12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Залия Фаритовна300
Россия, Свердловская обл., Ивдель
1

Урок физики в 9 классе по теме «Третий закон Ньютона»



/data/files/b1564376393.swf (Материалы к уроку (schoolcollection))

/data/files/z1564376262.pptx (Презентация к уроку)

 

Урок физики в 9 классе

Тема: Третий закон Ньютона

Цель урока: Изучение III-го закона Ньютона, его особенностей и значения.

Задачи урока:

    1. Убедиться в возникновении «парных» сил: действия и противодействия
    2. Сформулировать III закон Ньютона
    3. Определить особенности сил взаимодействия
    4. Применить III закон Ньютона для решения практических, логических, качественных задач.

Этап

Цель

Содержание

Время

I. Мобилизующее начало урока. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Организация класса.

Цель: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; обеспечение нормальной обстановки.

– Проверка отсутствующих;

– Проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся;

– Организация внимания

1 мин

II. Актуализация знаний учащихся.

Цель: проверка итогов предыдущей работы, воспроизводство знаний, полученных на уроках, создание мотивации на освоение нового материала.

К доске вызвать 1 учащегося, выполнить задачу № 1506 из сборника

2) Работа с классом. Учитель: На предыдущих уроках мы изучили II закон Ньютона. Используя раздаточный материал, заполните пропуски в предложенных заданиях

    1. Под действием силы тело движется___________
    2. Формула второго закона Ньютона:____________
    3. Если при неизменной массе силу увеличить в два раза, то ускорение __________ в _______ раз.
    4. Если массу тела увеличить в два раза, а силу уменьшить в четыре раза, то ускорение __________ в __________ раз
    5. Если силу увеличить в три раза, а массу _____________, то ускорение останется неизменным.

Проверяем по слайду 2.

По приведенным рисункам ответьте на вопросы: “Как движется тело?”, “Куда направлено ускорение?” (слайд 3). Дайте краткий ответ.

 

 

 

III. Изучение нового материала.

 

Итак, ребята, мы изучили I и II закон Ньютона. Мы узнали, при каком условии тело сохраняет свою скорость постоянной в ИСО, о том, что в результате взаимодействия тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально силе и обратно пропорционально его массе. Но ни I, ни II закон Ньютона не говорит нам о том, что же будет происходить со вторым взаимодействующим телом. Речь пойдет о III законе Ньютона.

Ударьте ладонью по столу. Что вы испытали?

– Боль.

– Почему? Ведь это вы бьете стол, а не он вас.

Попробуйте поднять себя за волосы, как знаменитый барон Мюнхгаузен.

-Почему у вас так не получается сделать?

Ответы на эти вопросы мы узнаем, если изучим III закон Ньютона.

III закон Ньютона объясняет явление отдачи при выстреле. Откат пушки и есть результат отдачи при выстреле (слайд 4). III закон Ньютона лежит в основе реактивного движения кальмара и т.д.

Слайд 5,6,7:

Объявление темы урока. Запись в тетради даты и темы урока

 

 

 

Слайд 8 (используется материал с единой коллекции цифровых ресурсов schoolcollection):

 

 

 

 

Опыт с динамометрами. Работают в парах, один держит, другой тянет. Вывод и рисунок эксперимента записывают в тетрадях самостоятельно: Если один из ди­на­мо­мет­ров за­кре­пить и на вто­рой ди­на­мо­метр по­дей­ство­вать с неко­то­рой силой, то можно уви­деть, что де­фор­ма­ция пру­жин будет оди­на­ко­ва. По­ка­за­ния ди­на­мо­мет­ров тоже будут оди­на­ко­вы.

 

 

 

Слайд 9(используется материал с единой коллекции цифровых ресурсов schoolcollection):

После слайда - запись в тетради формулировки третьего закона Ньютона с презентации

 

 

 

Слайд 10 (используется материал с единой коллекции цифровых ресурсов schoolcollection):

Пример с ударом по столу – вы стол не сломали – разные тела, массы; автомобиль и насекомое
 

После слайдов – запись в тетради свойств сил

 

IV. Закрепление знаний

 

Задача 1.

Двое мальчиков тянут шнур в противоположные стороны, каждый с силой 200 Н. Разорвется ли шнур, если он может выдержать нагрузку 300 Н?

Шаг 1. Сформулируйте третий закон Ньютона? Согласно III закону Ньютона сила действия равна силе противодействия по модулю и противоположна по направлению. 

Шаг 2. Что поменяется, если условно убрать одного мальчика и вместо него поставить стену, к которой прикреплен один из концов шнура? Равнод. сила не изменится. Равнодействующая сила, действующая на шнур, равна 200 Н. Шнур выдержит нагрузку. 

Задача 2.

Человек массой 50 кг, стоя на коньках, отталкивает от себя шар массой 2 кг. Какое ускорение получит при этом человек, если ускорение шара равно 10 м/с2? Трением пренебречь.

mч = 50 кг

mм = 2 кг

F = 20 H

ач - ?

ам - ?

 

Задача №3

 

V. Вывод

 

Три закона Ньютона – основа динамики.

1 Закон, 2 закон, 3 закон

Сила – не причина движения, сила – причина ускорения.

 

VI. Домашнее задание

 

§12-устно

Перышкин – 1542, 1561, 1570*

Видеоуроки:

https://www.youtube.com/watch?v=hTWZ8lMLGcg

https://www.youtube.com/watch?v=38BMLbY7Jzk&t=2s

https://www.youtube.com/watch?v=03jGtr_dA4g

https://www.youtube.com/watch?v=ig3_QfQ5wDM

https://www.youtube.com/watch?v=ljdSgWepkzU

Тренинг на знание терминов: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e06d7980-c145-4c0d-bc99-1f86ec31614c/174.swf

 

VII. Рефлексия.

 

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

 

 


 


 

    1. Под действием силы тело движется_____________________
    2. Формула второго закона Ньютона:_____________________
    3. Если при неизменной массе силу увеличить в два раза, то ускорение ___________________ в _______ раз.
    4. Если массу тела увеличить в два раза, а силу уменьшить в четыре раза, то ускорение ______________ в __________ раз
    5.  Если силу увеличить в три раза, а массу _________________, то ускорение останется неизменным.

 


Презентация к уроку
PPTX / 4.48 Мб

Материалы к уроку (schoolcollection)
SWF / 219.72 Кб
   
   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.