Тема урока: «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ»
Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма», на основе произведений В.А. Моцарта «Лакримоза» и Ф. Шуберта «Вечерняя серенада»
Задачи урока:
- Выяснить значение понятия «циклическая форма»;
-акцентировать внимание на лучших образцах классической музыки;
-научить понимать музыку, принимая во внимание многообразие способов изложения.
-познакомить учащихся с композиторскими приёмами, позволяющими совмещать прошлое и настоящее в музыкальном произведении.
Развивающая:
-формировать умения передавать свои впечатления в устной и письменной речи;
-развивать умения правильно обобщать, делать выводы и сравнивать.
Воспитательная:
-воспитывать любовь к музыке, музыкантам;
-воспитывать эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: в результате урока учащиеся смогут:
-понимать определение «циклические формы»;
-воплощать особенности музыки в исполнительской и слушательской деятельности.
Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут:
-продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, -осуществлять самоконтроль.
-продолжить овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
-наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, распознавать художественный смысл.
-ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Личностные: в результате урока учащиеся смогут:
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.
Тип урока: урок формирование новых знаний
Методы: метод размышления о музыке
Формы: беседа
Актуальность проблеммы:
установить связи между различными историческими эпохами; понимание проблематики произведений В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, А.Шнитке.
Прогнозируемый результат:
-уметь воспринимать на слух и разбираться в структуре циклических форм музыки;
-умение понимать причины обращения композиторов современности к формам классической музыки прошлого через современное концертное воплощение;
Музыкальный материал урока:
В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание).
Ф. Шуберт. Серенада (слушание).
А.Шнитки «Сюита в старинном стиле».
Дополнительный материал:
Презентация.
Ход урока:
1.этап Организационно-мотивационный .
Художественная форма – это ставшее зримым содержание.
И. Гофмиллер
1слайд
Звучит «Сюита в старинном стиле».А.Шнитки
Работа по теме урока
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я хочу начать урок с цитата немецкого писателя и критика XIX–XX веков Иозефа Гофмиллера: Художественная форма – это ставшее зримым содержание. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
2 слайд
Ответы детей.
А какое отношение имеет слово «форма» к музыке?
Ответы детей
Правильно, музыкальная форма!
3 слайд
.
2этап: Формулирование темы урока.
Ребята, определите, что связывает эти картинки на слайде, что между ними общего?
Ответы
Всё верно -циклы. А теперь как мы свяжем циклы и музыкальные формы? Отлично, пришло время для определения нашей новой темы.
4-5 слайд
Тема: Циклические формы в музыке
3- этап: Постановка цели и задач
Выяснить значения понятия «циклическая форма» и закрепить представление о музыкальной форме.
7 слайд
4 этап: Актуализация знаний.
Перед тем, как приступить к изучению нового материала, проверим, как вы поняли предыдущую тему, вам нужно определить музыкальную форму некоторых произведений. Записать схемой. (работа у доски и в тетради)
Слушание:
«Два еврея» М.П.Мусоргский А=Б (двухчастное)
«Прелюдия №7» Ф.Шопен А(период)
«Джульетта - девочка» А-В-А-С-А рондо
5 этап: Открытие новых знаний
Циклические формы в музыке, это музыкальные жанры, которые имеют наличие отдельных частей. Они самостоятельны по строению, но связанны единством замысла. Назовите жанры музыки, состоящие из нескольких частей….(ответы детей)
В истории академической музыки известны следующие музыкальные циклы: «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические, вокальные циклы, концерты. 8 слайд
Сюита как жанр не исчезла, появилась в творчестве композиторов – романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, П.И. Чайковского и М. П. Мусоргского. А в двадцатом веке снова зазвучала танцевальная сюита – в творчестве одного из лучших российских композиторов – А. Г. Шнитке. Сегодня мы познакомимся с вами с этой прекрасной музыкой «Сюита в старинном стиле». Слушание «Сюита в старинном стиле». А. Шнитке
Рассказ учеников- биография Шнитке.
