12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрова Елизавета Николаевна163
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

ПЛАН УРОКА ПО ФИЗИКЕ 10кл

ТЕМА УРОКА. Третий закон Ньютона.

Цель урока: учащиеся должны знать, что существуют силы действия и противодействия.

Тип урока: комбинированный.

План изучения нового материала.

1. Силы действия и противодействия.

2.Третий закон Ньютона.

3.Примеры действия и противодействия.

Ход урока.

I.Проверка ранее изученного материала.

Самостоятельная работа.(15мин.)

Вариант 1

Шарик массой 1 кг движется с ускорением 50 см/с2. Определите силу, действующую на шарик.

На тело массой 5 кг действуют силы 3 Н и 4 Н, направ­ленные на юг и запад соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?

Вариант 2

Сила 2 мН действует на тело массой 5 г. Найдите уско­рение, с которым движется тело.

Санки массой т = 10 кг движутся на восток с ускоре­нием а = 0,5 м/с2 под действием двух сил, одна из кото­рых F1 = 20 Н направлена на запад. Куда направлена и чему равна сила F2, действующая на санки?

Вариант 3

Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приоб­ретает ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет те­ло массой 10 кг под действием такой же силы?

На груз, движущийся вертикально вверх с ускорением а = 2 м/с2, действуют две силы: F1 = 8 Н, направленная вертикально вверх, и F2 = 3 Н, направленная вертикаль­но вниз. Какова масса груза?

Вариант 4

Определите массу тела, которому сила 50 мН сообщает ускорение 0,2 м/с2.

На брусок массой т = 200 г действуют две силы: сила F1 = 1 Н, направленная на юг, и сила F2 = 1,5 Н, направ­ленная на север. С каким ускорением движется брусок?

Вариант 5

1. Сила 60 Н сообщает мячу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому мячу ускорение 2 м/с2?

2. Автомобиль движется с ускорением а = 2 м/с2 под дей­ствием двух сил: силы тяги двигателя F1 = 10 кН и силы сопротивления движению F2 = 4 кН. Сила –F1направлена на юг, сила F2 — противоположна направлению движе­ния автомобиля. Чему равна масса автомобиля?

Ответы к самостоятельной работе: В-1.1.0,5Н. 2.1м/с2; на юго - запад.

В-2.1.0,4 м/с2 2.25 Н; на восток.

В-3.1.0,8 м/с2 2.2,5 кг.

В-4.1.0,25 кг .2. 2,5м/с2.

В-5.1.150 Н. 2.3000кг.

II.Изучение нового материала. 1. Силы действия и противодействия. Сила, сообщающая телу ускорение, является мерой внешнего воздействия на него другого тела. Эта сила возникает при взаимодействии между этими телами. Так как объекты взаимодействия равноправны, то на второе тело со стороны первого также действует сила – сила противодействия. Силы действия и противодействия, возникающие в результате взаимодействия тел, являются силами одной природы. Так, взаимодействие планет является гравитационным, взаимодействие стального бруска и магнита – электромагнитным.

2.Третий закон Ньютона. Определение.

Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю, противоположны по направлению и действуют вдоль одной прямой, соединяющей эти тела.

3.Примеры действия и противодействия.

В качестве примеров действия и противодействия можно рассматривать любые столкновения и удары. Так, при столкновении двух автомобилей каждый автомобиль получает повреждения.

Ускорение, приобретаемое телами в результате их взаимодействия, зависит от соотношения масс тел. Чем больше масса одного тела, тем труднее его сдвинуть другому, менее массивному телу.

Рассчитаем, например, ускорение которое приобретает Земля при старте спринтера массой т = 60 кг.

Отталкиваясь от стартовых колодок, спринтер действует на Землю (рис. 74 стр 88.)

В свою очередь, на спринтера, стартующего с ускорением a1 со стороны Земли действует сила противодействия

F12 = ma1

По третьему закону Ньютона такая же по модулю и противоположная по направлению будет действовать на Землю (масса = 61024кг).

Под действием этой силы Земля приобретает ускорение, которое находится из второго закона Ньютона:

Так как масса Земли на 23 порядка превышает массу спринтера, то ускорение 3eмли при старте спринтера оказывается ничтожным: оно на 23 порядка меньше, чем ускорение спринтера: a1= 5 м/с2, a2= 510-23 м/с2.

III.Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам.

Почему при действии тела на частицу возникает противодействие со стороны час­тицы? Взаимодействие тел является парным.Объекты взаимодействия равноправны.

2.Сформулируйте третий закон Ньютона. Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю, противоположны по направлению и действуют вдоль одной прямой, соединяющей эти тела.

3.Для каких фундаментальных взаимодействий применим третий закон Ньютона? Для гравитационного и электромагнитного.

4.С какой силой вы притягиваете к себе Землю? С такой же по модулю силой, с которой Земля притягивает меня.

5.Как ускорение, приобретаемое телами в результате парного столкновения, зависит от соотношения масс тел? Эти ускорения обратно пропорциональны массам тел.

IV. Итог урока. Сегодня на уроке мы выяснили что, существуют силы действия и противодействия.

Домашнее задание. §20.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.