12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вахлюева Ирина Владиславовна342
Россия, Саратовская обл., Саратов

Цели: 1. Установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения. 
2. Научить детей определять склонения имён существительных. 
3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.                            УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания.

Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
– А каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– А что вы для этого должны делать?

Ребята отвечают.

Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным…
– Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы…

Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Для начала повторим то, что уже знаем. Слайд 1

Посмотрите на экран. Спиши предложение:  

Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану.               

 Обозначь имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных вьюге, метели, бурану.

Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания? 

Вьюге –  имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е.

Метели – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и.

Бурану – сущ., стоит в Д.П., ед.ч. - окончание -у.

Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3 этап. Постановка учебной задачи

Какова же цель нашего урока?

Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.

Объявление темы урока: три склонения имен существительных.

Цель: определить признаки по которым имена существительные распределяются по 3 склонениям, научиться определять склонение имен существительных по этим признакам.

Регулятивные УУД: Умение ставить цель и планировать свои действия

.4 этап. Открытие нового знания.

У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета). Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу.

Звезда, снег, метель, гора, лед, метель, дядя, мороз, ночь, печь, холод, папа, елка, солнце, лень, каток, сосна, снеговик, тень, облако, земля, окно.

Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы.

Проведите  группировку по цвету:  первый столбик – слова красного цвета,  второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета.

 

–  Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже.

–  Род, окончания имен существительных,.
– Ребята прикрепляют магнитиками карточки к доске в три столбика.


 

- У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке.

Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов.
– Определите общие существенные признаки существительных 2 склонения – 2 столбик слов.
– Определи общие существенные признаки существительных 3 склонения – 3 столбик слов.

–  Кто может сформулировать вывод?

–  Ребята работают в группах у доски. Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных.
Группы отмечают признаки.

–  К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п.

Слайд 2.

–  Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике стр.14.

 

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат
Умозаключение, обобщение, вывод.

5 этап. Первичное закрепление.

Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных.

Работа в группах.

Работа по инструкционной карте.

Слайд 3.

Давайте составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных.
– Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
Слайд 4.

Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания. 
Презентация работ группы. 

( Ребята составляют алгоритм на экране презентации. Алгоритм в приложении)

Личностный результат
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметный результат
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

6 этап. Физкультминутка. Музыкальная разминка. Слайд 5

Ребята выполняют упражнение под музыку.

Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни.

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 6.

- Составь  из слов три предложения о зиме. Определи склонение имен существительных.

Снежинка, падает, с, пушистая, неба
В, зимой, сад, красногрудые, снегири, прилетают
Снег, искрится, белый, на , солнце

Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и ее самоощущение
.

Предметный результат
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

8 этап. Включение в систему знаний и повторение. Слайд 7.

Составь четверостишие по рифме.

Снежинка
Пушинка
Летает
Сверкает

Определи склонение имен существительных. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.

Работа в парах..

Предметный результат.
Представление знаний, установка локальных связей нового знания с имеющимися.

9 этап. Д/з 

- Написать 3 предложения про Новый год. Определить склонение имен существительных.

10 этап. Рефлексия. Итог деятельности

.– Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
– С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных?

Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – зеленый.

Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.


 

Приложение: алгоритм «Определение склонения имен существительных»


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.