Цель урока: создание условий для включения опыта учащихся в процесс усвоения знаний по установлению зависимости между ускорением и равнодействующей сил, действующих на данное тело.
Задачи урока: на примере изучения второго закона Ньютона продолжить формирование общих и личностных компетенций студентов (умение организовывать свою деятельность исходя из способов и целей ее достижения, анализировать рабочую ситуацию, использовать информационно-коммуникативные технологии, умение нести ответственность за результат своей деятельности, стремление к лучшему результату, умение работать в команде и оценивать свой и чужую деятельность, осуществлять поиск необходимой информации)
Рассмотреть понятие инертность как свойство всех тел, силу как причину изменения скорости тела; раскрыть понятие масса как меру инертности тел; рассмотреть причинно-следственные связи сила – ускорение сформулировать второй закон Ньютона; ознакомить студентов с единицами измерения силы.
Продолжать формирование стремления к познанию окружающего мира, устойчивый интерес к предмету
Развивать навыки логического мышления, умение анализировать и делать выводы, умение пользоваться современными информационными технологиями
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент | Цель этапа урока: обозначить цель урока, поставить задачи этапов, наметить их пути реализации, организовать работу всех студентов группы, проверка готовности студентов к уроку (наличие письменных принадлежностей, учебника, тетради) - Сегодня на уроке мы поговорим о причине возникновения ускорения тела, установим зависимость ускорения от других известных физических величин. Тема нашего урока: «Второй закон Ньютона» Цели урока: рассмотреть понятия инертность как свойство всех тел, силу как причину изменения скорости тела; массу как меру инертности тел; рассмотреть причинно-следственные связи сила – ускорение сформулировать второй закон Ньютона; ввести единицу измерения силы. |
2. | Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала) | Цель этапа урока: проверка знаний студентов материала прошлых уроков, необходимых для изучения данной темы, повторить первый закон Ньютона Результат: свободное владение терминологией, знание физических законов Метод: репродуктивный, фронтальный опрос Критерий достижения цели: все поставленные вопросы освещены студентами Преподаватель дает время на поиск ответа в учебнике в случае, если студенты затрудняются с ответом, после еще раз спрашивает студентов. Актуализация знаний. Постановка познавательной части урока – повторение: - Давайте ответим на вопросы: Виды движения. Чем отличается равномерное движение от равнопеременного? Что такое ускорение тела? Какая физическая величина постоянна при равномерном движении? При равнопеременном движении? Каков характер движения, если скорость и ускорение направлены в одну сторону? В противоположные стороны? Зависит ли скорость от времени при равномерном движении? Нарисовать на доске график зависимости s(t) при равномерном движении. Нарисовать на доске графики зависимости a(t), v(t), s(t) при равнопеременном движении Графическое представление движения. Что это такое? Сформулируйте первый закон Ньютона – закон инерции. Что мы понимаем под инерциальными системами отсчета Согласны ли вы с утверждением: «Равномерное движение – движение по инерции». Почему? |
3. | Изучение нового учебного материала. | Цель этапа урока: формирование новых понятий по теме «Второй закон Ньютона». Методы: словесный, беседа, наглядный, практический Критерий уровня интереса: активность студентов, рабочая обстановка на уроке План урока: Сила – причина ускорения Зависимость ускорения от величины силы (компьютерный эксперимент с мультимедийного диска «Teach Pro: Физика») Второй закон Ньютона Единицы силы - Из первого закона Ньютона следует, что если на тело не действуют никакие другие тела, то тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения относительно Земли. Его величайшая заслуга состоит в том, что он показал равноправие тел покоящихся и тел, движущихся равномерно и прямолинейно. Находясь, например, в каюте равномерно движущегося корабля, никакими механическими опытами невозможно обнаружить, движется корабль или покоится. Одинаково мелькают летающие бабочки, одинаково падают капли воды, попадая в сосуд с узким горлышком, одинаково раскачиваются маятники и т.д. Рассматривая равноускоренные движения, мы знаем, что причиной ускорения является действие на него других тел, т.е. сил. Второй закон Ньютона устанавливает зависимость ускорения тела от действующей на него силы и от массы тела.
