Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Что такое склонение? Три склонения имен существительных»
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение? Три склонения имен существительных
Цели урока:
Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.
Дать понятие склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
общеклассная;
групповая;
индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная приставка, набор слайдов или презентация урока, таблица для заполнения.
№п/п |
Ход урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. |
Оргмомент. |
2 мин |
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу, закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотите получить на уроке. Посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает - У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем. Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. |
Дети размышляют и отвечают |
|
2 |
Словарная работа |
3-4 мин |
Игра «Будь внимательным» Разделите доску на три столбика и запишите слова по родам. Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец. |
Индивидуальная работа у доски Дети записывают в тетрадь |
|
3 |
Актуализация знаний |
2 мин |
«Верные и неверные утверждения» У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак? Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного? |
Дети работают в парах и заполняют таблицу |
|
4. 5. |
Проблемный вопрос Тема урока |
2 мин 3 – 4 мин |
– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему? Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже. Значение, какого слова вам не совсем понятно? (склонение) Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит? Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. Сформулируйте тему урока. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с первым склонением Работа с учебником упр.153 |
Дети отвечают на вопросы учителя. Склонение имен существительных |
|
6 |
Физ.минутка |
3 мин |
Зарядка |
Дети выполняют разминку |
|
7. |
Решение проблемы Объяснение нового. |
5 мин |
1). Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование. Предлагаю провести свои наблюдения. На каждом ряду мы организуем группу. Прочитайте задание . 2). Работа в группах Задание (повесить на доске) 1. Просклоняйте имена существительные 2.Выделите окончания 3.Определите род имен существительных Сравните окончания имен существительных. В чем сходство в чем различие. 1 группа Склоняют существительные ДЯДЯ, ТЁТЯ, ПЧЕЛА -Проверка по эталону. -какого рода существительное вам досталось -какие окончания они имеют в И.п. --Вы сравнили окончания в различных падежах? Что заметили? -Какой же вывод мы можем сделать. Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. На доске получилась таблица . 3.Чтение вывода по учебнику стр. 90 |
||
Первичное закрепление. |
Работа по учебнику |
Упражнение выполняется коллективно Индивидуальная работа учащихся. |
|||
Рефлексия |
4 мин |
-Доволен ли ты своей работой? – Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Сколько склонений в русском языке - Какие вы запомнили? |
|||
Домашнее задание |
1 мин |
Стр.90 упр. 157 |
Дети записывают в дневник |
||
Оценка за урок |
1 мин |
Учитель озвучивает оценки |