Тема урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды»
Тема урока:
« Загрязнение и охрана окружающей среды»
Цели урока:
- сформировать представление о проблемах антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;
- рассмотреть и определить главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
- научиться работать с текстом, добывая нужную информацию,
- научиться высказывать свою точку зрения;
- воспитывать в себе чувство ответственности за окружающий их мир, чистоту природы своей планеты
Оборудование: учебники экологии, дополнительные источники информации, интернет- ресурсы, рабочие тетради.
Тип урока: урок с элементами интерактивной методики.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
Мы летим в космическом пространстве на космическом корабле. Корабль этот мы привыкли называть — планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обречены на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать.
Тема сегодняшнего урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды».
Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.
Попробуйте дать определение: загрязнение, охрана окружающей среды.
(Ученики предлагают свои варианты)
Посмотрим, что предлагают нам авторы учебника.
Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.
Скажите, что на ваш взгляд является главным источником загрязнения?
(Ответы учеников)
Охрана окружающей среды – система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.
Назовите важнейшие факторы окружающей среды.
(Ответы учеников)
Задание: Используя текст, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют?
Ответ ученика: Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд тонн, а к концу XX века возросли до 100 млрд тонн.
Различают количественное и качественное загрязнение среды.
Учитель: Найдем с вами информацию об этом в учебнике.
Ответы учеников: Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.).
Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.).
2. Интерактивное задание. Работа с текстом.
1) Задание. Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли.
На каждую пару я выдам текст. Получив из него информацию вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради под названием «Загрязнение оболочек Земли». Сначала каждый из вас заполняет свою колонку. При обмене информацией, слушая друг друга, мы заполним таблицу до конца.
2) Ученики выполняют работу с текстом. Записывают кратко основную информацию по своему вопросу в таблицу.
3) Далее в классе происходит обмен информацией которую ученики выбрали из текста, приэтом отстальные невыстыпающие ученики заполняют до конца таблицу.
Таблица «Загрязнение оболочек Земли» .
Оболочка Земли |
Источники загрязнения |
Последствия загрязнения |
Пути решения проблемы |
Загрязнение атмосферы |
|
|
|
Загрязнение гидросферы |
|
|
|
Загрязнение литосферы |
|
|
|
3. Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
(Записаны на доске)
1. Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер?
2. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
3. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
4. Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?
4. Подведение итога урока. Домашнее задание