Урок русского языка по теме «Три склонения имён существительных»
Цели: 1. Установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.
2. Научить детей определять склонения имён существительных.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока.
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. УУД
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания.
– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
– А каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– А что вы для этого должны делать?
– Ребята отвечают.
– Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным…
– Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы…
Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
– Для начала повторим то, что уже знаем. Слайд 1
Посмотрите на экран. Спиши предложение:
Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану.
Обозначь имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных вьюге, метели, бурану.
– Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания?
– Вьюге – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е.
Метели – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и.
Бурану – сущ., стоит в Д.П., ед.ч. - окончание -у.
Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.
Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения.
Предметный результат
Использование опыта и знаний.
Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.
3 этап. Постановка учебной задачи
– Какова же цель нашего урока?
– Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.
Объявление темы урока: три склонения имен существительных.
Цель: определить признаки по которым имена существительные распределяются по 3 склонениям, научиться определять склонение имен существительных по этим признакам.
Регулятивные УУД: Умение ставить цель и планировать свои действия
.4 этап. Открытие нового знания.
– У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета). Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу.
Звезда, снег, метель, гора, лед, метель, дядя, мороз, ночь, печь, холод, папа, елка, солнце, лень, каток, сосна, снеговик, тень, облако, земля, окно.
– Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы.
– Проведите группировку по цвету: первый столбик – слова красного цвета, второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета.
– Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже.
– Род, окончания имен существительных,.
– Ребята прикрепляют магнитиками карточки к доске в три столбика.
- У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке.
– Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов.
– Определите общие существенные признаки существительных 2 склонения – 2 столбик слов.
– Определи общие существенные признаки существительных 3 склонения – 3 столбик слов.
– Кто может сформулировать вывод?
– Ребята работают в группах у доски. Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных.
Группы отмечают признаки.
– К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п.
Слайд 2.
– Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике стр.14.
Предметный результат
Использование опыта и знаний.
Метапредметный результат
Умозаключение, обобщение, вывод.
5 этап. Первичное закрепление.
– Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных.
Работа в группах.
Работа по инструкционной карте.
Слайд 3.
– Давайте составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных.
– Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже? Слайд 4.
Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания.
Презентация работ группы.
( Ребята составляют алгоритм на экране презентации. Алгоритм в приложении)
Личностный результат
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметный результат
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.
6 этап. Физкультминутка. Музыкальная разминка. Слайд 5
Ребята выполняют упражнение под музыку.
Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 6.
- Составь из слов три предложения о зиме. Определи склонение имен существительных.
Снежинка, падает, с, пушистая, неба
В, зимой, сад, красногрудые, снегири, прилетают
Снег, искрится, белый, на , солнце
Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и ее самоощущение.
Предметный результат
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.
8 этап. Включение в систему знаний и повторение. Слайд 7.
Составь четверостишие по рифме.
Снежинка
Пушинка
Летает
Сверкает
Определи склонение имен существительных. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.
Работа в парах..
Предметный результат.
Представление знаний, установка локальных связей нового знания с имеющимися.
9 этап. Д/з
- Написать 3 предложения про Новый год. Определить склонение имен существительных.
10 этап. Рефлексия. Итог деятельности
.– Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
– С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных?
Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – зеленый.
Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.
Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.
Приложение: алгоритм «Определение склонения имен существительных»