Рассмотрим опыт
Пусть масса тела остается неизменной. Исследуем на ряде опытов зависимость ускорения тела от действующей на него силы. Для этого рассмотрим движение тележки, которая может перемещаться с очень малым трением по гладкому столу. Из наблюдений сделаем вывод: Ускорение, с которым движется тело, прямо пропорционально действующей на него силе обратно пропорционально массе тела. Математически второй закон Ньютона выражается формулой: Вектор ускорения совпадает по направлению с вектором равнодействующей приложенных к телу сил. При решении многих практических задач приходится рассчитывать действующую на тело силу по значению вызванного этой силой ускорения и массе тела: F = m ∙ a Теперь можно уточнить смысл единицы силы один ньютон. Один ньютон – это сила, под действием которой тело массой 1 кг. движется с ускорением 1 м/с2. 1Н = 1 кг ∙ 1 м/с2 = 1 кг ∙ м/с2 Если на тело действует не одна сила, а несколько, то находят равнодействующую всех сил. Тогда второй закон Ньютона записывается в таком виде: ∑ F = m ∙ a Где ∑F – векторная сумма всех сил, или равнодействующая всех приложенных сил к телу. |
4. | Закрепление учебного материала | Цель этапа урока: научить студентов решать задачи на второй закон Ньютона, выявить затруднения в понимании материала и восполнить пробелы, продолжать формировать личностные компетенции студентов, развивать навык работы на интерактивной доске, записать основные вехи жизни знаменитого физика И.Ньютона Метод: контрольно-лабораторный контроль, индивидуальный опрос Критерий усвоения студентами нового материала: решены все запланированные задачи, задачи решались без помощи преподавателя, студенты на местах справились раньше, чем у доски; сообщение студента внимательно слушалось, содержит интересные факты из жизни И.Ньютона, хорошо оформлено, студент рассказывал Если часть студентов не освоила учебный материал: преподаватель повторяет основные моменты объяснения, задает наводящие вопросы, помогает отстающим, организует помощь студентов, успешно осваивающих материал слабым Решение задач: 1). После удара футболиста неподвижный мяч массой 500г. Получает скорость10м/с2. Определите среднюю силу удара, если он длится в течении 0,5с. 2). Скорость поезда массой 500 т при торможении уменьшается в течении 1 мин от 40 до 28 км/ч. Считая ускорение поезда постоянным, найти силу торможения. Сообщение студента «Исаак Ньютон» Фронтальная лабораторная работа: работа с мультимедийным учебником «Открытая физика 2.5 часть 1» |
5. | Задание на дом | Цель этапа урока: нацелить студентов на выполнение домашнего задания, формирование личностных компетенций Запись домашнего задания: В.Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2015. Стр.51 § 2.5 «Второй закон Ньютона», стр. 68 задачи № 6 и 8. Пояснения для студентов: на что обратить особое внимание при прочтении параграфа разобрать условие задач (что дано, что необходимо найти, какие единицы нуждаются в переводе в СИ, чем можно пренебречь в данной задачи, по каким формулам решать) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лабораторная работа "Движение брусков"
Три одинаковых тела (m = m1 = m2) связаны нерастяжимыми невесомыми нитями и расположены, как показано на рисунке. Как изменится ускорение движения тел, если массу каждого тела увеличить в 2 раза? Трение отсутствует.
Начало формы
Не изменится | |
Уменьшится в 2 раза | |
Увеличится в 2 раза | |
Уменьшится в 4 раза | |
Увеличится в 4 раза |
Три одинаковых тела (m = m1 = m2) связаны нерастяжимыми невесомыми нитями и расположены, как показано на рисунке. Как изменится натяжение нити T, на которой подвешен груз m, если массу каждого тела уменьшить в 2 раза? Трение отсутствует.
Начало формы
Не изменится | |
Уменьшится в 2 раза | |
Увеличится в 2 раза | |
Уменьшится в 4 раза | |
Увеличится в 4 раза | |
Три одинаковых тела (m = m1 = m2) связаны нерастяжимыми невесомыми нитями и расположены, как показано на рисунке. Как изменится сила натяжения нити, связывающей тела m1 и m2, если массу каждого тела увеличить в 4 раза? Трение отсутствует.
Начало формы
Не изменится | |
Уменьшится в 2 раза | |
Увеличится в 2 раза | |
Уменьшится в 4 раза | |
Увеличится в 4 раза |
Три одинаковых тела (m = m1 = m2) связаны нерастяжимыми невесомыми нитями и расположены, как показано на рисунке. Как необходимо изменить массу груза m, чтобы ускорение движения тел уменьшилось в 3 раза? Трение отсутствует.
Начало формы
Три одинаковых тела (m = m1 = m2) связаны нерастяжимыми невесомыми нитями и расположены, как показано на рисунке. Как необходимо изменить массу груза m2, чтобы сила натяжения нити, связывающей тела m1 и m2, увеличилась в 2 раза? Трение отсутствует.
Начало формы
Уменьшить в 2 раза | |
Увеличить в 2 раза | |
Уменьшить в 4 раза | |
Увеличить в 4 раза | |
Среди ответов 1–4 нет правильного |
Конец формы