка означает «человек –дрожащий» , а кто знает почему? Если никто не объяснит, расскажет учитель….

7.Игра «Найди мне друга».

Условие игры : выбери синоним к слову, которое вы вытянули из коробочки потерявшихся друзей … Кто выбрал карточку желтого цвета подходит к 1столу, кто выбрал карточку зеленого цвета подойдёт ко 2 столу, а у кого карточка голубого цвета подойдите к 3 столу и работайте (ищите друга своему слову на столе. Выложите получившиеся пары на столе.

Проверка. Чтение слов парами.

Вот мы и собрали друзей вместе, ребята, а почему мы можем назвать слова-синонимы друзьями? Давайте вспомним значение слова «друзья» и сопоставим со словом «синоним». (слайд 14).

8. Подведение итога урока.

И вот мы уже на последней ступеньке лестницы нашего успеха. Скажите, мы достигли поставленных перед собой целей?

Докажите. Что вы узнали нового? Чему научились?

Как вы считаете, открыли мы новые знания?

Продолжите любое предложение (слайд 15)

Мне на уроке было интересно, потому что…

Мне понравилось….

Мне урок не понравился, потому что…

Ребята, посмотрите, на нашей лесенке открытия знаний остались еще ступеньки, как вы думаете, почему?

И еще я хочу посмотреть, что стало с вашим настроением, просигнальте мне, гостям и друг другу. Спасибо.

- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.