Альфред Гарриевич Шнитке — советский и российский композитор, музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств, известный музыковед. Награждён Государственной премией РСФСР и Российской федерации. В его творческой копилке 4 оперы, 10 симфоний, 15 концертов инструментальной музыки. Так же он является автором многочисленных хоровых, вокальных произведений.
Альфред Шнитке –оставил большое наследие в искусстве. Его произведения и сейчас довольно часто исполняют современные музыканты. Музыка знаменитого композитора была одинаково востребована и признана как за рубежом, так и у нас в стране. Его уникальная музыка отличалась яркой индивидуальностью. Сочинения Шнитке по-своему неповторимы.
К тому же, он является нашим земляком. 24 ноября 1934 года в городе Энгельс родился великий советский композитор Альфред Шнитке, в семье поволжских евреев.
6 этап: Первичное проверка понимания
9 слайд
Я предлагаю вам послушать «Lacrimosa» В.А. Моцарта, одну часть из Реквиема,
Вслушайтесь в интонации этого произведения и постарайтесь понять содержание произведения.
«Лакримоза» - слушание.
-Какое впечатление произвела на вас эта музыка? (тяжелое)
-Какое состояние человека передается в музыке «Лакримозы»? (Состояние скорби, печали) С какой жизненной ситуацией ты можешь соотнести эту музыку?
10 слайд
Слёзный день- называется эта часть Реквиема. Ре́квием- заупокойная месса в католической церкви латинского обряда.
11 слайд
В эпоху романтизма пышно расцветает ещё один жанр (серенады) как лирической миниатюры, насыщенной большим эмоциональным содержанием.
А что означает понятие «лирика»?
Род произведений поэтических, выражающий чувства и переживания человека.
Пришло время познакомиться ещё с одним музыкальным произведением, которое относится к циклической форме в музыке.
7 этап: Применение знаний в практической деятельности
Слушание «Серенады» Ф. Шуберта в инструментальном исполнении.
Анализ музыкального произведения самостоятельно. (по алгаритму анализа)
Используя словарь эстетических эмоций дают характеристику серенады.
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Охарактеризуйте ее образ.
-Образ чего рисует музыка: человека, времени суток, природу?
-Или это чувства человека?
-К какому жанру вы отнесёте это произведение? ( определяют жанр, )
- Звучание какого инструмента напоминает аккомпанемент «Серенады»?
- Можно ли сказать, что музыка «Серенады» рисует образ мечты, надежды.
12 слайд
Ребята, перед вами два стихотворения. Как вы думаете какое из них наиболее созвучно с мелодией серенады? (дети выбирают)
Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной. | Когда весна стучит в окно |
Серенада Ф. Шуберта существует и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра, и как вокальное, и теперь мы послушаем произведение в вокальном исполнении.
«Лебединая песня». Таким красивым и символическим названием друзья Франца Шуберта - австрийского композитора, одного из основоположников романтизма в музыке, озаглавили сборник его последних произведений, в который вошли так называемые прощальные песни, ставшие своеобразным творческим завещанием великого музыканта. Вокальный цикл, состоящий из четырнадцати разных по стилю композиций, весьма востребован исполнителями, однако самым популярным номером является «Серенада». Эта вокальная миниатюра символизирует не только творчество Шуберта, но и все песни периода Романтизма.
8 этап: Итог урока.
Рефлексия. ( карта самооценки)
Домашнее задание: Подумайте и определите музыкальные жанры, близкие по строению к СЕРЕНАДЕ?
Каждый элемент музыкальной формы является главным носителем содержания: по тому, как звучит музыка, что в ней главенствует, каковы особенности её структуры, мы можем судить и о музыкальном образе, характере, настроении.
рефлексия
Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения
обучающегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | да | нет | затрудняюсь |
1 | Внимательно слушал произведение | |||
2 | Смог точно определить средства музыкальной выразительности | |||
3 | Правильно определил форму произведения | |||
4 | Точно определил характер музыкального произведения | |||
5 | Определил музыкальный образ произведения | |||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
.
Спицына Любовь Ивановна